Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
Завершив формирование, Азовская военная флотилия 15 августа перешла в Мариуполь, ставший ее главной базой.
Основными задачами, поставленными перед флотилией наркомом ВМФ Кузнецовым Н. Г. и командующим Черноморским флотом Ф. С. Октябрьским[148], являлись содействие советским войскам, сражавшимся в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечение безопасности плавания судов Черноморского пароходства, технического флота и рыболовных организаций, недопущение десантов противника на побережье Азовского моря.
В целях выполнения поставленных задач, командующий флотилией А. П. Александров, начальник штаба капитан 2 ранга И. А. Фроликов, начальник оперативного отдела капитан-лейтенант А. В. Загребин, начальник разведки капитан-лейтенант В. С. Бархоткин, флагманский артиллерист старший лейтенант А. А. Бахмутов, флагманский минер капитан 3 ранга В. М. Дубовов и другие офицеры штаба налаживали боевое управление силами флотилии, их подготовку к боевым действиям на Азовском морском театре.
Во второй половине августа, тесня войска Юго-Западного и Южного фронтов, противник вышел к Запорожью и Днепропетровску. Перед угрозой вражеского вторжения оказался Донбасс. В этих условиях нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал сформировать Отдельный Донской отряд (ОДО), В него вошли дивизион речных канонерских лодок — «Кренкель», «Октябрь», «Ростов-Дон», «Серафимович» и дивизион речных сторожевых катеров (8 единиц). Отряд базировался в портах Азова и Ростова, маневренные — базы Калач, Каменская и Цимлянская. Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга С. Ф. Белоусов. Охрана устьевой части Дона возлагалась на отряды водного заграждения, сформированные в Москве, на Волге и приданные Северо-Кавказскому военному округу.
Начало боевых действий
В начале сентября часть 1-й танковой группы из района Днепропетровска и 11-я немецкая армия с каховского плацдарма перешли в наступление, рассчитывая с ходу прорваться в Крым. Но у Перекопа и Геническа передовые части противника встретили упорное сопротивление только что сформированной 51-й армии, взаимодействовавшей с авиацией и отдельными батареями Черноморского флота, а также с Азовской военной флотилией. Несколько ее кораблей и плавучая база № 127 с 16 по 24 сентября повседневно поддерживали огнем наши части в районе Геническа, оз. Молочного, на Арабатской Стрелке. 26 сентября катер-тральщик «Войков» (командир капитан-лейтенант А. Я. Беззубый) в районе Кирилловки уничтожил 2 мотобота, а вблизи косы Бирючий Остров захватил 4 шхуны неприятеля.
В эти и последующие дни боевые действия в северо-запад-поп части Азовского моря вели также экипажи канлодок «Дон», «Рион» и № 4; сторожевых кораблей-тральщиков «Перванш», «Штурман»; катеров-тральщиков «Туапсе», «Циклон» и «Ураган». Непосредственное руководство этой группой кораблей осуществлял командующий флотилией А. П. Александров. Уверенно действовали командир дивизиона сторожевых кораблей-тральщиков капитан 2 ранга В. С. Грозный, командиры канлодок лейтенанты П. Я. Кузьмин и Л. А. Скрипник. Бесстрашие и самоотверженность проявили многие другие офицеры, старшины и матросы.
Корабли флотилии обеспечивали отход вдоль северных берегов Азовского моря войск 9-й армии, эвакуацию рыболовного флота и имущества предприятий из Осипенко и Мариуполя, продолжали содействовать советским войскам в районе Арабатской Стрелки.
Решая задачу обеспечения морских коммуникации, корабли флотилии в период оборонительных действий с 20 сентября по 10 октября 1941 года из портов Осипенко, Мариуполь, Таганрог вывезли более четверти миллиона тонн грузов, г. том числе около 50 тысяч тонн зерна, более 100 тысяч тонн руды и угля, 30 тысяч тонн нефтепродуктов, промышленного оборудования и др.
6 октября авиация противника вела воздушную разведку в районах Керчи и Феодосии, бомбила Мариуполь, сбросила 2 мины на внешнем рейде Севастополя. При отражении налета на Мариуполь отличилась 87-я истребительная эскадрилья АВФ. Ее командир капитан И. Г. Агафонов на самолете «ИЛ-15» сбил два «Ю-88» и два «МЕ-110». Через два дня немцы повторили налет на Мариуполь. На этот раз советскими истребителями было сбито 6 неприятельских самолетов.
Однако, несмотря на значительные потери в живой силе и технике, гитлеровцы 8 октября захватили Мариуполь. Перед уходом нашими частями были взорваны заводы Азовсталь, Коксохим, ряд портовых сооружений. Но в порту остались 2000-тонный док, парусник «Товарищ», корпус тральщика «Труд», 3 баржи, свыше 3 тысяч тонн хлеба. При выходе из порта погиб от вражеского огня буксир «Саламбала».
