» » » » Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)


Авторские права

Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство «Физкультура и спорт», год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)
Рейтинг:
Название:
Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)
Издательство:
«Физкультура и спорт»
Жанр:
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Описание и краткое содержание "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о русской бане, а также о ее сестре — финской сауне и других видов бань, в том числе древнеримской, ирландской, японской, турецкой. Своеобразная энциклопедия, написанная в популярной форме, в которой читатель найдет исчерпывающие ответы на многие вопросы, связанные с этим древнейшим способом оздоровления.






Бани у древних греков были посвящены Геркулесу. Дело в том, что парная широко применялась среди античных спортсменов-олимпийцев.

Когда появилось мыло?

На этот, казалось бы, простой вопрос ответить не так-то просто. Во всяком случае, во времена Гомера мыло еще не было известно. Древние греки пользовались для очистки тела песком. Причем привозили из Египта, с берегов Нила, особый мелкий песок. Древние же египтяне умывались при помощи пасты из пчелиного воска, растворимой в воде.

Долгое время для мытья употреблялись древесная зола и сода. Древнеримский историк Плиний-старший писал, что финикийцы изготавливали мыло из козьего сала и буковой золы.

Во время археологических раскопок Помпеи были обнаружены помещения бань и мыловарен. Нашли даже сосуды с мылом. Мыло в ту пору было полужидким. О таком мыле упоминает в своих сочинениях знаменитый древнеримский врач Гален. Кстати сказать, Гален оставил после себя 500 трактатов медицинского характера (большинство же его рукописей погибло во время пожара в знаменитом храме Мира). Четырнадцать веков господствовали медицинские воззрения Галена. Великий медик, например, считал, что стареющий организм надо согревать и увлажнять. Такие процедуры, по мнению Галена, улучшают кровообращение и, стало быть, повышают жизненный тонус. Гален основал лечебную баню, в которой лечил от различных болезней.

Рецепты великого древнеримского врача применяются и поныне под названием «галеновых препаратов». Гален большое внимание уделял различным моющим средствам и косметическим снадобьям. Его «кольдкрем» (эфирное масло, воск, розовая вода) и сейчас в арсенале косметических кабинетов всего мира.

Мыло в древнем мире было предметом роскоши. Ценилось оно наравне с дорогостоящими лекарствами и косметическими снадобьями. Люди античного мира прекрасно понимали, что чистота — залог здоровья. Но мыло было настолько дефицитно, что стирать им белье считалось непозволительной роскошью даже для весьма состоятельных людей. Белье отстирывали при помощи различных глин и растений, таких, как, например, мыльный корень. Стирка считалась весьма трудным делом, и ею зачастую занимались мужчины.

Еще Гомер живописал в «Одиссее», как греки в специальных ямах, наполненных водой, стирали белье. Мыло им заменяла особая очистительная глина. А как полоскали? Расстилали белье на морском берегу и волны вымывали его до белизны. Своеобразная механизация! Стирка считалась большим искусством.

Знаменитый историк античного мира Плиний-старший дает описание того, как… гладили белье древние римляне. Оказывается, «утюгами» служили нагретые массивные плоские камни.

Некоторые историки утверждают, что впервые мыло появилось у древних кельтов, которые жили на территории нынешней Франции. Интересно, что промышленное производство мыла впервые было начато именно французами, в Марселе, в IX веке. Но мыловарение в больших масштабах стало развиваться значительно позже, после разработки промышленного способа получения соды. Так твердое мыло впервые стали выпускать в Италии в 1424 году.

На Руси варили мыло с давних времен. И в домашних условиях, и в специальных мастерских. Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так называли производство мыла. Далеко за пределы нашей страны шла слава о валдайских и костромских мастерах мыловарения.

Термы как города

Древнеримский поэт Овидий Публий Назон (род. в 43 г. до н. э.), автор знаменитых «Метаморфоз», мечтая об омоложении, писал о купании в волшебном котле с водой. В своей «Науке любви» Овидий, говоря о средствах для красоты, упоминает и об искусстве ухода за кожей.

Кое-кто высказывает предположение, что само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум», т. е. прогнать боль, грусть. То, что баня издавна служила не только гигиеническим целям, а была еще и взбадривающим, оздоровительным средством, не вызывает сомнения. Парная баня помогала бороться со многими болезнями. Не случайно римские бани-термы обычно отмечены знаком Эскулапа — бога врачевания.

