» » » » Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)


Авторские права

Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)
Рейтинг:
Название:
История танка (1916 – 1996)
Издательство:
неизвестно
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История танка (1916 – 1996)"

Описание и краткое содержание "История танка (1916 – 1996)" читать бесплатно онлайн.



История танка насчитывает 75 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.

Прим. OCR: Фактически это доработанные и расширенные материалы публиковавшиеся в течение нескольких лет в журнале Техника молодежи.






Получив первые реальные итоги на одноцилиндровой модели, в 1931 году изготовили двухцилиндровый БД-14 и летом 1932 года перешли к испытаниям «полублочного» образца. К началу 1933 года была закончена сборка полноразмерного 12-цилиндрового БД-2 (быстроходный дизель второй). Тогда к работе над ним подключился вернувшийся со стажировки в США инженер И.Я. Трашутин.

К осени дизель довели до требуемых норм, он выдержал проверки на стенде. Проведение в 1934 году ходовых испытаний опытных танков БТ-5 с дизелями БД-2 завершились успешно, а в декабре 1936 года их испытали и на БТ-7, одновременно совершенствуя, повышая мощность, надежность и долговечность.

В марте 1935 года члены ЦК ВКП(б) и правительства ознакомились с доставленными в Кремль двумя дизельными БТ-5, которые прошли полигонные испытания. За достигнутые успехи ХПЗ наградили орденом Ленина, как и его директора И.П. Бондаренко, начальника отдела двигателей КФ. Челпана и его помощника Я.Е. Вихмана.


Советский танк Т-34-76 выпуска 1941 г.


Тем временем стало ясно, что получить универсальный дизель не удастся. Для самолета он тяжел, для танка не обладает требуемым ресурсом. Оставалось одно – делать его только для танков. В начале 1937 года на помощь харьковчанам из Москвы приехали инженеры-дизелисты Центрального института авиационных моторов (ЦИАМ) М.П. Поддубный, Т.П. Чупахин и др.

Но тут возникли трудности отнюдь не производственного характера. Арестовали К.Ф. Челпана, И.П. Бондаренко. Ненадолго подвергался аресту И.Я. Трашутин.

Именно он и Чупахин приняли на себя руководство подготовкой танкового дизеля к серийному производству.

К концу 1937 года на стенд установили новый В-2. Результаты проведенных в апреле – мае 1938 года государственных испытаний позволили наладить на заводе мелкосерийное производство дизелей под руководством С.Н. Махонина.

Летом 1939 года первые В-2, смонтированные на танках, артиллерийских тягачах «Ворошиловец» и стендах, подвергли самому строгому экзамену. И они его выдержали, проработав в отдельных случаях вдвое больше установленного срока.

Последние государственные и стендовые испытания четырех В-2 в мае – июне 1939 года тоже прошли успешно, и с декабря началось крупносерийное производство первых в мире 500-сильных быстроходных танковых дизелей.

До войны В-2 производил только завод №75 в кооперации с ХТЗ и Кировским. С началом же войны их выпуск освоили на Сталинградском тракторном заводе и в Свердловске, а потом и на новом заводе в Барнауле.

За разработку В-2 Т.П. Чупахину присвоили Государственную премию, а в октябре 1941 года моторостроительный завод №75 (выделенный в январе 1939 г. из дизельных цехов ХПЗ) наградили орденом Ленина. К тому времени его эвакуировали, и он слился с Челябинским Кировским заводом, главным конструктором по дизель-моторам стал И.Я. Трашутин.

Вот характеристики дизеля В-2-34, стоявшего на танках Т-34 (на тяжелых танках КВ стояла его 600- сильная разновидность В-2 К): 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, быстроходный, бескомпрессорный, водяного охлаждения со струйным распылением топлива. Цилиндры расположены под углом 60° друг к другу, диаметр цилиндров 150 мм, литраж 38,8 л, степень сжатия 14- 15. Номинальная мощность 450 л.с. при 1650 об/мин. Эксплуатационная мощность при 1600об/мин-400 л.с.; максимальная при 1800 об/мин – 500 л.с. Число оборотов коленчатого вала на холостом ходу – 600 в минуту. Удельный расход топлива 160-170 г/л.с. в час. Сухой вес двигателя – 874 кг. Добавим, что Т-34-85 с 5-скоростной коробкой передач на пятой скорости при 1700 об/мин двигателя развивал 48,3 км/ч; с «перекруткой» она возрастала пропорционально числу оборотов и при 1700 об/мин достигала 51 км/ч.


Танк Т-34-76 выпуска 1942/1943 гг.


Танк Т-34-76 выпуска 1942г.


Какими же преимуществами обладал дизель перед карбюраторным двигателем? Это – высокая эксплуатационная экономичность, возможность работать на дешевых и менее, чем бензин, пожароопасных тяжелых сортах топлива (марки ДТ или газойль Э). Высокие тяговые характеристики дизеля допускали значительные перегрузки. Воспламенение топлива от сжатия исключало помехи радиоаппаратуры.

План выпуска Т-34 на 1940 год был сорван, точнее, выполнен на 19%. СТЗ было приказано выпустить до конца года 100 машин, но не сдали ни одной, хотя в цехах стояло 23 танка с множеством недоделок и неисправностей.

