» » » » Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)


Авторские права

Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Издательство «Физкультура и спорт», год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Рейтинг:
Название:
Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)
Издательство:
Издательство «Физкультура и спорт»
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Описание и краткое содержание "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать бесплатно онлайн.



Эту книгу можно назвать своеобразной популярной энциклопедией русской бани и ее близких и дальних родичей (финской сауны и других видов бань). Читатель найдет ответы на многие вопросы о применении бани в целях оздоровления.

Для массового читателя.


Библиотечка «Физкультура и здоровье» предназначена тем, кто занимается физической культурой или хочет приобщиться к ней.


А. В. ГАЛИЦКИЙ, заслуженный работник культуры РСФСР, удостоен на III Всесоюзном конкурсе на лучшую спортивную книгу первой премии Госкомиздата СССР






Писатель Юлиан Семенов как выяснилось из его обстоятельного письма, оказался большим любителем бани. Он помог мне по-новому осмыслить некоторые нюансы этого древнего обычая. «Как-то мой друг замечательный хирург Виктор Савельев, — писал Юлиан Семенов, — рассказал мне подробно свою концепцию русской бани с ее терпким жаром, жалящим березовым веником и нырянием в снежный сугроб. Жар, как и холод, драматичен. Это полюсы. Антиподы рождают особую “ситуацию”. В этом, видимо, один из секретов бани. Баня — это преодоление».

По-доброму откликнулся на книгу и видный историк медицины и гигиенист член-корреспондент Академии медицинских наук профессор Борис Дмитриевич Петров. Он поделился интереснейшими сведениями по истории русской бани. В частности, когда это издание книги было подготовлено к печати, Борис Дмитриевич сообщил мне о такой вот любопытной подробности. Еще в 1826 г. (!) врач А А. Бойно-Куринский защитил в Московском университете диссертацию «О банях вообще и русских банях в частности».

Многое почерпнул я из писем ленинградского писателя и языковеда Льва Успенского — автора книги «Слово о словах». Старый литератор помог мне разобраться в происхождении слов относящихся к обиходу бани. Его письма — это, можно сказать, своего рода исследования. Чувствовалось, что писатель, удовлетворяя мое «банное» любопытство, углубился в свои богатейшие лингвистические анналы. Оказалось, что Лев Васильевич тоже большой любитель банного жара, и, как он сообщал, «в более молодые годы мог не только себя основательно попарить, но и “обработать” веником троих а если придется, и пятерых своих друзей» Так что советы Льва Успенского были весьма полезны, и не только по части происхождения «банных» слов но и так сказать, по «технологии» самой бани.

Бесконечно благодарен я инженеру из Болшева Валерию Миронову — интереснейшему человеку, библиофилу, собирателю фольклора. С ним у меня гоже завязалась постоянная переписка. Миронов помог пополнить «коллекцию» банных пословиц, поговорок и загадок. Кстати, Валерий рассказал, как в его родном Болшево отмечали столетие Марии Петровны Галкиной. Старая ткачиха вырастила шестерых детей, помогла воспитать столько же внуков, столько же правнуков и двоих праправнуков. Когда ее чествовали, Мария Петровна сказала «За сто лет жизни ни единого раза не лежала в больнице, только в роддоме, а вот баньку никогда не забывала. С младых ногтей любила попариться».

Не могу не выразить глубокую признательность за добрую помощь и содействие медикам Эльмуту Лаане, Вячеславу Николаеву, Рейну Суйя, Кямалу Кафарову, Сергею Вышеславцеву, писателям Владимиру Солоухину, Михаилу Львову, Василию Пескову, филологу и историку Ольге Логиновой, инженеру Валентину Сташевскому. Не имея возможности перечислить всех читателей, приславших свои «банные» рецепты (их сотни!), хочу искренне поблагодарить их и от души пожелать «С легким паром»!

ГЛАВА ПЕРВАЯ,

в которой читатель познакомится с Антонио Нуньесом Риберо Санчесом, совершит путешествие в глубь веков и узнает, что простая вода далеко не простая

«Росток мой — от воды небытия»

Вспоминаю разговор с Иваном Михайловичем Саркизовым-Серазини. Маститый профессор, член редколлегии спортивного журнала, в котором я сотрудничал, и на редкость доброжелательный человек заметив мой интерес к русской бане, посоветовал: «Обратитесь-ка батенька, к истории. Она приоткроет прелюбопытнейшие подробности. Много утеряно и позабыто в этом древнем, как само человечество обычае».

