» » » » Александр Карпов - Азовский флот и флотилии


Авторские права

Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сфинкс, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Карпов - Азовский флот и флотилии
Рейтинг:
Название:
Азовский флот и флотилии
Издательство:
Сфинкс
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-7280-0022-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азовский флот и флотилии"

Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.






Высадившиеся в течение 26–31 декабря части 44-й и 51-й армий к исходу 2 января 1942 года очистили Керченский полуостров, продвинулись на 100–110 км и вышли на рубеж Киет-Новопокровка, Сент-Эли, Карагоз, Изюмовка, Отузы.

Керченско-Феодосийская операция была самой крупной морской десантной операцией Великой Отечественной войны. В результате ее в Крыму был создан новый фронт, противник потерял возможность через Керченский пролив вторгнуться на Кавказ, был вынужден оттянуть часть сил с Таганрогского направления Южного фронта, прекратить наступление на Севастополь, оборона которого продолжалась еще полгода.

Успех Керченско-Феодосийской десантной операции стал возможен благодаря возросшему военному искусству советского командования в организации взаимодействия сил армии и флота, умелому его планированию, скрытой подготовке и достижению внезапности при высадке. Важную роль сыграла партийно-политическая работа, направленная на воспитание у воинов мужества, стойкости, решительности, на обеспечение высокого наступательного порыва. Коммунисты и комсомольцы шли первыми и находились на самых тяжелых участках.

Керченско-Феодосийская операция дала весьма ценный опыт в подготовке и осуществлении подобных операций в условиях сильного противодействия противника на побережье и в воздухе. Высадка такого большого десанта, да еще в сложных зимних условиях, вошла славной страницей в боевую летопись Советского Военно-Морского флота.

«1941 год, — пишет парком ВМФ Н. Г. Кузнецов в своей книге „Курсом к победе“, — закончился нашими бесспорными успехами в Крыму. Севастополь отбил второй, декабрьский, штурм немцев. Феодосия, Керчь, значительная часть Керченского полуострова были освобождены. Однако превосходство в силах, особенно а авиации и танках, было на стороне противника. В январе ему снова удалось захватить Феодосию и несколько потеснить части 51-й армии на восток. Но Севастополь был спасен, и значительный плацдарм на Керченском полуострове оставался в наших руках».

Значительно полнее о недостатках в организации и проведении Керченского-Феодосийского десанта говорит адмирал С. Г. Горшков:

«Осмысливая тогда итоги этого поистине героического десанта, одного из наиболее крупных в войне, мы отчетливо видели и серьезные недостатки в его планировании и организации. Особенно это касается взаимодействия между родами войск, принимавшими в нем участие. Но самое главное — пренебрежение со стороны командования фронта, да и флота, авиационной поддержкой и истребительным прикрытием».

В связи с созданием нового, Крымского, фронта, которым командовал генерал-лейтенант Д. Т. Козлов, перед Азовской флотилией встала задача защищать постоянно действующую коммуникацию через Керченский пролив, перевозить пополнение и снабжение войскам фронта. По данным ЦГМА корабли Черноморского флота и Азовской военной флотилии с 29 декабря 1941 года по 13 мая 1942 года перебросили на Керченский полуостров в порты Камыш-Бурун и Керчь свыше 260 тысяч человек, 1956 орудий, 629 танков, 8128 автомашин и прицепов.

На защите Восточного и Южного Приазовья

В зимний период 1942 г. усилились разведывательно-диверсионные рейды по льду и морю через Таганрогский залив с тем, чтобы держать противника в постоянном напряжении, заставить его отвлекать с фронта силы на оборону занятого им побережья. В этих рейдах принимали участие, как правило, моряки-добровольцы из экипажей кораблей, подразделения морской пехоты и воины 56-й армии.

В январе-марте 1942 года морские пехотинцы из отряда Цезаря Куникова совместно с разведывательно-ударным отрядом 56-й армии громили врага в районе Таганрога, на Миусском полуострове, на косе Кривой и хуторе Рожок. Ни зимняя стужа, ни весенняя распутица не спасали врага от дерзких и смелых рейдов морской пехоты.

Вылазки в тыл врага, когда основным оружием были автомат, гранаты, а в рукопашной схватке — и нож, свидетельствовали о личной храбрости каждого участника опасных заданий; они вырабатывали смекалку и выносливость, воспитывали мужество и отвагу, взаимную выручку.

Всего в зимний период на этом направлении было проведено свыше 80 таких рейдов. В ходе их действовали береговая артиллерия и артиллерия принятых в январе 1942 года в состав флотилии двух бронепоездов, авиация.

