коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"
Описание и краткое содержание "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Таким образом, задачи, вставшие в 1926—1932 гг. перед транспортом, как отраслью экономики, расширялись и усложнялись по сравнению с предшествующим периодом.
Значительное укрепление и переустройство материально-технической базы транспорта потребовали существенного по сравнению с предыдущим периодом увеличения капитальных вложений в его развитие.
В течение первой пятилетки капитальные вложения в транспорт и связь превысили соответствующие затраты 1918—1928 гг. (без IV квартала) в 3 раза. Относительные размеры капиталовложений в транспорт увеличились в 1,6 раза. Таким образом, в 1926—1932 гг. наблюдается интенсивный рост абсолютных и относительных размеров капиталовложений в развитие транспорта.
Однако страна, вступившая на путь ускоренной социалистической индустриализации, осуществляемой исключительно за счет внутренних источников, не могла сохранить ту высокую долю транспорта в капиталовложениях, которая была характерна для народного хозяйства дореволюционной России. Капиталовложения только в железнодорожный транспорт за 1903—1913 гг. составляли почти такую же величину, как вложения во всю промышленность. В 1918—1928—1932 гг. в развитие транспорта вкладывалось 11,1—17,5% общих капитальных затрат народного хозяйства, т. е. намного меньше, чем в России накануне первой мировой войны1143. Уменьшение удельного веса транспорта в государственных капиталовложениях отражало коренные структурные сдвиги в народном хозяйстве СССР, связанные с индустриализацией. Создание отраслей промышленности, которых не знала дореволюционная Россия (автомобильной, самолетостроения, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения широкого профиля), обусловило более быстрый рост основных фондов промышленности по сравнению с транспортом. Если в 1928 г. основные фонды транспорта в целом и железнодорожного, в частности, превышали основные фонды промышленности, то в конце рассматриваемого периода фонды промышленности превзошли стоимость фондов всего транспорта и тем более — железнодорожного. За 1928—1932 гг. основные фонды промышленности возросли в 2,5 раза, транспорта в целом — в 1,3 раза, железнодорожного — в 1,2 раза. Доля транспорта в национальном доходе уменьшилась в конце рассматриваемого периода до 5,5% (в 1913 г. — почти 8%)1144.
Таким образом, другой отличительной чертой 1926—1932 гг. явилось сокращение относительного значения транспорта в структуре народного хозяйства — в создании национального дохода, в общих капитальных вложениях и, как следствие этого, — уменьшение удельного веса транспорта в основных производственных фондах. Если в 1913 г. доля транспорта в основных фондах составляла 36,4%, то в 1928 г. она понизилась до 31,1%, а в 1932 г. — до 23,3%1145.
В этот период было положено начало созданию многовидовой транспортной системы, и наряду с развитием железнодорожного транспорта ускоренными темпами стал развиваться водный, воздушный и особенно автомобильный транспорт. До революции главная роль принадлежала железнодорожному транспорту, в сфере местных перевозок господствовал гужевой транспорт. Уже первый пятилетний план предусматривал такие пропорции в развитии различных видов транспорта, которые должны были существенно повысить роль водного и особенно автомобильного транспорта. Если в 1918—1928 гг. капитальные вложения в развитие этих отраслей составляли 20,0% общих вложений в транспорт, то в 1929—1932 гг. они возросли до 40,01146. Поэтому период построения фундамента социалистической экономики характеризуется более быстрым ростом основных фондов водного, автомобильного и воздушного видов транспорта по сравнению с железнодорожным. Приводим данные, иллюстрирующие динамику основных фондов транспорта СССР (по восстановительной стоимости, цены 1933 г., в млрд. руб.)1147:
1928 г. 1932 г. 1932 г., % к 1923 г. Транспорт в целом 15,4 19,8 129,0 В том числе железнодорожный 11,5 14,2 123,4 водный 1,9 2,4 126,3 автомобильный 2,0 3,1 155,0 воздушный Нет свед. 0,1 —Национализация средств сообщения обеспечивала возможность целенаправленного развития всех видов транспорта и постепенного превращения их в единую, четко работающую и слаженную транспортную систему. Благодаря плановому руководству экономикой стало возможным комплексное совершенствование различных средств сообщения и обеспечение такого их развития, когда они могли работать, дополняя друг друга, обеспечивая непрерывность транспортного процесса и удешевляя его.
