» » » » Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока


Авторские права

Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Просвещение, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
Мифы и легенды Древнего Востока
Издательство:
Просвещение
Год:
1994
ISBN:
5-09-004296-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы и легенды Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "Мифы и легенды Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



В книге в переложении профессионального писателя и историка даны мифы древних египтян, шумерийцев, вавилонян, хеттов, индийцев и китайцев. Значительное место отведено библейским сказаниям, которые лежат в основе христианства. Издание продолжает серию, в которой в 1991 г. вышли «Мифы древней Эллады».

Книга адресована учащимся средних и старших классов, а также всем интересующимся древней историей.


(От издательства)






296

Меру — мировая мифологическая гора, на которой согласно верованиям древних индийцев находилось небо Индры и города небожителей.

297

В тексте «Махабхараты», по которому дается пересказ, стоит имя Нараяна, неизвестное ведийским гимнам. Это — мировой дух, осмысленный как одно из имен Вишну.

298

Небоги — точный перевод индийского «асуры».

299

Йоджана — мера длины, около 16 км.

300

Васуки — мифический царь змей, населяющий подземное царство.

301

Месяц — древнеинд. Мас. От этой же основы «мас» образован глагол «мерять», ибо месяц служил мерой времени.

302

Шри («прекрасная») — эпитет богини красоты и счастья Лакшми.

303

Имеется в виду конь Индры, вышедший из глубины Океана.

304

Дар перевоплощения — Майя. Ею обладали и боги, и их противники небоги.

305

Яма и Ями — перволюди, подобно уже знакомым нам по «Авесте» Йиме и Йимаке. В ведийских текстах Яма — «первый, кто умер» и открывший путь смерти для других. В развитие этого первоначального мифа о первой паре, подобной Осирису и Исиде, Яма, как и Осирис, становится владыкой нижнего мира, находящегося за рекой Вайтарани, где-то на юге. Деление космоса на север и юг как место обитания богов, ведающих жизнью, и резиденцию бога смерти сохранялось и в других мифологиях. Так, на модели этрусской гадательной печени из Пьяченцы участки богов находились на севере, на юге — владения богов смерти. Следуя ориентации север — юг (жизнь и смерть), в Индии умерших клали головой на юг. Оппозиция север — юг (жизнь и смерть) нашла естественное продолжение в оппозиции день — ночь. Таким образом, миф о перволюдях — мужчине и женщине — стал частью космогонического мифа, так же как это имеет место в первой главе книги Бытие, где первый человек также сразу создается мужчиной и женщиной.

306

Критаюга — «Благой век».

307

Тваштар — бог-творец, впервые наделенный в «Ригведе» эпитетами «прекраснорукий», «искуснорукий», мыслившийся ремесленником с топором и ножом в руках. В других «Ведах» облик ремесленника отходит на задний план: он представляется старцем с чашей сомы в руках, «господином форм», «творцом форм». Помимо названного в изложении, ему приписывали сотворение Агни, создание Брихаспати — «господина молитвы», основы всех существ, а также золотых рук солнечного бога Савитара.

308

Ваджра — громовое оружие, символ власти Индры над небесными стихиями.

309

Сома — то же, что авестийская хома (см. выше).

310

Вишварапа — «Принимающий все образы».

311

Вритра («Затор», «Преграда») — демон перворожденной стихии, противник Индры. Рассказ о схватке Индры с Вритрой содержится в «Ригведе».

312

Девяносто девять колец Вритры мыслятся в индийских мифологических текстах то как девяносто девять детей, то как девяносто девять крепостей, разрушенных Индрой.

313

Аруна — в ведийских и индуистских мифах бог рассвета, параллельный богине зари Ушас.

314

Жар, исходивший от Гаруды, и то, что боги приняли его за Агни, характеризует связь птицы с солнечными божествами (вспомним нашу жар-птицу).

315

Брихаспати — в ведийской и индуистской мифологиях воплощение молитв и жертвоприношений, представляемое в виде существа, заполняющего космическое пространство.

316

Тара («Звезда») — как часть космического пространства, Тара мыслилась супругой Брихаспати.

