» » » » Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)


Авторские права

Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство «Физкультура и спорт», год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)
Рейтинг:
Название:
Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)
Издательство:
«Физкультура и спорт»
Жанр:
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Описание и краткое содержание "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о русской бане, а также о ее сестре — финской сауне и других видов бань, в том числе древнеримской, ирландской, японской, турецкой. Своеобразная энциклопедия, написанная в популярной форме, в которой читатель найдет исчерпывающие ответы на многие вопросы, связанные с этим древнейшим способом оздоровления.






А древний праздник Купалы?! Ведь это, по существу, очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться. Вот что можно прочесть в древней летописи об этом празднике: «…что ради наречеся Ивань — вечер купальницей и кося ради вины полезно есть на различные лечебные потребы».

«Чистая вода для хвори беда!» — издавна говорили русские люди.

«И не имеют они купален, — писал о древних славянских банях арабский путешественник и писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, — но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоей материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый мох… Она служит им и вместо смолы для кораблей. Затем они в одном из углов этого дома устраивают очаг из камней и на на самом верху против очага открывают окно для выхода дыма. Когда же очаг раскалится, они закрывают это окно и закрывают двери дома. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой они поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки».

А теперь раскроем пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Песнь четвертая. Молодой Ратмир мчится на коне, стремясь «нагнать Русланову супругу». Когда сгустилась ночь, молодой хан был неожиданно приглашен в замок:

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане,
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой,
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пышет,
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы.

* * *

Слава о русской бане, о ее пользе для здоровья давно перешагнула рубежи нашей страны. Русские бани есть в различных городах мира. В Москве большой популярностью пользуются старинные Сандуновские бани (их основали известные актеры Сандуновы). Но, оказывается, бани с таким названием есть и в… Канаде. Об этом мне рассказал хоккеист Анатолий Фирсов. Да, да, Сандуновские бани за океаном. Такова уж притягательная сила русских бань, что один из потомков Сандуновых не пожалел средств и усилий, чтобы их построить. И, как свидетельствует Фирсов, «Сандуны» в Канаде пользуются огромным успехом.

«По белому» и «по-черному»

Русская баня в своей изначальной сути — простое и вместе с тем остроумное сооружение. Едва ли это не одно из самых древних сооружений, конструкция которого дошла до наших дней. В деревнях это избушка, срубленная из бревен. Зачастую наполовину погруженная в землю. Вначале входите в небольшой предбанник, раздеваетесь, и затем непосредственно в баню, в парилку. В парилке — каменка — печь, в которой наложены камни. Печь топят, камни раскаляются. Дым через трубу выходит наружу. Поэтому и говорят: париться «по-белому». Камни поливают горячей водой. Баня наполняется жарким паром. И тогда ожно взобраться на полки. Они в виде трех-четырех ступенек. Чем выше, тем жарче.

Иногда модно услышать: я парился «по-черному». Что это такое? Это и есть самая древняя русская баня, кое-где сохранившаяся и в наши дни. Крошечный бревенчатый домик. Печь топят, а дымовой трубы нет. Дым идет в парилку, стены закопченные. Отсюда и название — «по-черному». Такую баню после топки проветривают. Окатывают стены водой. Затем поддают несколько шаек воды в каменку. Это называется опариванием бани.

Кому приходилось париться в такой бане (автору этих строк довелось побывать в бане «по-черному» на Валдае), не забудет ее «духовитости». Раскаленный и в то же время ласковый жар. Аромат очага. И какая-то счастливая первобытность.