Так, римский врач Асклепиад, выходец из Греции (кстати сказать, большинство врачей Древнего Рима был греками по национальности), открыл баню для лечения различных болезней. В начале своей медицинской карьеры он считался учеником Гиппократа, но впоследствии стал опровергать многие его медицинские доктрины. Единственно, в чем Асклепиад был безоговорочно солидарен с Гиппократом до конца жизни, — это в приверженности водолечению, различным банным процедурам. В века остался его знаменитый девиз: лечить быстро, правильно и приятно. Основой для выздоровления больного Асклепиад считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.

Асклепиад утверждал, что болезнь возникает вследствие застоя частичек в организме и что надо привести эти частички в движение. Горячая баня содействует такой встряске. Как свидетельствуют римские историки, Асклепиад добивался при помощи щедрого жара большого эффекта в лечении своих пациентов.

В Риме недалеко от знаменитого Колизея, где проходили ристалища гладиаторов, находятся не менее знаменитые термы Каракаллы (см. рисунок). 1. Вестибюль. 2. Зал (тепидариум) для потения. 3. Бассейн с холодной водой. 4. Бассейн с горячей водой. 5. Парилка сухого жара. 6. Гимнастический зал. 7. Площадка для спортивных игр. 8. Буфет и библиотека. 9. Стадион. Даже по их развалинам можно судить, что древнеримские бани были поистине грандиозным сооружением. Таких терм насчитывалось около восьмисот. Римские императоры (в том числе и Каракалла, правивший с 211 по 217 г. н. э.), стремясь завоевать популярность, строили бани, без которых римляне не мыслили свою жизнь.

«Брошу я мяч и с Марсова поля отправлюсь в баню». Эта строка из стихотворения великого древнеримского поэта Горация. Кстати сказать, Квинт Гораций Фланк в своих одах воспевал спорт, хорошо знал и любил современные ему игры.

А вот что говорит о римских банях Большая советская энциклопедия (том 42): «Термы были общественными банями и являлись также спортивными, общественными, культурными и увеселительными учреждениями. Они играли роль клубов, где сосредоточивалась общественная жизнь и где граждане проводили часть времени».

Тот, кто бывал в Софии, наверняка обратил внимание на знаменитые минеральные бани, которые находятся в центре болгарской столицы. В софийских банях не только моются, но и лечат при помощи горячих процедур различные заболевания. Служители бань рассказывают, что в древние времена здесь размещались римские термы, остатки которых сохранились до нашего времени.

Представление о термах можно получить и путешествуя по нашей стране. Тот, кто побывал в Крыму, наверняка совершил экскурсию на западную окраину Севастополя. Здесь за извилистой Карантинной бухтой лежат развалины древнего Херсонеса (в русских летописях этот город назывался Корсунем). Сто сорок лет шли раскопки этого античного города, существовавшего две с половиной тысячи лет назад. С восхищением рассматриваешь восставшую из руин и пепла башню Зенона, остатки гончарной печи, колодцев, ванной комнаты, мозаики, на которой изображено омовение. А вот ложе древнего водопровода из керамических труб, начинавшегося за много километров от города около Балаклавы. А вот бассейн, стены которого сделаны из бутовых камней. Термы с мозаичным полом. И печи щедрый жар шел по разветвленным каналам, обогревая терму со всех сторон.

Римский историк Марцелин пишет, что термы по своим размерам напоминали города. При термах были сады, библиотеки и стадионы, где играли в различные игры.

Вот строки из древнеримского поэта Марциала: «Мяч ты оставь, уж звенит колокольчик — терма зовет и тебя».

А вот еще одно любопытное свидетельство. Письмо древнеримского философа Сенеки своему другу, которое через тысячелетия дошло до наших дней. С присущим ему сарказмом философ писал: «Представь себе те неприятные для уха звуки, которые производит в бане человеческая глотка. Когда силачи занимаются фехтованием, я слышу, как они, усталые, охают. Но вот появляется игрок в мяч и начинает считать удары об пол — и тогда окончательно прощай мое спокойствие».

Помните, у Маяковского: «Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»? Так вот этот древнеримский водопровод ежедневно доставлял в термы около 750 тысяч литров воды! А вообще на душу населения приходилось 1000 литров в день. Ни один народ в то время не потреблял столько воды. Да, в Древнем Риме, за 100 лет до нашего летоисчисления, 9 акведуков общей длиной 443 километра снабжали жителей водой. Протяженность одних лишь водопроводных мостов составляла 50 километров. По каналам, выложенным свинцом, шла вода к сотням общественных бань и к домам. Эдил, смотритель за канализационной системой, мог проплыть в своей лодке по главному коллектору-клоаке Максима — вплоть до Тибра.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Книги похожие на "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Галицкий

Алексей Галицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Галицкий - Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)"

Отзывы читателей о книге "Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.