Из Мариуполя корабли флотилии отходили на Керчь и Ейск самостоятельно. Сам командующий, отдавший приказ об отходе, на корабле «Мариуполь» отправился в Ейск для сбора сил в портах восточного побережья. К сожалению, в течение нескольких дней он был в изоляции и фактически флотилией не руководил. Лишь 14 октября командный пункт флотилии был развернут в ст. Приморско-Ахтарской.
13 октября, по представлению командования Черноморского флота, нарком ВМФ назначил командующим Азовской военной флотилией контр-адмирала С. Г. Горшкова[149]. Вскоре приступили к своим обязанностям военком флотилии полковой комиссар С. С. Прокофьев, начальник штаба капитан 3.ранга А. В. Свердлов и начальник политотдела батальонный комиссар В. А. Лизарский.
Знакомясь с флотилией, контр-адмирал С. Г. Горшков пришел к заключению, что многие вопросы взаимодействия с сухопутными войсками оказались не решенными. Связь с частями 9-й армии, отступавшей по северному берегу Азовского моря, была неустойчивой, а порой прерывалась совсем, что затрудняло организацию огневой поддержки. А корабли нуждались не только в целеуказаниях для артогня, но и в поддержке и прикрытии от вражеской авиации. Такая неотработанность организации взаимодействия, по мнению адмирала, явилась одной из причин поспешного оставления Мариуполя. Поэтому первейшей задачей, за которую пришлось взяться ему и штабу, было установление не просто связи, а совсем иного контакта с сухопутным командованием на северном побережье Азовского моря, где действовали 9-я и 56-я армии, и на Керченском полуострове с 51-й армией.
Между тем, на Южном фронте мотомехчасти противника выдвигались в направлении Таганрога. Генштаб Красной Армии поставил перед авиацией Черноморского флота задачу: уничтожить оставленные в Мариуполе и Осипенко значительное количество плавучих средств и портового оборудования.
В это время корабли АВФ содействовали частям Советской армии в районе Арабатской Стрелки и Таганрога. Так, в Миусском лимане с 9 октября действовали 4 катера 14-го отряда водных заграждений под командованием начальника штаба старшего политрука В. П. Никитина. Выведя из строя паром, личный состав отряда высаживал небольшие группы пехотинцев в местах сосредоточения гитлеровцев для разрушения их переправ. Совместно с отходившим батальоном удерживал село Лакедемоновка, чем вынудил гитлеровцев обходить Миусский лиман с севера, помогал отходившим частям эвакуироваться через лиман. А когда задача была выполнена, катера покинули лиман и пришли в Азов.
Прибывшие в Таганрогский порт корабли Отдельного Донского отряда охраняли город со стороны моря, обеспечивали вывод плавучих средств, эвакуацию людей и народнохозяйственных грузов. Пять сторожевых катеров ОДО сопровождали 11 транспортных судов с различными материалами и оборудованием в Ейск. На эвакуации жителей были заняты канлодки № 4 и «Дон». Огнем своих орудий поддерживали защитников города канлодки «Кренкель» и «Ростов-Дон». 17 октября вражеские танки прорвались к самой оконечности города и открыли с высокого берега огонь по не успевшим выйти в море судам. От неприятельского снаряда утонула канлодка «Кренкель». На ней погибли руководившие эвакуацией Таганрога секретари горкома партии Л. И. Решетник и Н. Я. Сердюченко, заместитель председателя горисполкома М. И. Рамазанов, заведующий отделом горисполкома В. Л. Наталевич и другие.
Вражеским снарядом была повреждена канлодка «Ростов-Дон». Экипаж буксира «Ока» сумел вывести ее в залив, а затем в город Ростов. Несколько катеров под командой лейтенанта В. С. Богословского сняли с ее борта раненых, в том числе командира ОДО С. Ф. Белоусова, а также эвакуированный из Таганрога запас денег и доставили их в Азов.
Конец октября завершился для Азовской флотилии удачным переводом из Ейска в Керчь плавдока, который перевозили буксиры «Норд» и «Миус» в сопровождении истребителей и 5 кораблей, а также набегом 3 сторожевых катеров и 2 катеров-тральщиков в район Таганрог — Беглицкая коса, но время которого было уничтожено 11 мелких судов и захвачено 2 сейнера противника.
В это время, учитывая недостаточную обеспеченность флотилии в кораблях, командующий Черноморским флотом Ф. С. Октябрьский передал ей 2 подводные лодки типа «М», сторожевой катер «Кубань» и 2 канлодки «Буг» и «Днестр». Накануне несколько укрепилась материально-техническая база Донского отряда. Теперь он имел 4 речных канлодки, 8 сторожевых бронекатеров, 9 полуглиссеров, 3 полевые батареи, бронепоезд и одну пулеметную роту.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.