» » » » Илья Мощанский - Испытание огнем


Авторские права

Илья Мощанский - Испытание огнем

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Испытание огнем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Испытание огнем
Рейтинг:
Название:
Испытание огнем
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4802-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Испытание огнем"

Описание и краткое содержание "Испытание огнем" читать бесплатно онлайн.



Предложенная читателям книга посвящена совершенно различным операциям Второй мировой войны: оккупации Дании и Норвегии в апреле — июне 1940 года, сражениям в Южной Европе в 1940–1941 годах, а также боевым действиям на Северном Кавказе весной 1943 года. На трех удаленных друг от друга театрах военных действий противоборство между собой вели армии разных государств. Но все-таки имеется одно единое начало, объединяющее в себе столь не похожие между собой «битвы разных народов» — это воздушные и морские десанты, которые противоборствующие стороны осуществляли в представленных операциях.






Союзники пытались овладеть этими позициями с ходу, используя свое превосходство в силах, но все их атаки были отбиты, и позиции оставались в руках немцев в течение всего апреля.

Уже на следующий день после высадки, то есть 10 апреля, соединение английских военных кораблей пыталось с боем прорваться в Уфут-фиорд. При этом были потоплены 2 немецких эсминца, а 5 получили повреждения. Моряки, спасшиеся с потопленных эсминцев, были сведены в батальон морской пехоты под командованием Эрдменгера и включились в оборону Нарвика. Высадившие десант немецкие эсминцы после неравного боя с английскими кораблями и после того, как они нанесли противнику немалый урон, стали жертвой англичан. Они не имели возможности прорваться через узкий проход Уфут-фиорда и уйти в ближайшую немецкую базу, которая к тому времени была создана в Тронхейме. Командир отряда эсминцев капитан 1-го ранга Бонте в этих боях нашел свою смерть.

В ночь на 13 мая 1940 года англо-французские десанты (три французских батальона горных стрелков из 27-й полубригады, два батальона Иностранного легиона из 13-й полубригады, одна английская бригада, 4 польских батальона из бригады стрелков подхаляньских и норвежское соединение — 6 пд, численностью 3,5 тысяч человек) высадились в районе Нарвика. Это стало очередной попыткой союзников создать стратегический опорный пункт в Норвегии, чтобы не позволить германскому командованию использовать западное побережье Норвегии для военных действий против Англии. В Нарвике находился немецкий гарнизон в 6 тысяч человек. Десанты союзных войск общей численностью в 24 тысячи человек 28 мая овладели Нарвиком[6].

Когда союзники добились неограниченного превосходства на море в этом районе и высадили здесь достаточно крупные силы, немецкие войска группы Дитля ничего не могли сделать и стали отходить к шведской границе. Любым действиям противника предшествовал, как правило, сильный огонь корабельной артиллерии. В развернувшихся в мае 1940 года боях горные егеря проявили большое мужество и стойкость, находясь в безвыходном положении. Только тот, кто знаком с местностью в районе Нарвика, с ее глубокими ущельями, высокими горами и бурными реками во время таяния снегов, может представить себе, какое напряжение сил потребовалось от немецких горнопехотных частей и от германских моряков и каких лишений и жертв стоила им эта борьба. Частые охваты, которые постоянно предпринимались войсками норвежцев, исключительно подвижными в условиях горной местности, заставили части вермахта оставить дороги и отойти в горные районы, совершенно лишенные дорог. Но и там немцы не прекращали сопротивления: они вновь собирали свои разрозненные силы, закреплялись на господствующих высотах и снова упорно оборонялись, заставляя противника тратить много времени на подготовку новых ударов, Пока германские войска спешно оборудовали свои новые позиции, отрывая окопы и траншеи прямо в снегу, противник подтягивал сюда свое тяжелое оружие и устанавливал его на позициях, находившихся вне досягаемости немецких легких огневых средств. Затем норвежцы сосредоточенным огнем выбивали немцев с только что оборудованных ими позиций. Это была тактика упорной маневренной обороны — наиболее целесообразной формой борьбы в условиях острого недостатка в вооружении и боеприпасах. Только учитывая этот способ борьбы, беспримерную выдержку немецких солдат, а также личные и командные качества генерала Дитля, умевшего увлекать за собой подчиненных, можно понять, почему немцам вообще удалось в этих условиях продержаться в течение такого длительного периода.

В начале июня 1940 года Нарвик был захвачен англо-французскими войсками и северная группа немцев оказалась оттесненной далеко на восток. Войска генерала Дитля попали в весьма тяжелое, близкое к бедственному положение. Правда, немцам несколько раз удавалось перебрасывать с юга для подкрепления группировки Дитля людей и материальные средства по воздуху (например, был сброшен батальон парашютистов-десантников капитана Вальтера). Но в начале июня, когда обстановка стала особенно критической, сделать это не позволяла плохая погода. Теперь рассчитывать было не на что, а боеприпасов почти не оставалось. В этом казавшемся всем безнадежном положении внезапно наступил неожиданный перелом. Войска западных союзников, бывшие весьма близко к полному успеху, по решению своих правительств, озабоченных поражениями во Франции, начали отход. Отступая, они взорвали железнодорожные мосты и серьезно разрушили портовые сооружения в Нарвике. К 8 июня 1940 года англо-французские войска полностью эвакуировались из Нарвика. После того как союзники покинули территорию Северной Норвегии, 6-я норвежская дивизия прекратила сопротивление. 10 июня немецкие горные егеря снова вступили в разрушенный союзниками Нарвик, получив тем самым заслуженную награду за свою стойкость.

