» » » » Павел Берснев - Лабиринты ума


Авторские права

Павел Берснев - Лабиринты ума

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Берснев - Лабиринты ума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Амфора, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Берснев - Лабиринты ума
Рейтинг:
Название:
Лабиринты ума
Издательство:
Амфора
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-367-00731-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лабиринты ума"

Описание и краткое содержание "Лабиринты ума" читать бесплатно онлайн.



В книге петербургского философа-религиоведа П. В. Берснева рассматриваются возможности изучения мистического опыта человека при помощи современных достижений нейрологии. Что способствует возникновению религиозно-мистических переживаний? Можно ли достичь подобных состояний сознания искусственным путем? Эти вопросы решаются автором книги с привлечением примеров из духовных практик Древнего Востока и первобытных культов Америки.






44

Там же. С. 64.

45

Уилсон Р. А. Психология эволюции. Киев: Янус, 1999.

46

Опыты с крысами показали огромную роль эмоций в качестве мотивации для интенсивной рассудочной деятельности. Когда крысам нужно было решить определенную задачу (прохождение через специально сконструированный лабиринт), то пищи в качестве стимула для этой логической операции оказалось недостаточно. Но когда в качестве стимула для решения этой задачи выступала кнопка, запускавшая раздражение «центров удовольствия» посредством электродов в мозге крыс, эти крысы начинали «думать» куда быстрее и решали задачу с лабиринтом, чтобы добраться до «вожделенной» кнопки (см.: Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев: Учебное пособие. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2001. С. 74).

47

Гроф С. Области человеческого бессознательного.

48

Сеть индийского бога Индры в учении китайской буддийской школы Хуаянь является символом Вселенной как единого целого. Она состоит из бесчисленных драгоценных камней, каждый из которых содержит в себе все остальные камни и, в свою очередь, сам содержится во всех прочих камнях. Доктрина Хуаянь выражается в двух формулах: «принцип (нирвана, природа Будды) и вещи (дхармы как элементы эмпирического существования) беспрепятственно проникают друг в друга» и «каждая вещь беспрепятственно проникает во все другие вещи». «Все в одном, одно во всем, одно в одном, все во всем» (Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 261).

49

Мана – универсальная безликая сила, вера в которую широко распространена в Полинезии и других частях Океании. Полинезийцы верили, что обладание маной приносит человеку успех в его деятельности. Наибольшей маной островитяне наделяли вождей и жрецов. См.: Сказки и мифы Океании. М.: Наука, 1970.

50

Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. С. 90.

51

В раннем христианстве происходила острая борьба двух точек зрения относительно материи и, соответственно, тела. Поэтому в трудах Отцов Церкви и ранних богословов мы можем встретить порой прямо противоположные максимы. С одной стороны, родственные древней орфической формуле soma – sema (тело – могила), с другой, тело – храм Божий. Можно привести следующие примеры максим, имевших хождение в христианском мире:

Освободить душу от «оков плоти», от связи с трупом.

Плоть как топь, в которой душа не может не пачкаться и не оскверняться.

Тело чуждо душе как «телесная одежда», как «гнусная маска», как «материальная кожа», как «кожаные ризы».

Тело не есть я-сам, это мое первое «имущество».

Заботиться только о душе и не интересоваться ничем остальным.

Освободиться от тела, «оставить это бремя», не «отягощать свою душу одеждами телесной и плотской жизни, но чистотою своей жизни сделать все свои поступки легкими, как паутинная сеть».

Презирать, дурно обращаться, умерщвлять тело: «Оно меня убивает, а я убиваю его». «Оно меня притесняет, я притесняю его».

Оскорблять тело. Сила души пребывает, полагает преп. Антоний Великий, когда слабеют желания тела. «Атлета видно по широкой груди, по цвету его лица, а христианина – по иссохшему телу…»

Тело – «неблагодарный и коварный друг», которому нельзя доверять.

Демоны действуют через тело, обезображенное грехом, тогда как «благодать Божия пребывает в глубинах души».

«Не тело является источником греха, а свобода».

Тело – обитель души.

Жертва тела в мученичестве, в девстве.

Тело участник молитвы. Часто тело представлено как мутная завеса, «плотность тела» препятствует созерцанию. Но с другой стороны, тело участвует в молитве души, прежде всего – в литургии.

Вернуть телу его духовность. «Слово стало плотью, чтобы опять придать нашей плоти духовность, чтобы все тесто было освящено с ним, ибо в нем освящены начатки» (Фома Шпидлик. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. М., 1999).