Конечно, Т-34 требовал новой оснастки. Расширялись производственные площади, строились новые цехи, а ввод их в строй задерживался, смежники медленно осваивали комплектующие. Так, Мариупольский завод задерживал освоение броневого литья, поставляемая броня требовала доработки на месте, поскольку не была выдержана геометрия броневых деталей. Недопоставлялись подшипники: даже в четвертом квартале 1-й ГПЗ из 99 необходимых типоразмеров сдал только 78. Медленно налаживался выпуск В-2 на заводе №75. Ненадежными оказывались детали трансмиссии, ходовой части. А ХПЗ продолжал производить свой БТ-7М до июля 1940 года. Что же касалось СТЗ, то чертежи из Харькова пришли только в конце мая. Гусеничные траки СТЗ не получил с ХТЗ до конца года, а потому и не мог сдать военной приемке те вышеупомянутые 23 машины. Кстати, первый Т-34 сталинградцы для приобретения опыта собрали в Харькове еще в июле, но его, естественно, засчитали ХПЗ.

В самое трудное время, 26 сентября 1940 года, в санатории скончался М.И. Кошкин. Главным конструктором стал А.А. Морозов. Государственной премии за создание Т-34 М.И. Кошкин (вместе с Морозовым и Кучеренко) удостоился посмертно в 1942 году.

В сентябре 1940 года первые серийные Т-34 стали передавать в армию. Одни танкисты хвалили его, другие же указывали на недоделки, отмечали ненадежность работы агрегатов, дефекты двигателя, коробки передач, главного фрикциона и т.д. Поток рекламаций поступал и в ГАБТУ. И у ответственных сотрудников управления, в том числе и у его начальника Я.Н. Федоренко, сменившего на этом посту в маеД.Г. Павлова, сложилось отрицательное мнение о Т-34. Более того, ГАБТУ обратилось в Наркомат обороны с предложением временно прекратить производство Т-34 и продолжить выпуск хорошо отработанного БТ-7М. Д. Г. Павлов и зам.наркома обороны по вооружению Г.И. Кулик также высказались против Т-34 и предложили вместо него делать легкий Т-50. До этого, впрочем, не дошло. Заводчане упорно работали над устранением дефектов, и от месяца к месяцу качество машин росло. Тем временем ЦК партии и правительство решили увеличить выпуск броневого листа даже за счет заказов военно-морского флота.

Но руководители Наркомата обороны теперь захотели получить танк еще более сильный (иногда называемый Т-34-М), разработку которого КБ ХПЗ поручили еще летом 1940 года. «Детские болезни» Т-34 дали им новый повод отказаться от него, и ГАБТУ НКО велело прекратить приемку. Дело дошло почти до остановки сборки танков. К счастью, директору ХПЗ Ю.Е. Максареву (1903- 1982), первому секретарю Харьковского обкома партии А. А. Епишеву и работникам ХПЗ удалось увеличить надежность и устранить ряд недостатков машины, и новый нарком обороны С.К. Тимошенко приказал возобновить выпуск Т-34.

В апреле 1941 года КБ закончило документацию на Т-34М. На завод прибыла комиссия ГАБТУ и предложила вместо Т-34 производить Т-34М. А до начала войны оставалось три месяца…

Максарев и его команда преодолели и это. И в свете сказанного, наверно, легче оценить героические усилия заводчан, давших армии за первое полугодие 1941 года 1110 танков.

С первого часа войны в боях приняли участие и новые Т-34 и КВ. Их появление оказалось полной неожиданностью для немцев. Правда, в верхах военного командования Германии кое о чем догадывались. В марте – апреле 1941 года в Германии побывали советские военные специалисты, в том числе танкисты. Им показали новейшие образцы боевой техники, в том числе T-III и T-IV. Однако же не могли поверить, что эти весьма слабые машины являются основой немецких танковых войск. Руководители делегации обратились к хозяевам с просьбой ознакомить их с действительно новой техникой и делали это так настойчиво, что, как писал Г.Гудериан, «мы поняли, что русские имеют уже у себя танки значительно более мощные, чем имела Германия».

В первые месяцы войны механизированные войска РККА несли большие потери. Но это было еще не самое худшее, пока на фронт поступали новые танки. 24 – 25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос о создании на востоке новых танко- и моторостроительных предприятий. Постановлением ГКО от 1 июля резко увеличили производственные задания Кировскому заводу, Харьковскому паровозостроительному и Сталинградскому тракторному заводам. Выпуск Т-34 предстояло начать заводу N9112 («Красное Сормово») в Горьком (сормовские танки пошли на фронт в октябре 1941 года). Больше того, 11 сентября 1941 года был образован Наркомат танкостроения, которому передали ряд тракторных, дизельных, бронекорпусных и т.д. предприятий. Его возглавил заместитель председателя СНК СССР В.А. Малышев. Летом 1941 года танки производили пять заводов, но четыре вскоре оказались в пределах воздействия как вражеской авиации, так и наземных войск. До войны много говорилось о перебазировании военной промышленности на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, но сделано в этом отношении было мало. Это был большой просчет, приведший к тяжелым последствиям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История танка (1916 – 1996)"

Книги похожие на "История танка (1916 – 1996)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Шмелев

Игорь Шмелев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)"

Отзывы читателей о книге "История танка (1916 – 1996)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.