317

Шукра («Светлый») известен в индийских мифах также под именами Ушанас и Кавья. Согласно другой версии мифа Шукра, чтобы сделать асуров непобедимыми, висел тысячелетие над жертвенным костром, вдыхая его дым.

318

Рудра — в ведийской мифологии бог грозы и оплодотворяющего дождя, ярости и смерти.

319

Будха — воплощение планеты Меркурий.

320

Здесь миф повествует о том, как к паре богов Брахме и Вишну присоединился третий — Шива («Благой», «Приносящий счастье») и они составили божественную триаду, в которой Брахма — творец мира, Вишну — его хранитель. Шива — разрушитель. На самом деле Шива — поздний бог в индийском пантеоне, но истоки его культа уходят в глубочайшую древность, когда он почитался под именем Рудры. Шива считался то милостивым, то карающим.

321

Огненный столп — воплощение мировой сексуальной энергии, без которой нет жизни.

322

Дэви («Богиня») — первоначально богиня-мать. Она известна под именами Парвати, Ума («Светлая»), Гаури («Белая»), Джаганмата («Мать мира»), Аннапурна («Богатая пропитанием»), но так же как Дурга («Грозная»), Кали («Черная»), Бхайрави («Ужасная»). Раздвоение Дэви на добрых и грозных богинь соответствует двоякому образу Шивы.

323

Один из индийских мифов мотивирует удаление Шивы от мира не охватившей бога скорбью, а наказанием за совершенное преступление — отсечение одной из голов Брахмы.

324

Нандин («Счастливый») — ездовое животное Шивы, его привратник и слуга.

325

Хастинапура — столица государства Куру в 56 км к северо-востоку от современного Дели. Название города мифы связывают с именем его легендарного основателя Хастина, но слово «хастин» на древнеиндийском означает также «слон».

326

У древних индийцев была очень разветвленная система родства. Так, они выделяли дядю по отцу «питрвиа», дядю по матери «матурбратра». Последний считался более близким родственником.

327

Арджуна («Серебро», «Светлый») — третий среди братьев Пандавов, воплощенное благородство и мужество. Возможно, соперничество Арджуны («Серебра») с Карной, сыном бога Солнца («Золотым»), отражает мотив борьбы Серебра с Солнцем (Золотом). В мифе хурритов также сообщается о схватке Серебра с Солнцем.

328

Ракшас («Тот, кто охраняет») — демон, соперник богов и враг людей.

329

Карна — сын бога Солнца Сурьи и Кунти, матери Пандавов, подкидыш, догадывающийся о своем божественном происхождении по золотым серьгам и растущему вместе с ним непробиваемому панцирю. Благородству его происхождения соответствуют и внешний облик юноши, и его поведение. Но осмеиваемый при желании доказать свою силу и ловкость, Карна втягивается в конфликт на стороне Кауравов в их борьбе со своими братьями — Пандавами. Мотивы подкинутого ребенка, неуязвимость, ранняя смерть роднят Карну с такими мифическими персонажами, как Ахилл, Ромул и др.

330

Анги — Бенгалия.

331

Впрочем, возничий не был человеком низкого социального положения. Древнеиндийские мифы допускают занятие места возничего богами. Но Карна, выросший в доме Адхиратхи, знал, что он смертный.

332

Видура был братом Панды, земного отца Пандавов, и Дхтритарашатры, слепого царя, и, таким образом, приходился Пандавам и Кауравам дядей по отцовской линии. Но, будучи противником распрей, он тайно поддерживал Пандавов.

333

Сваямвара — один из архаических видов брака, при котором невеста сама выбирает себе супруга из числа приглашенных отцом соискателей. Ко времени записи «Махабхараты» эта форма брака не существовала, и поэтому она не упоминается в законодательных памятниках.

334

Кришна («Темная», «Смуглая»). Это же имя носил бог, выступающий в «Махабхарате» в качестве возницы Арджуны.

335

В Индии тетива лука делалась из ремня, вырезанного из коровьей шкуры.

336


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы и легенды Древнего Востока"

Книги похожие на "Мифы и легенды Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Немировский

Александр Немировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Немировский - Мифы и легенды Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "Мифы и легенды Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.