И вот я в отделе редких книг Ленинской библиотеки. Мне показали весьма примечательную книгу. Здесь она в одном экземпляре. Еще один хранит писатель Леонид Леонов, собравший уникальную коллекцию, посвященную русской бане.

На пожелтевшей, хрупкой от времени книге дата — 1774 год «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья» — таково весьма архаичное название этого сочинения. Кто же такой Санчес — автор этого любопытного трактата? Антонио Нуньес Риберо Санчес — врач прослуживший всю свою жизнь в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Антонио Нуньес Риберо поселился во Франции и там написал, как он сам подчеркнул, «Уважительное сочинение» о российских банях. Книга была переведена во многих странах Европы, а затем и в России.

Читаю вещие слова «славного медика» (так его называют во вступлении книги), иностранца, проникшегося большой любовью и уважением к русским обычаям: «Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимися ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней…»

И дальше: «Когда помышляю о множестве лекарств, из аптеки и из химических лабораторий выходящих, приуготовляемых с толикими иждивениями и привозимых изо всех стран света с неописанною трудностью, то коликократно желал я видеть чтобы половина или три четверти оных всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в Бани Российские для пользы общества».

Не правда ли, знаменательное признание? Мы еще не раз будем возвращаться к трактату Санчеса, ибо многие его советы не утеряли своей свежести и в наши дни. Но прежде отправимся в своеобразное путешествие в глубь веков. В этом нам помогут старинные книги. Нашими гидами будут историки, этнографы, медики, поэты…

В наш атомный век люди особенно остро осознали бесценность истории человеческой цивилизации. Даже самое малое свидетельство культурного наследия прошлого воспринимается с живейшим интересом. И это не только любопытство — узнать, «что было раньше». Ведь мы живое продолжение этого прошлого История помогает нам лучше понять самих себя а зачастую и снова обратиться к тем первозданным ценностям, которые мы «утеряли» в веках.

Первое слово — о воде. Потому что если театр, по выражению К. С. Станиславского, начинается с вешалки, то баня, мытье, умывание начинаются с воды.

Вода… Мы воспринимаем ее как нечто обычное, будничное. А если вдуматься?

Антуан де Сент-Экзюпери, потерпев аварию, посадил свой самолет в выжженной солнцем африканской пустыне. Одинокий, мучимый жаждой, он собирал капельки утренней росы на крыле своего аэроплана. Может быть, тогда у него родились такие вдохновенные слова:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

Величайшая стихия природы с незапамятных времен вызывала у людей благоговение. Древние считали воду наряду с воздухом, огнем и землей одной из «четырех стихий», из которых состоит жизнь.

«Росток мой — от воды небытия», — так сказал Омар Хайям.

Миф каким бы он ни был красивым, остается мифом. Но кто-то из философов заметил, что человеческая фантазия строит свои волшебные замки из реальных земных кирпичей и что фантастический образ — это небывалое сочетание былых впечатлений.

Примерно шесть тысячелетий назад на территории современного Ирака в долине Тигра и Евфрата процветала цивилизация шумеров. Здесь, по библейской легенде, находился рай, где под тенистыми кущами блаженствовали Адам и Ева. Неутомимые поиски археологов — вели раскопки и советские ученые — шумеры «заговорили» с нами через тысячелетия. Из глиняных табличек с древними текстами мы узнали, что по представлению шумеров «еще не было вверху неба, а внизу земли, но уже владычествовал бог океана Апсу». Рисунок-символ на шумерской вазе, «возраст» которой более 5000 лет, — морские волны, из которых выходят люди, животные и растения.

Один из основателей древнегреческой философии Фалес из Милета (VII–VI вв. до н. э.), которого в Элладе причислили к семи самым выдающимся мудрецам (он предсказал в 585 г. солнечное затмение) считал воду вечно движущимся и в то же время неизменным элементом природы первоисточником всего сущего. Это творец жизни в том числе и человеческой.

Неподалеку от Керчи археологи нашли статуэтку Афродиты с дельфином. Статуэтке более 2500 лет. В древнегреческой мифологии дочь Зевса и Дионы — Афродита Анадиомена («появившаяся на поверхности моря»), богиня любви и красоты произошла из морской пены. Думаю, что тот, кто побывал в Ленинградском Эрмитаже, пройдя по его 353 залам все же запомнил прекрасное изваяние Афродиты. Вначале эта древняя скульптура стояла в Летнем саду, где по приказу Петра I ее круглосуточно охраняли часовые.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Книги похожие на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Галицкий

Алексей Галицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)"

Отзывы читателей о книге "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 4-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.