» » » » Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока


Авторские права

Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Просвещение, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
Мифы и легенды Древнего Востока
Издательство:
Просвещение
Год:
1994
ISBN:
5-09-004296-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы и легенды Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "Мифы и легенды Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



В книге в переложении профессионального писателя и историка даны мифы древних египтян, шумерийцев, вавилонян, хеттов, индийцев и китайцев. Значительное место отведено библейским сказаниям, которые лежат в основе христианства. Издание продолжает серию, в которой в 1991 г. вышли «Мифы древней Эллады».

Книга адресована учащимся средних и старших классов, а также всем интересующимся древней историей.


(От издательства)






262

Речь идет об основателе Персидской державы Кире, отпустившем иудеев из Вавилона на родину и приказавшем восстановить Иерусалим как привилегированный храмовый центр. Возвращение иудеев из вавилонского плена и восстановление храма в Иерусалиме датируют 539–515 гг. до н. э. Из плена вернулись далеко не все депортированные иудеи. Оставшиеся составили значительную часть иудейской диаспоры. Ошибка в отношении Кира, занимавшего столь значимое место в иудейской истории, подтверждает позднее написание книги Даниила.

263

Судя по описанию первой страны, созданной Ахурамаздой, это арктическая область. Также и в древних индийских мифологических текстах «Ведах» родиной ариев назван Крайний Север. Трудно сказать, стоят ли за этим мифом какие-то воспоминания о месте первоначального поселения, или это миф, подобный греческому мифу о стране гипербореев.

264

Гава («Страна коров»; от корня «гава» в нашем языке слово «говядина») — вторая страна Ахурамазды, идентифицируется по ее обитателям — согдам, это область между древними Оксом и Яксартом, известная персам как Сугуда, грекам — как Согдиана. Под вредоносными мухами имеются в виду слепни.

265

Моура (древнеперс. — Маргуш, древнегреч. — Маргиана) — территория одного из древнейших городов Средней Азии Мерва, на территории Туркмении. Ныне пустынная область, в древности Маргиана изумляла пришельцев своим плодородием. По сведениям Страбона, ее виноградные лозы у основания с трудом могли охватить два человека, а виноградные грозди имели в длину два локтя.

266

Бахди — область, известная древним грекам как Бактрия, в целом соответствует современному Афганистану. Помимо зерновых культур, поражаемых вредителями, Бактрия славилась виноградом и оливковыми деревьями. В Бахди родился Заратуштра.

267

Имя Ниса носят многие местности и города Ирана. Среди них прославленная греческими авторами Нисейская равнина, где выращивались лучшие кони. В Бехистунской надписи Дария I упомянута Нисейя в Мидии. Но авестийская Нисайя помещена между реками Моуру и Бахди (Мервом и Балхом), протекающими в Афганистане.

268

Харайва — восточная часть Ирана, известная на античном западе как Ария (Аркана) — шестнадцатая сатрапия персидских царей.

269

Точная локализация страны Вайкрта неясна. Возможно, это долина Кабула.

270

Урва — локализация не выяснена.

271

Вэркане — народ, живший на юге моря, получившего по их имени в греческом произношении название Гирканского (совр. Каспийское море).

272

Харахваити — Арахосия, восточная часть Арианы.

273

Хэтумант — долина реки Хильменда.

274

Рага — восточная Мидия, к югу от Каспийских ворот. Античные авторы указывают, что Рага была заселена племенами мардов, парфян, уксиев, коссеев и др. О каких трех племенах Раги идет речь — неясно.

275

Локализация Чахры и Варны неясна.

276

Семь Хинду — Пенджаб.

277

Начав перечисление созданных Ахурамаздой стран с севера, автор завершает описание мира северной же страной, расположенной в верховьях реки, в местности, поражаемой морозами. Все реки европейской равнины, текущие с севера на юг, имели названия, образованные от иранской основы «дан» — Данаприй (Днепр), Данастрий (Днестр), Данаис (Дон). Это свидетельство того, что названия этим рекам дали иранские племена (скифы, сарматы). Только одна река, притом самая великая река, — Волга имела в древности особое название. Геродот называл ее Оарос, римские авторы — Ра. В названии реки Рангха присутствует основа «ра», что позволяет отождествить Рангху с Волгой.

