Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
Высадившиеся в течение 26–31 декабря части 44-й и 51-й армий к исходу 2 января 1942 года очистили Керченский полуостров, продвинулись на 100–110 км и вышли на рубеж Киет-Новопокровка, Сент-Эли, Карагоз, Изюмовка, Отузы.
Керченско-Феодосийская операция была самой крупной морской десантной операцией Великой Отечественной войны. В результате ее в Крыму был создан новый фронт, противник потерял возможность через Керченский пролив вторгнуться на Кавказ, был вынужден оттянуть часть сил с Таганрогского направления Южного фронта, прекратить наступление на Севастополь, оборона которого продолжалась еще полгода.
Успех Керченско-Феодосийской десантной операции стал возможен благодаря возросшему военному искусству советского командования в организации взаимодействия сил армии и флота, умелому его планированию, скрытой подготовке и достижению внезапности при высадке. Важную роль сыграла партийно-политическая работа, направленная на воспитание у воинов мужества, стойкости, решительности, на обеспечение высокого наступательного порыва. Коммунисты и комсомольцы шли первыми и находились на самых тяжелых участках.
Керченско-Феодосийская операция дала весьма ценный опыт в подготовке и осуществлении подобных операций в условиях сильного противодействия противника на побережье и в воздухе. Высадка такого большого десанта, да еще в сложных зимних условиях, вошла славной страницей в боевую летопись Советского Военно-Морского флота.
«1941 год, — пишет парком ВМФ Н. Г. Кузнецов в своей книге „Курсом к победе“, — закончился нашими бесспорными успехами в Крыму. Севастополь отбил второй, декабрьский, штурм немцев. Феодосия, Керчь, значительная часть Керченского полуострова были освобождены. Однако превосходство в силах, особенно а авиации и танках, было на стороне противника. В январе ему снова удалось захватить Феодосию и несколько потеснить части 51-й армии на восток. Но Севастополь был спасен, и значительный плацдарм на Керченском полуострове оставался в наших руках».
Значительно полнее о недостатках в организации и проведении Керченского-Феодосийского десанта говорит адмирал С. Г. Горшков:
«Осмысливая тогда итоги этого поистине героического десанта, одного из наиболее крупных в войне, мы отчетливо видели и серьезные недостатки в его планировании и организации. Особенно это касается взаимодействия между родами войск, принимавшими в нем участие. Но самое главное — пренебрежение со стороны командования фронта, да и флота, авиационной поддержкой и истребительным прикрытием».
В связи с созданием нового, Крымского, фронта, которым командовал генерал-лейтенант Д. Т. Козлов, перед Азовской флотилией встала задача защищать постоянно действующую коммуникацию через Керченский пролив, перевозить пополнение и снабжение войскам фронта. По данным ЦГМА корабли Черноморского флота и Азовской военной флотилии с 29 декабря 1941 года по 13 мая 1942 года перебросили на Керченский полуостров в порты Камыш-Бурун и Керчь свыше 260 тысяч человек, 1956 орудий, 629 танков, 8128 автомашин и прицепов.
На защите Восточного и Южного Приазовья
В зимний период 1942 г. усилились разведывательно-диверсионные рейды по льду и морю через Таганрогский залив с тем, чтобы держать противника в постоянном напряжении, заставить его отвлекать с фронта силы на оборону занятого им побережья. В этих рейдах принимали участие, как правило, моряки-добровольцы из экипажей кораблей, подразделения морской пехоты и воины 56-й армии.
В январе-марте 1942 года морские пехотинцы из отряда Цезаря Куникова совместно с разведывательно-ударным отрядом 56-й армии громили врага в районе Таганрога, на Миусском полуострове, на косе Кривой и хуторе Рожок. Ни зимняя стужа, ни весенняя распутица не спасали врага от дерзких и смелых рейдов морской пехоты.
Вылазки в тыл врага, когда основным оружием были автомат, гранаты, а в рукопашной схватке — и нож, свидетельствовали о личной храбрости каждого участника опасных заданий; они вырабатывали смекалку и выносливость, воспитывали мужество и отвагу, взаимную выручку.
Всего в зимний период на этом направлении было проведено свыше 80 таких рейдов. В ходе их действовали береговая артиллерия и артиллерия принятых в январе 1942 года в состав флотилии двух бронепоездов, авиация.
Наиболее ощутимую помощь АВФ оказывал прибывший в конце 1941 года с Балтики 119-й морской разведывательный авиаполк, 18-я эскадрилья которого была в непосредственном подчинении флотилии. Днем летчики вели разведку в Черном и Азовском морях, ночью бомбили базы, аэродромы, скопления войск, и боевой техники противника в Крыму и на ростовском участке фронта.