52

Например, у брахманистов-непали в 9–13 лет наступал этап ученичества, для чего надо было пройти сложные обряды посвящения (высшие касты), у неваров-буддистов церемония совершеннолетия отмечалась для группы мальчиков до 13 лет и т. д. (см.: Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000). Даже паспорт в современной России выдают в четырнадцать лет.

53

Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000.

54

«Пополь-Вух» («Popol-Vuh»), эпос индейцев киче (Гватемала). Записан латинскими буквами в сер. XVI в.; первая научная публикация – 1861 г. В основе памятника – мифические сказания и исторические предания.

55

Священные письмена майя: Пополь-Вух. Рабиналь-ачи / Пер. Р. В. Кинжалова; Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане / Пер. Ю. В. Кнорозова. СПб.: Амфора, 2000. С. 115.

56

Там же. С. 117.

57

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

58

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.

59

Там же.

60

Там же.

61

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М.: Мир, 1965.

62

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

63

Там же.

64

Там же.

65

БДГ – быстрые движения глаз. На английском звучит как REM – Rapid Eyes Movement. БДГ является характерным признаком «быстрого» сна, наряду с такими признаками, как эрекция полового члена, активация вегетативных функций.

66

Друри Н. Трансперсональная психология. Львов: Инициатива, 2001. С. 147.

67

New Scientist, 19 November 1994, p. 29.

68

Психоделик – термин, введенный в оборот исследователем мескалина Хамфри Осмондом; в дословном переводе с греческого означает «расширяющий сознание» или «проявляющий психику»; от psyche и delos – явный, видимый.

69

Помимо дыхательных практик древних религий и наук, таких как пранаяма, особых техник дыхания в даосизме, буддизме, христианстве и т. д., следует отметить современную методику, разработанную д-ром Станиславом Грофом и его супругой, которую они назвали «холотропным дыханием». Это простой и эффективный метод достижения «синдрома гипервентиляции» и изменения биохимических процессов мозга (торможение функций коры головного мозга и усиление действия более древних частей мозга), в результате чего открывается доступ в иные состояния реальности (см.: Гроф С. Психология будущего. М., 2001. С. 254).

70

Непосредственно связанное со «священным дыханием» сакральное слово, речь, песнопения в данном контексте становятся более понятными. Ангельские славословия, например, можно рассматривать как специфическую настройку на определенное небесное восприятие, на «волну» соответствующих Небес, а не как прихоть какого-то божества.

71

В настоящее время для ввода в иное состояние сознания шаманский бубен используется, например, знаменитым профессором антропологии Майклом Харнером. Майкл Харнер перешел границы теоретического изучения шаманизма и стал одним из основоположников неошаманизма ХХ века. Его девиз: «Стать шаманом может каждый».

Отметим также, что в результате исследований культуры индейцев салиш, проводившихся Вольфгангом Г. Жилеком, было обнаружено, что шаман бьет в бубен в таком ритме, при котором частота ударов находится на частоте тэта-волн (5–7 Гц), что соответствует режиму мозга во время сна или транса.

72

Hemi-Sync (сокр. от hemispheric synchronization, «синхронизация работы полушарий мозга») представляет собой определенные звуковые сигналы, помогающие вызывать одновременно в обоих полушариях мозга идентичные волновые режимы. Когда ухо слышит определенный тип звукового сигнала, мозг обычно начинает «резонировать», то есть откликаться на него сходными электрическими сигналами. Известно, что различные ритмы деятельности мозга указывают на разнообразные состояния сознания (например, бодрствование или сон); таким образом, соответствующие звуковые сигналы способны помочь человеку перейти в то или иное состояние сознания.

Однако Hemi-Sync обеспечивает еще один важный шаг в этом процессе. Уши направляют мощные нервные сигналы в противоположные полушария мозга (по схеме «крест-накрест»). Если в каждое ухо подать независимые звуковые импульсы (чтобы обеспечить независимость, сигналы подаются через наушники), полушариям мозга придется достичь согласия и «услышать» некий третий сигнал, который представляет собой разницу между двумя исходными звуковыми импульсами. Например, если одно ухо слышит звук на частоте 100, а другое – на частоте 125, то мозг в целом начнет вырабатывать частоту, равную 25. Конечно, это не настоящий звук, а электрический сигнал, и он возникает лишь тогда, когда оба полушария действуют сообща. Такой искусственно вызванный сигнал размещается в достаточно узкой полосе частот и обычно имеет удвоенную амплитуду (интенсивность) в сравнении с типичной ЭЭГ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лабиринты ума"

Книги похожие на "Лабиринты ума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Берснев

Павел Берснев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Берснев - Лабиринты ума"

Отзывы читателей о книге "Лабиринты ума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.