Наиболее ощутимую помощь АВФ оказывал прибывший в конце 1941 года с Балтики 119-й морской разведывательный авиаполк, 18-я эскадрилья которого была в непосредственном подчинении флотилии. Днем летчики вели разведку в Черном и Азовском морях, ночью бомбили базы, аэродромы, скопления войск, и боевой техники противника в Крыму и на ростовском участке фронта.

Обеспечивая действия ЛВФ, полк наносил бомбовые удары но вражеским кораблям и транспортам в Таганроге, Мариуполе, Осипенко. За ночь летчики совершали по 3–6 боевых вылета. Летали в сложных метеоусловиях, с необорудованных аэродромов. Самолеты запасались максимальным количеством авиабомб: мелкие осколочные и зажигательные бомбы брали непосредственно в кабину и затем сбрасывали вручную.

Лучшими подразделениями по выполнению боевых заданий являлись эскадрильи, которыми командовали майор С. П. Крученных, капитаны И. И. Ильин и Н. А. Мусатов, ставший впоследствии командиром 119-го полка.

Первоначально полк был оснащен гидросамолетами МБР-2 (морской ближний разведчик). Самолет этой серии был создан в Таганроге опытно-конструкторским бюро морского самолетостроения под руководством авиаконструктора Г. АД. Бериева[153]. Выпускался серийно с 1936 по 1940 гг. На пассажирском варианте самолета МП-1 экипаж М. Осипенко в 1937–1938 годах установил 6 мировых рекордов. За первые полтора года войны летчики 119-го авиаполка совершили свыше 6000 самолетовылетов, причем большую часть из них ночью.

Весной 1942 года немецко-фашистское командование, потерпев поражение под Москвой и на северо-западном направлении, решило сосредоточить свои усилия на юге с целью выхода в нефтеносные районы Кавказа и плодородные районы Дона, Кубани, Нижней Волги. К этому времени в портах Северного Приазовья было сосредоточено 15 пароходов и буксиров, 26 десантных паромов, 11 десантных самоходных барж, 130 мотоботов, 7 сторожевых катеров, 9 грузовых барж. В Мариупольском порту находилось свыше 2 тысяч моряков. Опираясь на такой флот, немецкое командование стало интенсивно использовать для снабжения своих войск морские пути, связывающие Геническ, Осипенко, Мариуполь и Таганрог. В этот период значительно возросло количество немецких воздушных налетов на порты Ахтари, Ейск, Темрюк.

Предвидя возможный ход событий на советско-германском фронте. Ставка Верховного Главнокомандования еще в конце апреля создала Северо-Кавказское направление, в которое включила Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовскую военную флотилию. Главнокомандующим этого направления был назначен Маршал Советского Союза С. М. Буденный, его заместителем по морской части — заместитель наркома ВМФ И. С. Исаков[154].

Военный совет Северо-Кавказского направления поставил перед Азовской флотилией в качестве главных задач — обеспечить безопасность коммуникаций на море, содействовать войскам Крымского фронта на северном побережье Керченского полуострова и войскам Южного фронта на участке Таганрог-Ростов. Не освобождалась флотилия и от противодесантной обороны побережья. Для усиления флотилии Военный совет направления передал ей из Черноморского флота отряд сторожевых катеров «МО», отряд торпедных катеров, монитор «Железняков», эскадрилью самолетов МБР-2, а также придал флотилии 14-ю штурмовую авиаэскадрилью.

Выполняя поставленные задачи, командование Азовской флотилии активизирует деятельность своей авиации, особенно 18-й эскадрильи 119-го авиаполка. Во второй половине мая — начале июля ею была нанесена серия бомбовых ударов по портам Северного Приазовья. Отряды и группы кораблей АВФ проводят усиленную работу но установке мни на предполагаемых маршрутах вражеских транспортов. Было проведено несколько демонстративных десантов на побережье между Мариуполем и Таганрогом.

В середине мая значительная часть кораблей и судов Азовской флотилии участвовала в боевых действиях против немецких войск, которые 8 мая перешли в наступление на Керченском полуострове. На ликвидацию советского плацдарма была брошена часть сил 11-й армии Манштейна[155]. Под их натиском войска Крымского фронта стали отступать. Заместитель С. М. Буденного адмирал И. С. Исаков распорядился выслать в Керчь для эвакуации наших войск все суда, находившиеся в этом районе, независимо от их ведомственной принадлежности. Однако основная нагрузка по перевозке людей и боевой техники легла на АВФ. В сложной обстановке удалось эвакуировать на Таманский полуостров до 120 тысяч человек. В их перевозке участвовало 108 судов и 9 кораблей. Последние части через Керченский пролив были переправлены 19 мая. Но несколько тысяч бойцов укрылись в каменоломнях Аджимушкая и еще долгие месяцы продолжали борьбу с немецкими оккупантами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"

Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Карпов

Александр Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"

Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.