» » » » Михаил Лифшиц - Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)


Авторские права

Михаил Лифшиц - Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Лифшиц - Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)"

Описание и краткое содержание "Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)" читать бесплатно онлайн.








5

В философии Вико прежде всего бросается в глаза противоположность "двух природ" и двух периодов мировой истории - героического и человеческого (божественный век является, в сущности, только преддверием к историческому). Поступательное движение наций ведет от древних аристократий к народным правлениям. Теперь мы видим, что эта противоположность имеет и оборотную сторону. В первую очередь значение этой схемы весьма ограничено опытом народных республик, то есть республик, в которых главную роль играют весы и кошелек, а не копье. С другой стороны, героическое варварство чувств само выступает как определенный этап развития человеческих нравов, в некоторых отношениях более человеческих и народных, чем нравы эпохи цивилизованного варварства рефлексии.

Век героев, времена личной зависимости, господства и рабства, царство фантастического права и суровой аристократии, слабого рассудка и живого воображения, поэтической логики, мифологии, эпических песен уступает место демократическим порядкам, эпохе рациональной прозы. Вико понимает прогрессивность этого перехода. Но вместе с фантастическим героическим веком не исчезает ли из общественной жизни и какой-то элемент народности, которого не может вернуть даже "милостивое право, оцениваемое по равной для всех полезности причин?" И не является ли чувственное сознание, основанное на ярких и общедоступных образах, более демократическим, более близким к телесно-практической жизни простого народа, чем тайная мудрость философов, прозаичная и холодная. Что может быть равнодушнее по отношению к страданиям и радостям человечества, чем рассуждения de moro geometrico? Народ "настолько же восприимчив к сильным примерам, насколько неспособен научиться на рациональных максимах". Говоря о поэтической мудрости древнего мира, Вико всегда подчеркивает ее народный и даже более определенно простонародный характер. Это может показаться странным. Эпоха народных языков и демократической прозы ясно противопоставлена у Вико героическому и феодальному варварству чувств. И все-таки даже мудрость героев, "мудрость ауспиций", отличающих сословие благородных от остальной человеческой массы, - это яркое выражение их господства - может служить примером "Простонародной Мудрости" по сравнению с наукой и философией демократической эпохи. Так пишет Вико. При этом многое носит у него бессознательный характер. Но логика дела заставляет итальянского мыслителя подчеркивать разные стороны исторического процесса, что порождает в его сочинении некоторые внешние противоречия.

Гомер воспевал героические нравы, рыцарскую доблесть благородных и сильных. Но трудно представить себе более народного поэта. "Гомер должен был стоять на уровне совершенно простонародных чувств, а потому и простонародных нравов Греции, в его времена еще совершенно варварской, ибо такие простонародные чувства и такие простонародные нравы дают подлинный материал Поэтам". Если Гомер существовал, то он был "человеком совершенно простонародным". Но, согласно Вико, "сами греческие народы и были этим Гомером".

Посмотрите, у каких слоев населения более всего сохранилась способность создавать поэтические образы, рассказывать легенды и сказки? "В Силезии, провинции целиком Крестьянской, естественно рождаются Стихослагатели". Поэзия ближе всего к древнейшим формам жизни и речи, то есть к деревенским. "Во времена Поэтов-Теологов ошеломленным людям были чужды всякие вызывающие тошноту рассуждения (как и теперь мы это наблюдаем в нравах крестьян) и им нравилось только то, что было позволено, нравилось только то, что было полезно". Простонародье имеет естественную склонность творить легенды и мифы, причем творить их соразмерно. Из этого Вико выводит закон о вечном свойстве всякой поэзии - "поэтически возвышенное всегда должно быть едино с народным". Народы - "поэты по своей природе".

Таким образом, наряду с антитезой демократической научной прозы и поэтического невежества феодальных времен, у Вико есть и другая схема, совершенно противоположная. Сравним древнерусскую былину или эпическую песнь, в которых действуют богатыри и князья, с гражданской лирикой XIX века, и мы встретимся с тем же затруднением, которое отразилось в двойственной оценке Вико. Былины и песни русской старины более непосредственно связаны с телом народа, чем демократические стихи разночинского периода нашей литературы, а между тем в древней поэзии отразилась эпоха, далекая от гражданского идеала более зрелых и прогрессивных времен.

1936

1 Впервые опубликовано в журнале "Литературный критик" (1939, № 2). Перепечатано с небольшими сокращениями в кн.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций (Л., 1940). Вико цитируется по этому изданию. Примеч. ред.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 380.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 731.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 25.

6 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 54 - 55.

7 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 131.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 383.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 30, с. 512.

10 Это сходство было отмечено Кроче в его известной работе "Живое и мертвое в философии Гегеля"(1907)

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 292 - 293.

12 Hazard P. La crise de la conscience europ(enne (1680 - 1715). P., 1935,t. 1, p. 7.

13 Houdart de La Motte A. Discours sur Hom(re (1714).- (uvres compl(tes. P., 1754, t. 2, p. 41, 42.

14 Perrault Ch. Parall(les des Anciens et Modernes. P. 1688,vol 1. Pr(face. См. подробное изложение спора "древних и новых" в старой работе: Rigault. Histoire de la querelle des anciens et des modernes. P. 1859. В более широких рамках у H. Gillot. La guerelle des anciens et des modernes en France; de la "D(fense et illustration de la langue fran(aise" au "Parall(les des anciens et des modernes". P. 1914.

15 L'abb( Trublet. Essai sur divers sujets de la litt(rature et de la morale. P., 1735, p. 148.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, с. 280.

17 Статья написана во время гражданской войны в Испании. - Примеч. к наст. изд.

18 Нетрудно было бы показать, что известные рассуждения Маркса о детстве человеческого общества, как оно отразилось в греческой мифологии и поэзии, имеют непосредственное отношение к "Новой науке" Вико.

19 Ленин B. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 436.

20 Ленин B. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 169.

21 "Tribune du Peuple", IV г., 9 фримера, ? 35.

22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. с. 100 - 101.

23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 42.

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 30. с. 512.

25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 24 - 25.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)"

Книги похожие на "Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Лифшиц

Михаил Лифшиц - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Лифшиц - Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)"

Отзывы читателей о книге "Из истории эстетики и общественной мысли (Джамбаттиста Вико, Собрание сочинений в трех томах, Том 2)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.