А «путешествие» в печь? Оно было когда-то излюбленным во многих наших селах, а особенно в безлесных районах, где не было возможности построить отдельную бревенчатую баню. Кто испытал этот своеобразный способ париться (он сохранился и поныне), находят в нем прелесть. Испекли, скажем, во вместительной русской печи хлеб. Вытащили, удалили золу и уголь, почистили как следует. Затем настелили внутри солому или доску положили и осторожно, чтобы не коснуться раскаленных стен и потолка, прямо в печь, ногами вперед. Но еще перед тем, как забраться самому в печь, заранее кладут туда распаренный березовый веник и ставят бадейку с водой. Макнул пучок соломы в воду — и брызнул на стены печи. Вздыбились клубы горячего пара. Но пар мгновенно рассеивается, и в печи остается терпкий приятный жар. Распарившись, так же осторожно выбираются из печи. И не жалеют холодной воды, а если поблизости речушка, ныряют прямо в нее.

Для лечебных целей

Знаменитый грек Геродот, «отец истории», как его называют, пишет, что жители древнерусских степей «всегда имели в своих поселениях хижины с вечно горящим огнем. Когда камни раскалялись, на них поливали воду, посыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса».

Как уже было сказано, баня упоминалась в восточно-славянских мифах. Примечательно, что о древнерусской паровой бане идет речь в знаменитой летописи «Повесть временных лет» (945 г.). Рассказывается о легендарном путешествии апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород. В Великом Новгороде Андрей увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, обливались щелочным квасом, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой. «Видех бани древены. И облеются квасом уснияным, и возмуть на се прутье младое (и) бьют ся сами, и того ся добьют едва слезут ле живи, и облеются водою студенного…».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян не было еще городов. Значит, речь идет о V–VI веках.

А вот еще интересная подробность. Оказывается, печерские монахи проявляли живейший интерес к древнегреческой медицине. Прослышав о пользе парных бань, они стали устраивать их для лечебных целей. Не случайно в уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих. В 1091 году переяславский епископ Ефрем стал заводить бани, которые были своеобразными лечебницами, быть может, первыми на Руси.

О бане мы можем прочитать и в летописях X–XIII веков. Ее называют: мовь, мовня, мовница, мыльня, мыльница, влазня или просто баня. В договоре Руси с Византией (907 г.) русичи обеспечивали себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «И да творят им мовь елико хотят».

…Строили не только деревянные бани, но и каменные. Так, в одной из летописей отмечают, что впервые каменная баня построена в Переяславле в 1090 году.

В романе замечательного советского писателя и историка Василия Яна «Батый», рисующего борьбу русского народа за свою независимость, есть такой эпизод.

…Зима 1237 года. Внук Чингис-хана Бату-хан добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались.

Бату-хан указал плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?» — «Эти домики называются “мыльни”, — объяснил толмач. — Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусуты (т. е. русские) такие сильные».

Советы Добродеи

В последнее время среди ученых — историков и медиков ведутся оживленные споры вокруг весьма любопытного лечебника. Судьба этого средневекового медицине трактата до конца еще не изучена. Существует несколько версий о том, кто был автором весьма поучительного сочинения. Мы не будем вдаваться в споры историков и расскажем лишь одну из версий о происхождении старинной медицинской книги.

В конце XIX века в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции был найден интереснейший лечебник под названием «Мази» («Алима»). Кое-кто предполагает, что его написала в XII веке Евпраксия — внучка киевского князя Владимира Мономаха. Еще в детские годы Евпраксия проявила большой интерес к народной медицине, собирала лечебные травы и лечила больных, за что ее в народе прозвали Добродеей. Судьба Евпраксии сложилась так, что она была выдана замуж за византийского царевича Алексея Комнина и здесь, в Царьграде, получила новое имя — Зоя. Царевна по-прежнему увлекалась медициной, изучала труды Гиппократа и Галена, написала свой замечательный учебник, который высоко оценили современные ей медики. В «Мази» много интересного о лечении «внутренних и внешних болезней». Любопытно, что раны предлагалось лечить «закваской», в которую, как установлено нынешней медициной, входили витамины. Зоя-Евпраксия пишет о том, «как зубы белыми сделать». Много страниц посвящено гигиене, где доказывается польза бани, которая «очень предохраняет здоровье и укрепляет тело».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Книги похожие на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Галицкий

Алексей Галицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Отзывы читателей о книге "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.