Причины, заставившие союзников прекратить здесь боевые действия, были обусловлены общей военной обстановкой. Во Франции немецкая армия стремительно продвигалась к побережью Ла-Манша. Дюнкерк был уже окружен. Принимая все это во внимание, нетрудно понять, почему английское высшее командование приняло решение об уводе своих войск из Норвегии. Несмотря на то что англичане этим значительно подрывали свой престиж, решение немедленно отказаться от проведения второстепенной операции и срочно сосредоточить все силы в Англии было абсолютно правильным; больше того, эти действия англичан вызывают восхищение своей продуманностью и последовательностью. Эвакуация войск союзников явилась, безусловно, главной причиной быстрой капитуляции норвежцев. Однако здесь стоит подумать над тем, не содержали ли в себе эти внешне так успешно развивавшиеся боевые действия союзников определенный зародыш кризиса? Дело в том, что зима окончилась и это позволило немецкой авиации начать борьбу с английским флотом с баз, расположенных в непосредственной близости к этому району боевых действий. Удары немцев с воздуха стали более эффективными. Нарвик стал теперь для англичан второстепенным районом, и, очевидно, поэтому они не захотели подвергать риску значительные силы флота для поддержки и снабжения находящихся там войск, да и продвижение немцев на север, вплоть до Будё, было для англичан весьма опасным. Кроме того, как выяснилось позже, боеприпасы были на исходе не только у немецких горных егерей, но и у 6-й норвежской дивизии. А данная дивизия несла на себе основную тяжесть борьбы против немцев в районе Нарвика. Дело усугублялось еще и тем, что она не могла получить от союзников никаких боеприпасов, так как вооружение норвежцев отличалось от вооружения англичан. Единственный имевшийся в Норвегии завод боеприпасов в Рауфоссе уже давно находился в руках немцев, а перевооружение дивизии потребовало бы очень много времени. Все сказанное выше позволяет нам утверждать, что из этой упорной и длительной борьбы немцы вышли победителями, хотя окончательно разбить своего противника им не удалось.

После эвакуации союзных войск норвежское правительство капитулировало. Акт о капитуляции был подписан 10 июня 1940 года в городе Тронхейме, однако на территории Великобритании появилось норвежское правительство в изгнании и стали формироваться воинские соединения из норвежских добровольцев.

Всего в кампании 1940 года, которая проводилась на территории Норвегии, немецкая армия потеряла 5926 человек, 242 самолета, 3 крейсера, 10 эсминцев, 8 подводных лодок и 11 морских транспортов. Британцы потеряли 1869 человек, норвежцы — 1335, а французы и поляки — 530 человек. Общие потери союзников составили 3734 человека, 50 самолетов, 2 крейсера, 9 эсминцев, 6 подводных лодок, корвет и 6 транспортов.

Танки в Скандинавии

Из-за сложного рельефа местности массовое использование танков в Скандинавии было затруднительно.

Немцы использовали в Норвегии и Дании лишь один 40-й батальон танков специального назначения (3 NbFz, 29 Pz.Kpfw.I, 18 Pz.Kpfw.II, 4 Pz.Bef). Несколько машин из этого подразделения принимали участие в оккупации Дании. 19 апреля 1940 года, после переброски батальона кораблями в Норвегию, танки парадным маршем прошли по улицам Осло. Утром 20 апреля боевая группа, в состав которой входили и двухбашенные NbFz, была придана 196 пд и направлена в сторону Хамара, где участвовала в боевых действиях. Характер горной местности, узкие дороги, завалы и ветхие мосты сильно осложняли продвижение. Кроме того, английские ПТР и французские 25-мм противотанковые пушки «Гочкисс» явились грозным оружием для немецких танков. Сильно затруднен был ремонт и обслуживание техники, а также доставка боеприпасов и горючего. Общие потери батальона во время боев в Норвегии составили 8 Pz.Kpfw.I, 2 Pz.Kpfw.II и 4 NbFz, а также 13 бронемашин.

Французы намеревались использовать в Норвегии две отдельные танковые роты: 342-ю — 15 легких танков Н-39 фирмы «Гочкисс» и 351-ю — 10 легких танков FT-31 фирмы «Рено». Видимо, все-таки была отправлена (3-м эшелоном из Бреста, 21–23 апреля 1940 года) только 342-я отдельная танковая рота. Вместе с ней под Нарвик перебрасывали 13-ю полубригаду Иностранного легиона (2 батальона), 7-ю польскую бригаду (4 батальона в двух полубригадах), 6-й танкоистребительный дивизион 13-го батальона альпийских стрелков, автомобильную роту 802/49 и подразделение связи 885/1.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Испытание огнем"

Книги похожие на "Испытание огнем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Испытание огнем"

Отзывы читателей о книге "Испытание огнем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.