А Власов - Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
Следовательно, положения ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации имеют самое прямое отношение к регулированию института подсудности в арбитражном процессе и должны учитываться арбитражными судами в практике применения норм АПК, регулирующих подсудность.
Изложенное означает, во-первых, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе и, во-вторых, нарушение этих правил, в том числе произвольное, вопреки обоснованным возражениям стороны, изменение подсудности дела, само по себе может явиться основанием к отмене решения суда.
4. Как отмечалось выше, комментируемая статья устанавливает правила родовой подсудности.
Общее правило родовой подсудности дел арбитражным судам таково: все дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 1 комментируемой статьи).
5. Подсудность дел Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации была определена ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и расширена ч. 2 комментируемой статьи.
В настоящее время Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации подсудны три наиболее важные категории дел (согласно ст. 10 названного выше Федерального конституционного закона и соответствовавшей ей ст. 24 АПК 1995 г. их было две).
Первая категория — это дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов являются новой категорией дел для арбитражных судов.
Согласно п. 1 ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (о подведомственности этих дел арбитражным судам см. комментарий к ст. 29 АПК).
Дела об оспаривании нормативных правовых актов (из числа подведомственных арбитражным судам), издаваемых на федеральном уровне, как наиболее важные, отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, применяя правила подсудности во взаимной связи с правилами подведомственности, можно сделать вывод: Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации подсудны не все дела об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а только те, оспаривание которых в соответствии с федеральными законами прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.
О понятии нормативного правового акта см. комментарий к ст. 29 АПК. Дополнительно к нему можно отметить следующее.
Нормативные правовые акты, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, издаются:
Президентом Российской Федерации — в форме указов (ст. 90 Конституции Российской Федерации);
Правительством Российской Федерации — в форме постановлений (ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»);
федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, комитетами, службами, комиссиями и др.) — в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, с последующими изменениями).
Вторая категория дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, — дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а третья — дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Обе эти категории дел и ранее были подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
6. В связи с отнесением к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации столь важных категорий дел, особенно дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, возникает не менее важная и сложная проблема, имеющая отношение и к арбитражному процессу, и к устройству судебной системы, а в конечном счете — к защите прав лиц, участвующих в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что уровень процессуальных прав и степень гарантий обеспечения законности и обоснованности выносимых судами решений должны быть одинаковы в гражданском и арбитражном процессах. Во всяком случае, между ними не должно быть принципиальных и неоправданных различий. Это вызывается тем, что многие дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции в гражданском процессе, и арбитражными судами — в арбитражном процессе, по своей правовой природе и значимости одинаковы.
Так, нет принципиальной разницы в делах, подсудных Верховному Суду Российской Федерации, и в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации (например, в делах об оспаривании нормативных или ненормативных постановлений Правительства Российской Федерации).
Однако решения Верховного Суда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд второй инстанции — в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — нет (ст. 180 и 181 АПК).
Следовательно, уровень гарантий прав участников процесса в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации при рассмотрении дел по первой инстанции значительно ниже, чем в Верховном Суде Российской Федерации.
Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика
1. Комментируемая статья устанавливает общее правило территориальной подсудности, т. е. общее правило распределения подведомственных арбитражным судам дел между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Согласно этому правилу иски предъявляются по месту нахождения или месту жительства ответчика. Исключения из него установлены ст. 36–38 АПК.
Очевидно, что термин «место нахождения» в комментируемой статье относится к ответчикам, являющимся юридическими лицами, а «место жительства» — к физическим лицам. Последнее имеет особое значение, поскольку в арбитражном процессе в связи с расширением подведомственности дел арбитражным судам (в частности, установлением специальной подведомственности — ст. 33 АПК) теперь могут участвовать физические лица, как имеющие статус индивидуального предпринимателя, так и не обладающие таковым (например, акционеры — физические лица).
2. Местом жительства гражданина согласно ст. 20 ГК признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Место жительства гражданина необходимо отличать от места его пребывания, т. е. места, в котором он находится временно.
3. Место нахождения юридического лица согласно п. 2 ст. 54 ГК (в редакции Федерального закона, принятого 6 марта 2002 г. и введенного в действие с 1 июля 2002 г.) определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Место нахождения юридического лица должно быть указано в его учредительных документах.
4. АПК 1995 г. в качестве общего правила территориальной подсудности устанавливал, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения (ч. 2 ст. 25). Это правило не допускало никакой альтернативы, т. е. истец не мог по своему усмотрению предъявить иск, вытекающий из деятельности обособленного подразделения юридического лица, по месту нахождения этого подразделения либо по месту нахождения самого юридического лица. Он был обязан предъявить такой иск только по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица. Это правило могло быть изменено лишь по соглашению сторон (ст. 30 АПК 1995 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Власов - Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.