» » » » Александр Кондратьев - Боги минувших времен: стихотворения


Авторские права

Александр Кондратьев - Боги минувших времен: стихотворения

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратьев - Боги минувших времен: стихотворения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство Молодая Гвардия, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратьев - Боги минувших времен: стихотворения
Рейтинг:
Название:
Боги минувших времен: стихотворения
Издательство:
Молодая Гвардия
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
5-235-02433-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Боги минувших времен: стихотворения"

Описание и краткое содержание "Боги минувших времен: стихотворения" читать бесплатно онлайн.



Творчество Александра Кондgратьева (1876-1967) объединено одним главным мотивом - любовью к древности. Входя в мир этой книги, мы попадаем в ирреальное, мифологическое пространство древних богов и демонических существ, тончайшими нитями связанных с жизнью XX века. Озабоченные и обремененные современностью, мы испытываем сладкое чувство соединения с прекрасным, окунаясь в мир человеческой культуры.

Составитель и автор предисловия сборника - Вадим Крейд, профессор славистики Айовского университета США, исследователь русской эмигрантской поэзии. Раздел "Стихи разных лет" составлен из публикаций в интернете и в бумажном издании отсутствует.






Заклятие камеи с головой греческой дамы.Стикс — река в подземном царстве Аида. Коцит – приток Стикса. Цитерея — одно из имен Афродиты.


Елена Спартанская.Гелен — прорицатель. Согласно мифу Деифоб и Гелен боролись за обладание Еленой. Троада — область, окружающая Трою. Ксанф — река под Троей, называемая также Скамандром.


Посмотри: зазеленели горы… Посвящено Елене Павловне Кондратьевой (1874—1944), урожденной Красовской, жене поэта (женился в 1908 г.).


Славянские боги

Александр Кондратьев. Славянские боги. Стихотворения на мифологические темы [Ровно], 1936.


Сварог. В бумагах Кондратьева сохранилась запись: «Сварог — бог неба… Возможно, что он вытеснен Перуном. Что-то вроде Урана. У него 2 сына: Солнце (Дажбог) и Огонь». И другая заметка в записной книжке Кондратьева: «Тишина — это и есть голос пресветлого Сварога, бога богов».


Перун.Запись в бумагах Кондратьева: «Перун — некоторые исследователи сближают его с литовским богом-громовиком Перкуном (Perknas)… Предполагают заимствование этого имени от прибалтийских народов».


Мокошь. В одной из записных книжек Кондратьева о Мокоши пресветлой, женщин и рода покровительницы. Еще одна заметка Кондратьева: «Женщины особенно чтили ее и в нужное время ставили ей тайно трапезу. Особенно торжественно молились ей женщины в начале осени, почему и получили эти последние золотые дни название «бабье лето».


Марена – Дажбогу. Сохранился вариант этого сонета, датированного 21.1.22:


МАРЕНА


О, светлый юноша, мой враг прекрасный, я
Не в бой вступать любить тебя готова.
Сойди с коня — пусть снежная дуброва
Приют нам неги будет… Я твоя.
Брось этот шит. И острие копья
В грудь белую не направляй сурово…
Что ж, я уйду. Но, знай, вернуся снова,
Твой юный лик в душе моей тая.
Но не найду тебя я, возвратясь!
Растратив пыл с Землею, а Купалой
Покинут для других, обманутый, усталый,
Ты радость жить утратишь, милый князь,
И, завернувшись в плащ свой ярко-алый,
Уснешь навек, со мной не примирясь.


В бумагах Кондратьева имеется запись: «Дажбог (Бодай) соотв. до некоторой степени Аполлону. Бог Солнца. Объезжает небо на колеснице, привлекая взоры водяных богинь. Сын богини Лето («Солнцевой Матери» русских сказок). Пользовался, по-видимому, большим успехом у богинь. На зиму этот бог засыпал. Просыпался весною, прогоняя Зиму и Хлад».


Месяц — Перуну. В записной книжке имеется следующий вариант:


За белой Лебедью, царевною морской,
Ты мчишься бешено. Могуче машут крылья…
Вот Лебедь падает. Ей твоего насилья
Не избежать, Орел. Но я мой лук тугой
Уже напряг. Стрела рассталась с тетивой
И, свистнув, понеслась. Сквозь водяную пыль я
Заметил, как ты вдруг метнулся над волной…
И без изчезнувшей — подруг ты в изобильи
Имеешь на небе. — Любовь их так пылка…
К ним страсть излить лети. Но, раздирая тучи
Одежд их царственных, не забывай, Могучий,
Что не над всем властна, Перун, твоя рука.
И Лебеди не тронь! Иначе снова жгучей
Стрелы изведаешь полночного стрелка.