Первая пятилетка явилась периодом бурного развития автомобильного транспорта в СССР, что выразилось в быстром росте автомобильного парка и автодорожного строительства. Превышение темпов роста основных фондов автомобильного и водного средств сообщения привело к некоторому снижению доли железнодорожного транспорта в основных фондах отрасли. За 1928—1932 гг. удельный вес железных дорог в основных фондах транспорта снизился с 75% до 71,1%, а автомобильного транспорта вырос с 12,8% до 15,5%1148. Создание в стране самолетостроения привело к росту основных фондов воздушного транспорта, которые составили в 1932 г. 0,5% всех фондов транспортной отрасли1149. Но преимущество сохранялось за железнодорожным сообщением, видом транспорта, наиболее приспособленным к преодолению дальних расстояний и освоению грузопотоков большой мощности. Доля железнодорожного транспорта в общих капиталовложениях на развитие транспортной отрасли в целом оставалось в течение рассматриваемого периода на высоком уровне — 80—60%1150.
В 1926—1932 гг. на транспорте преобладали работы реконструктивного характера, и капитальные вложения в основном направлялись в эксплуатируемую сеть, в действующие фонды. Новое строительство занимало относительно меньшую долю. В годы первой пятилетки в действующие железные дороги было вложено 83,7% единовременных затрат, а в новое строительство — только 16,3%1151. Такое распределение вложений обусловливалось необходимостью своевременного обеспечения быстрорастущего грузооборота. Для усиления пропускной способности уже действующих линий требовалось меньше времени и средств, чем для строительства новых дорог; сооружались вторые пути, реконструировались станции, узлы, порты, модернизировались паровозы и суда. В этот период, особенно в его начале, значительные средства направлялись на приобретение и модернизацию подвижного состава, что позволяло более интенсивно использовать пропускную способность железных дорог без существенных затрат на обновление постоянных устройств и путевого хозяйства. Работы по реконструкции были срочными, и на них расходовалась часть средств, предназначавшихся на новое железнодорожное строительство. В то же время на сооружение вторых путей было вложено в 2 с лишним раза больше средств, чем предполагалось планом1152.
Развитие материально-технической базы транспорта шло в основном по пути интенсификации, когда прирост грузооборота осваивался главным образом существующей сетью. Приведенная продукция1153 железных дорог за 1926—1932 гг. выросла с 96,3 млрд. т-км до 253,0 млрд. т-км, т. е. в 2,6 раза, а эксплуатационная длина железнодорожной сети увеличилась только на 8%, с 75,7 тыс. км до 81,8 тыс. км1154. Если приведенная продукция железнодорожного транспорта выросла за 1928—1932 гг. в 2,5 раза, то эксплуатационная длина сети только на 6%.
В рассматриваемый период произошло увеличение грузонапряженности железнодорожной сети, по уровню которой советский транспорт уже тогда опередил транспорт США и других капиталистических стран. По такому обобщающему показателю использования пути, каким является густота перевозок, СССР уже в тот период вышел на первое место в мире. В 1928 г. грузонапряженность железных дорог в СССР составила 1,2 млн. т-км на 1 км пути, в 1930 г. она выросла до 1,7 млн. т-км, тогда как в США она достигала 1,4 млн. т-км1155.
Интенсивное использование основных фондов транспорта нашло отражение в увеличении густоты перевозок при относительно меньшем росте перевозочных средств. Расширение мощности подвижного состава было более значительным, чем рост протяженности сети, но и оно в сильной мере отставало от роста грузонапряженности дорог. За годы пятилетки густота грузовых перевозок выросла в 1,75 раза, пассажирских — в 3,3 раза, тогда как суммарная тяга эксплуатируемого паровозного парка — всего на 50%, а рабочий парк вагонов вырос на 40%1156. Следовательно, увеличение густоты перевозок достигалось усиленным использованием основных фондов железнодорожного транспорта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"
Книги похожие на "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.



