Обеспечивая действия ЛВФ, полк наносил бомбовые удары но вражеским кораблям и транспортам в Таганроге, Мариуполе, Осипенко. За ночь летчики совершали по 3–6 боевых вылета. Летали в сложных метеоусловиях, с необорудованных аэродромов. Самолеты запасались максимальным количеством авиабомб: мелкие осколочные и зажигательные бомбы брали непосредственно в кабину и затем сбрасывали вручную.
Лучшими подразделениями по выполнению боевых заданий являлись эскадрильи, которыми командовали майор С. П. Крученных, капитаны И. И. Ильин и Н. А. Мусатов, ставший впоследствии командиром 119-го полка.
Первоначально полк был оснащен гидросамолетами МБР-2 (морской ближний разведчик). Самолет этой серии был создан в Таганроге опытно-конструкторским бюро морского самолетостроения под руководством авиаконструктора Г. АД. Бериева[153]. Выпускался серийно с 1936 по 1940 гг. На пассажирском варианте самолета МП-1 экипаж М. Осипенко в 1937–1938 годах установил 6 мировых рекордов. За первые полтора года войны летчики 119-го авиаполка совершили свыше 6000 самолетовылетов, причем большую часть из них ночью.
Весной 1942 года немецко-фашистское командование, потерпев поражение под Москвой и на северо-западном направлении, решило сосредоточить свои усилия на юге с целью выхода в нефтеносные районы Кавказа и плодородные районы Дона, Кубани, Нижней Волги. К этому времени в портах Северного Приазовья было сосредоточено 15 пароходов и буксиров, 26 десантных паромов, 11 десантных самоходных барж, 130 мотоботов, 7 сторожевых катеров, 9 грузовых барж. В Мариупольском порту находилось свыше 2 тысяч моряков. Опираясь на такой флот, немецкое командование стало интенсивно использовать для снабжения своих войск морские пути, связывающие Геническ, Осипенко, Мариуполь и Таганрог. В этот период значительно возросло количество немецких воздушных налетов на порты Ахтари, Ейск, Темрюк.
Предвидя возможный ход событий на советско-германском фронте. Ставка Верховного Главнокомандования еще в конце апреля создала Северо-Кавказское направление, в которое включила Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовскую военную флотилию. Главнокомандующим этого направления был назначен Маршал Советского Союза С. М. Буденный, его заместителем по морской части — заместитель наркома ВМФ И. С. Исаков[154].
Военный совет Северо-Кавказского направления поставил перед Азовской флотилией в качестве главных задач — обеспечить безопасность коммуникаций на море, содействовать войскам Крымского фронта на северном побережье Керченского полуострова и войскам Южного фронта на участке Таганрог-Ростов. Не освобождалась флотилия и от противодесантной обороны побережья. Для усиления флотилии Военный совет направления передал ей из Черноморского флота отряд сторожевых катеров «МО», отряд торпедных катеров, монитор «Железняков», эскадрилью самолетов МБР-2, а также придал флотилии 14-ю штурмовую авиаэскадрилью.
Выполняя поставленные задачи, командование Азовской флотилии активизирует деятельность своей авиации, особенно 18-й эскадрильи 119-го авиаполка. Во второй половине мая — начале июля ею была нанесена серия бомбовых ударов по портам Северного Приазовья. Отряды и группы кораблей АВФ проводят усиленную работу но установке мни на предполагаемых маршрутах вражеских транспортов. Было проведено несколько демонстративных десантов на побережье между Мариуполем и Таганрогом.
В середине мая значительная часть кораблей и судов Азовской флотилии участвовала в боевых действиях против немецких войск, которые 8 мая перешли в наступление на Керченском полуострове. На ликвидацию советского плацдарма была брошена часть сил 11-й армии Манштейна[155]. Под их натиском войска Крымского фронта стали отступать. Заместитель С. М. Буденного адмирал И. С. Исаков распорядился выслать в Керчь для эвакуации наших войск все суда, находившиеся в этом районе, независимо от их ведомственной принадлежности. Однако основная нагрузка по перевозке людей и боевой техники легла на АВФ. В сложной обстановке удалось эвакуировать на Таманский полуостров до 120 тысяч человек. В их перевозке участвовало 108 судов и 9 кораблей. Последние части через Керченский пролив были переправлены 19 мая. Но несколько тысяч бойцов укрылись в каменоломнях Аджимушкая и еще долгие месяцы продолжали борьбу с немецкими оккупантами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.