Упырь. В записной книжке имеется следующий вариант:


Тоска лежит на сердце. Ночь темна.
Кто (это) там идет беззвучно возле моста?
То мой покойный Ясь. Такого ж роста.
Походка та ж… Все ближе… У окна
Остановился. Смотрит. И луна,
Из туч проглянув, белый, как береста,
Лик озарила выходца с погоста.
И ласковая речь знакомая слышна:
«Оксана, ясочка! Я это, отвори…»


Примечания

1

Кибела – богиня плодородия, культ которой возник в Малой Азии и был перенесен в Грецию.

2

Верховный славянский бог, прародитель прочих бессмертных, о котором Гельмольд (XII в.) говорит, что он за­нят лишь небесными делами.

3

См. договор Святослава с Византией (X в.).

4

«Св. Власий, сшиби рога с Зимы!»

5

5. Оставляемым «Волотку на бородку»

6

Иначе – Велес. Судя по глиняным статуэткам Юга России, изображался бородатым и со свирелью, унаследованной сменившим его лешим; иногда – в соломенной шляпе.

7

Кабаньими клыками (иногда из ценных металлов) украшались посвященные златобородому Перуну дубы.

8

Богиня туч, дождя, молнии и ненастья, соответствующая, по-видимому, жене литовского Перкунателе и греческой Гере. На Севере России одноименному демону оставляют иногда на ночь в жертву клок овечьей шерсти.

9

Одним из атрибутов этого бога были лук и стрелы. Почитание его перенесено на христианского святого, именуемого в народе Лукьяном Ветреником.

10

Лето красное, богиня солнечного происхождения, именем своим совпадает с греческой богинею, матерью Аполлона и Дианы. Она же, по-видимому, является Солнцевой Матерью русских сказок.

11

Студит («Студит землю студит») был, вероятно, одним из демонов холода. Имя его, по созвучию, соединено с христианским святым, память которого чествуется 26 января.

12

По Длугошу Лад (Lado) соответствовал Марсу. Обратился впоследствии в Мороза (Mars – Мраз), так же как и Лад, именовавшегося «Дедом».


13

Lada — Venus, dea libidinis, Cytherea (чешская «Mater Verborum»).

14

В польских «Статутах провинции костельной» (1416 г.) божество Alado именуется богатырем.

15

Бог весенней зелени и производительных сил природы.

16

Живой и мертвой водой первоначально считались вода пресная (по преимуществу – ключевая) и морская. Позже, по удалении славян от моря, мертвой водой называлась вода от растаявшего снега.

17

Лунного происхождения бог, по ночам обнимающий Землю.

18

По легенде, носимое Трояном, вероятно, взамен отрубленного кем-то из богов. Ухо это – месяц, тающий при появлении Солнца.

19

Изображение этого бога дошло до нас на иконах св. Победоносца Георгия (в кавалерии не служившего) и в "Стихе о Егории Храбром"».

20

Богиня зимы и смерти у древних славян. Близка к Морозу.

21

По Длугошу – соответствовала Диане.

22

В Польше эту богиню считали покровительницей невест. Её именем назван там цветок.

23

Миф о похищении Весны нашел частичное отражение в русской сказке о Снегурочке. Более подробно разработан профессором Фаминцыным.

24

Профессор Фамницын, по аналогии с родственной славянам литовской мифологией, склонен считать Весну дочерью Земли.

25

Слезы соответствующей вендской богини, когда оплакивала возлюбленного, падая на песок, обращались в янтарь. В русских хороводных песнях оплакивается Ярило, лежащий в гробу, в желтом песке.

26

Упоминается как злой бог у Гельмонда (XII в.). О нем же, по-видимому, говорится в Книтлинсаге.

27

У русских славян стала богиней зимы («Зимней Матреной»).

28

Лель и Полель упоминаются у Длогуша, который считает их близнецами вроде Кастора и Поллукса.

29

Согласно «Powiesci o klasztorze Lysolorskim» идол (1550) Леля стоял некогда на месте этого монастыря рядом с идолами Лады и «Boda» (Boda – Дажбог).

30

Мерцана, которую следует отличать от польской Marzanы, по толкованию Бутурлина, – Зарница


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Боги минувших времен: стихотворения"

Книги похожие на "Боги минувших времен: стихотворения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратьев

Александр Кондратьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратьев - Боги минувших времен: стихотворения"

Отзывы читателей о книге "Боги минувших времен: стихотворения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.