» » » » Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы


Авторские права

Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство CODA, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Поэтика ранневизантийской литературы
Издательство:
CODA
Год:
1977
ISBN:
5-89344-003OC
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поэтика ранневизантийской литературы"

Описание и краткое содержание "Поэтика ранневизантийской литературы" читать бесплатно онлайн.



Монография рассматривает в ряде очерков, связанных сквозной идеей, основные творческие принципы ранневизантийской литературы (IV–VII вв.). В центре внимания автора — типологические черты нового, вырастающие в противоречивом контакте с наследием античности. Присущее ранневизантийским поэтам и прозаикам специфическое отношение к слову поставлено в контекст социальной и культурной истории; оно анализируется как выражение определенного взгляда на мир и на место человека в мире. Особая глава посвящена роли ранневизантийской литературы в становлении рифмы






Метонимия. 196.

Метафраза— переложение. 152–154.

Нотарикдн — «магический» способ читать слово как аббревиатуру других слов. 216, 217, 302.

Парйбола— притча, иносказательное выражение мысли. 151, 152.

Парадокс, парадоксальность. 80, 83, 125, 127, 146, 151, 229, 230, 295.

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ*

Антономазия. 147, 196.

Гомеотёлевты — рифмоид-ные созвучия в практике античной и византийской риторики. 235, 236, 238–243, 247, 248.

Диатриба — в античной литературе жанровая форма фило-софско-моралистического «увещания» или «обличения», имитирующего живые интонации устной беседы. 223, 303.

Диминутйвы — уменьшительные формы имен существительных. 184–185.

Изосиллабизм. 247.

Икос— в ранневизантийских церковных гимнах (кондаках, примыкающем к ним акафисте) строфа особого рода, имеющая довольно большой объем и сложную метрическую структуру, единообразную в пределах каждого отдельного гимна. 221, 246, 303.

Акафист — жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ран-невизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы. Примыкая по важнейшим признакам к кондаку, акафист отличается: а) строго фиксированным числом икосов, которых всегда двенадцать, б) непременным присутствием в каждом икосе двенадцати парных хайретизмов с прибавлением тринадцатого непарного, который остается неизменным и представляет собой рефрен, в) правильным чередованием икосов с двенадцатью меньшими строфами, которые имеют иной рефрен («аллилуиа») и обозначаются как «кондаки» (не смешивать с другим значением этого слова!). В русской традиции сложилось не вполне корректное обыкновение причислять кукулий к «кондакам», которых в этом случае получается тринадцать. 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 280, 306.

Акрдстих. 251–252.

Канон — жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в., вытеснившая кондак как из сферы литератур-

Аллегория, аллегореза, аллегоризм. 91, 101, 102, 115, 122, 123, 124, 179,231,283.

Аллитерация. 188, 189,251.

Разъясняются только термины, специфические для литературного обихода и отчасти философско-идеологического лексикона ранневизантийской эпохи (в меньшей степени — античности). Если непосредственное раскрытие термина дано в самом тексте книги, соответствующие номера страниц выделены.

ного творчества, так и из церковного обихода, и тем ознаменовавшая конец ранневизантийскойэпохи в гимнографии. Структураканона сложна: он состоит из девяти «песней» (нормально — извосьми, ибо вторая «песнь» опускается во всех канонах, кроме великопостных), причем каждая «песнь», соотносимая с определенным библейским моментом, членится на «ирмос» (зачин) инесколько «тропарей»; полное «чинопоследование» канона

включает и другие компоненты. Поэтика канона отмечена торжественной статичностью, медлительной витиеватостью; наглядное повествование, характерное для кондака, уже не играет большой роли. 108, 109.

Катахреза. 115.

Кондак— ведущая жанровая форма ранневизантийской гимнографии, складывающаяся в V–VI вв., претерпевающая наибольший расцвет в эпоху Романа Сладкопевца (см. Указ. имен), исчезающая в VII–VIII вв. Нормальный объем кондака— от 18 до 24 икосов, объединенных единообразной метрической структурой и рефреном; предпосланный им кукулий имеет иную метрическую структуру и меньший объем, но тот же рефрен. Первые буквы кукулия и всех икосов обычно составляют акростих (например, «сочинение смиренного Романа»). Поэтика кондака дает много места наглядной изобразительности: поэт пересказывает библейский или агиографический эпизод, дополняя его картинными подробностями, представляя «в лицах» драматические диалоги между

Указатель терминов

Парафраза — переложение. 151,152.

Парресйя — «свободоречие», право говорить перед Богом или людьми без боязни, без робости и смущения. Классическое античное сознание рассматривало пар-ресию как атрибут полноправного гражданина в кругу равных (противоположность — скованность и приниженность раба). Христианское сознание усмотрело в парресии дар Бога, утраченный человеком при грехопадении; только праведник, до конца победивший грех, заново обретает это исконное человеческое первородство. 84.

Равностишие — принцип организации некоторой группы текстов ранневизантийской церковной поэзии, отделяющий их от всех остальных гимнографи-ческих текстов, которые построены на основе закономерного чередования на соответствующих позициях в составе каждой строфы строк с различным объемом и метрическим обликом. В кондаке равностишие редко и ограничено присутствием кукулия и рефрена, выпадающих из общего принципа. Чисто равностишные гимны составляют особую жанровую разновидность, исчезающую к концу ранневизантийской эпохи. 189.

Рефрен. 222–231,247.

«Симфония» — в официальной византийской идеологии требуемое согласие государства и церкви, императора и патриарха. 125.

Сугитта— жанровая форма сирийской гимнографии, характеризовавшаяся диалогической драматизацией библейского или агиографического сюжета, разыгрываемого «в лицах». 108.

Физиогномика. 54–55,

173—175.

Хайретйзмы — приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова «хайре» (букв, «радуйся») и описательного обозначения этого лица; компонент икосов акафиста. 247, 248, 249.

Центдны — стихотворные тексты, составленные из стихов или полустиший других текстов; наиболее характерны для поздне-античной латинской литературы. 14,152,266.

Эйдос — в платонической традиции образ-идея, идеальная сущность в своей конкретной яв-ленности, пластически завершенный предмет интеллектуального созерцания. 49–56, 58, 59.

Экзегеза — истолкование текста, особенно сакрального. 102, 278.

Экфрасис — риторическое или поэтическое описание. 93.

Энкдмий — похвальное слово. 309.



На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поэтика ранневизантийской литературы"

Книги похожие на "Поэтика ранневизантийской литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Аверинцев

Сергей Аверинцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы"

Отзывы читателей о книге "Поэтика ранневизантийской литературы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.