278

Хома (хаума) — напиток богов, служащий для поднятия их божественного духа. Это явно какое-то растение с наркотическим действием. Но какое? Мнения ученых в этом вопросе разделились между грибом-мухомором, ревенем, эфедрой, коноплей, беленой, Местом произрастания хомы считалось подножие мировой горы, где она будто бы росла на берегу озера или посредине его на островке. Хома выжималась или растиралась в ступе, смешиваемая с молоком. Вкусивший хому обретал силу, страсть, способность к обороне и мудрость. Иранская хома соответствует индийскому напитку бессмертия — соме.

279

Хара («Высокая») — священная гора авестийских гимнов, вокруг которой вращаются звезды, Луна и Солнце. Согласно преданию, Хара росла в течение 800 лет, поднимаясь каждые двести лет до звезд, Луны, Солнца и, наконец, до бесконечного света. Хара — место обитания богини плодородия, а также бога хомы, избравшего, по указанию Ахурамазды, одну из ее вершин.

280

Рашну — в иранской мифологии дух праведности, сын Ахурамазды, постоянный спутник Митры.

281

Сроша — дух религиозного послушания и порядка, посланец Ахурамазды. Его мыслили в образе петуха, священной птицы.

282

Это самое раннее описание создания мира, даваемое в «Ведах», является в то же время наиболее отвлеченным. Не упоминается ни один бог или иной мифологический персонаж. Автор этого гимна отказывается от каких-либо твердых суждений. Таким образом, общераспространенное мнение о том, что абстракции чужды первобытному мышлению, опровергается этим текстом.

283

Представление о мировом яйце, из которого возникла вселенная, присуще многим мифологиям. Вспомним египетский миф о происхождении мира из яйца, снесенного «великим Гоготуном». Отсюда роль яйца в обрядах погребения этрусков (на погребальных фресках покойный изображался с яйцом в руке), а также место яйца в праздниках плодородия у восточных славян.

284

Шелковичное дерево, под которым отдыхал Брахма, — это присутствующее во всех космогонических мифах мировое древо, занимавшее в мире центральное положение. В китайском мифе это также шелковица.

285

Это место из гимна «Ригведы» показывает, что данный вариант сотворения мира из тела космического гиганта — не что иное, как описание человеческого жертвоприношения первочеловека, из которого возникли все составные элементы мира. При принесении в жертву Пуруши расчленяется на части, из которых возникают элементы космической и одновременно общественной организации.

286

Брахманы — жрецы.

287

Кшатрии, или раджаньи — воины.

288

Вайшьи — земледельцы, скотоводы, торговцы.

289

Шудры — низшее сословие в индийском обществе, занимавшееся неквалифицированным трудом.

290

Пуп играл особое место и в других мифологиях, рассматриваясь как мировая ось или центральная мировая гора. Пуп Пуруши — это пуп земли. Но ни одна из мифологий не знает возникновения из этого центра неба.

291

Это указание на видимый глазу оборот Солнца от юга к северу и от севера к югу, в ходе которого создаются времена года.

292

Далее в тексте «Махабхараты», где содержится изложение мифа, называются сто восемь имен, выражающих проявление солнечного бога-творца — Сурья, Тваштар, Пушан, Савитар, Индра, Пламя чрева, Яма и т. д.

293

Апсары («движущиеся в водах») — низшие божества, соответствующие греческим нимфам, славянским русалкам. Согласно некоторым мифам апсары выкристаллизовываются вместе с другими сокровищами при пахтании Океана.

294

Гандхарвы — юные гении небесных пространств, воплощающие гармонию мира в ее неповторимом разнообразии. Они могли менять по собственному желанию облик и спускаться на землю, обольщая смертных дев, так же как апсары соблазняли смертных мужей.

295

Асуры — небоги, демоны смерти.

296

Меру — мировая мифологическая гора, на которой согласно верованиям древних индийцев находилось небо Индры и города небожителей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы и легенды Древнего Востока"

Книги похожие на "Мифы и легенды Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Немировский

Александр Немировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "Мифы и легенды Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.