» » » » Олег Омельченко - Всеобщая история государства и права. Том 2


Авторские права

Олег Омельченко - Всеобщая история государства и права. Том 2

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Омельченко - Всеобщая история государства и права. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство «Остожье», год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Омельченко - Всеобщая история государства и права. Том 2
Рейтинг:
Название:
Всеобщая история государства и права. Том 2
Издательство:
«Остожье»
Год:
2000
ISBN:
ISBN 5-86095-222-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всеобщая история государства и права. Том 2"

Описание и краткое содержание "Всеобщая история государства и права. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Третье издание авторского учебника подготовлено в соответствии с действующей программой учебного курса «Всеобщая история государства и права» («История государства и права зарубежных стран»). В основу учебника положены лекционные курсы, читавшиеся автором в ведущих отечественных вузах; при этом учтена специфика построения подобных курсов в ряде европейских университетов. Учебный материал изложен в книге исчерпывающе, при этом наряду с сохраненной традиционной страноведческой схемой введены комплексные темы, охватывающие многие страны и народы и посвященные всемирно значимым явлениям истории государства и права. По сравнению с первым, настоящее издание дополнено рядом новых разделов, а также снабжено указателем имен.

Второй том охватывает историю государства и права Нового и Новейшего времени.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и исторических специальностей вузов.

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности

и направлениям «Юриспруденция»

Рецензенты:

академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор В.М. Курицын,

доктор юридических наук, профессор В.А. Савельев






По-особому были организованы провинциальные штаты во Фрисландии (как и Зеландия, она обеспечивала 11,5 % общего бюджета). Земельный орган составляли 9 советников, избираемых от сельских округов (одновременно и дворянства, и крестьян) и от городов. Историческая слабость дворянства здесь предопределила то, что право голоса было связано со статусом землевладения, а не с сословием. Поэтому широко распространилась практика покупки голосов вместе с землевладением. Решения принимались также единогласно. Такое же устройство имели провинциальные штаты Хронингена.

В наибольшей степени традиционным сословным представительством были штаты провинции Утрехт (около 6 % общего бюджета Республики). Они составлялись из делегатов соборных капитулов, от земского дворянства (рыцарства), от самого г. Утрехта и нескольких малых городов. В ходе политического переворота и снижения влияния католической церкви делегаты от капитулов стали выдвигаться на пропорциональной основе горожанами и дворянством. В XVII в. и в этих штатах утвердился принцип единогласного принятия решений.

Провинция Хелдер, сохранившая статус герцогства, была в государственно-политическом отношении ближе к монархии. Власть принадлежала местному стадхаудеру, а провинциальные штаты представляли преимущественно дворянство.

Провинциальные штаты все обладали примерно однотипными полномочиями. Они принимали решения о местном налогообложении, о делегировании депутатов в общереспубликанские органы, издавали местные законы, осуществляли контроль за исполнительной властью. Штаты решали споры между общинами и городами своей провинции.

Во всех провинциях исполнительная власть принадлежала стадхаудерам. В одних эти посты сохранились за историческими сеньорами, в других это был выборный провинциальными штатами. Стадхаудеры назначали других должностных лиц, председательствовали в судах, руководили деятельностью штатов. Двор стадхаудеров выполнял, по существу, функции правительств.

Помимо специальных налоговых ведомств, в провинциях формировались и особые, вызванные спецификой экономики или хозяйства правительственные учреждения. Так, в Голландии было централизовано управление водным хозяйством и строительством дамб. Существовало даже особое налогообложение для содержания таких сооружений.

Провинциальные города сохраняли и развили в условиях республики институты самоуправления: выборные магистраты, бургомистров, городские суды, городскую милицию. В составе Республики было еще шесть категорий союзных и полуавтономных земель, которые не имели представительства в Генеральных штатах, а управлялись под руководством какой-нибудь крупной провинции. Но свое общинное самоуправление в них сохранялось.


Установившийся в Республике Соединенных провинций в ходе политического самоопределения государственный уклад по своим принципам не был еще государственностью Нового времени. Он был во многом традиционным, построенным на сословно-корпоративных началах с подменой общенационального представительства представительством дворянства и городского патрициата. В этом отношении не было существенного различия с политическим устройством итальянских городских республик (см. § 30). Уклад не соответствовал и политическому идеалу эпохи о государстве, основанном на свободном волеизъявлении человека; не было и речи о каком-то разделении законодательной и правительственной власти. Велико было реальное политическое значение полумонархической власти стадхаудеров. Обновление государственного уклада было значительным лишь постольку, поскольку оно было связано с «духом свободы», прежде всего религиозной, и постепенным распространением этого духа в реальной политике на другие сферы общественной жизни и гражданского права.


§ 51. Английская революция середины XVII в.

Государственно-политический кризис начала XVII в.

В начале XVII в. Англия вступила в историческую полосу кризиса прежнего государственного уклада. Кризис был во многом исторически объективным; в результате значительных сдвигов в хозяйственной жизни и в аграрном строе страны за предыдущее столетие сложилась новая социально-политическая ситуация, а английский абсолютизм не обнаруживал стремлений модернизировать ни своей системы, ни проводимой правовой политики.

В правление первых королей из династии Стюартов (1603–1649 гг.) кризис приобрел открытую форму политического противостояния абсолютной монархии (и поддерживавших всецело старые порядки аристократии, части дворянства, особенно северо-западных областей, англиканского духовенства) и модернизирующихся слоев общества. Этому способствовала неудачная внутренняя политика монархии, которая, помимо прочего, нарушала традиционные представления о задачах государства и целях его деятельности.

Архаичная экономико-правовая политика монархии сохраняла сословно-корпоративный характер. Тогда как в стране сформировался новый слой дворянства, логикой хозяйственного развития вовлеченного в торгово-промышленную деятельность. В результате ломки средневекового аграрного строя в ходе «огораживаний» XVI в. сложился значительный слой крупных и средних арендаторов земель, которые составляли основу предпринимательского класса. Системой коронных монополий, вездесущей государственной опеки они были оттеснены от выгод внешней и колониальной торговли, от возможностей перспективно развивать внутреннее производство.

Государственный аппарат абсолютизма, несмотря на численный рост и усложнение структуры, оказывался все менее способным управлять страной в интересах общества и согласно сложившемуся праву. Вошла в практику покупка административных должностей. включая дворянские титулы. Администрация абсолютизма прибегала к принудительным займам для предотвращения хронического дефицита финансов. Неизмеримо возросшая коррупция вызывала общее недовольство. Традиционное британское самоуправление, особенно городское, понемногу отмежевывалось от абсолютистской администрации.

Важнейшей предпосылкой общественно-политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиций англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены состав и полномочия Высокой комиссии (см. § 26.3), она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. — даже жалоб жен на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространялась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры. В то же время с XVI в. в Англии, особенно на севере, в Шотландии укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология — религиозная и политическая одновременно — пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства (хотя и подчиняли его власти общины и новой морали, что на деле иногда оказывалось хуже). Ряд неудачных политических решений Якова I и Карла I, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, — все это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрел конкретный вид противостояния короны и парламента.


Конфликт короны и парламента

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всеобщая история государства и права. Том 2"

Книги похожие на "Всеобщая история государства и права. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Омельченко

Олег Омельченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Омельченко - Всеобщая история государства и права. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Всеобщая история государства и права. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.