Андрей Никитин - Исследования и статьи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исследования и статьи"
Описание и краткое содержание "Исследования и статьи" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются вопросы достоверности сведений древнейших русских летописей, используемых для реконструкции событий ранних веков русской истории.
Первая часть посвящена анализу структуры, хронологии, терминологии и стилистики «Повести временных лет», вопросам ее авторства, количеству редакций, их объемов, датировок и вероятного времени сложения окончательного текста.
Во второй части исследуются спорные вопросы текстологии и атрибуции памятников русской письменности и искусства XII–XV вв. (Ипатьевская летопись, «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Троица» Андрея Рублева), а также ряда событий истории XIV–XVI вв. (Куликовская битва, второй брак Василия III, опричнина Ивана IV).
Книга рассчитана на специалистов по истории России, историков литературы, преподавателей вузов, студентов, а также на широкий круг читателей, интересующихся этими вопросами.
Рекомендуется в качестве пособия для семинарских занятий.
Книга содержит таблицы и inline-картинки.
Автором первой редакции «Жития…» традиционно полагают инока Троицкой обители Епифания (Премудрого), сподвижника Сергия. На протяжении многих лет он близко знал преподобного, а затем опрашивал современников, собирая сведения о детстве и юности своего наставника. Труд Епифания был закончен между 1418 и 1420 годами, то есть четверть века спустя после смерти самого Сергия[201], однако его текст известен лишь по отдельным фрагментам, с той или иной степенью достоверности вычленяемым из текста «Епифаниевских редакций», принадлежащих в большей своей части перу Пахомия Логофета (Серба), работавшего во второй четверти XV в.[202] Последнее обстоятельство позволяет рассматривать тексты суммарно, поскольку дело касается исключительно рассказа о свидании московского князя Дмитрия Ивановича с Преподобным.
В древнейших списках «Жития Сергия» Епфаниевско-Пахомиевской редакции середины или второй половины XV в. сообщается, что к Сергию «некогда» приехал «князь великий» и начал жаловаться на угрозу со стороны Мамая, собирающегося «разорить церкви». В последующей, более развернутой редакции (по Н. С. Тихонравову — 2-й Епифаниевской с изменениями Пахомия) речь идет уже о «князе великом Дмитрии Ивановиче», сообщившем Сергию, что «безбожные татары идут <…> на Русскую землю, хотя разорити святые церкви и погубити наше христианство». Игумен благословил князя выйти навстречу врагу, после чего Дмитрий обещал, если останется жив, построить монастырь. Вернувшись с победой, он заложил монастырь на р. Дубенке в память Успения пресвятой Богородицы. Вот как об этом повествуют жития.
‘‘Некогда же приде ‘‘По времени ж некоем прииде князь велики в монастыр к князь великый Дмитрей Ивано преподобному Сергиу, и вич къ преподобномоу Сергию в рече ему: отче, велия пе монастырь и рече старцю: веси чаль обдержит мя. Слы- ли, отче, велика меня скорбь об щах бо, яко Мамай держит и печаль, и всемоу хрис- въздвиже всю орду и идет тианьствоу скорбь. Слышим, что на Русскую землю, хотя Мамай, ординьскый князь, по- разорити церквы, их же движе всю ордоу безбожных та Христос кровию своею ис тар, идоут на мою отчиноу, на купи. Тем же, отче святый, Роусскоую землю, хотя разорити помоли Бога о том, как святыа церкви и погубити наше сия печаль обща всем хри- христианство. Тем же, отче свя стианом есть. Преподоб тый, помоли Бога о нашем хрис ный же отвеща: иди про- тианстве, да избавит нас Бог от тиву их, и Богу помагающе таковыа беды. Блаженный же ти победиши, и здравъ с отвещавъ, рече: господини царю вои своими възвратишася, нашь русскый, ты еси пастырь токмо не малодушествуй. великомоу стадоу всему христи- Князь же отвеща: аще убо анствоу. Подобает ти пещися о Бог поможет ми молитва своем стаде крепко, и должно ти ми твоими, то пришед по и душю свою положити о нем в ставлю церковь въ имя Христовъ образ, яко ж и Хрис- пречистыа владычица на тосъ о нас кровь свою излиа и ша Богородица честнаго душу свою положи. И поиди, господини еа успениа и монастыр царю нашь, противоу имъ съставлю общаго житиа. съ правдою и покорением, яко ж Слышанно ж бысть, как пошлина твоа дръжить покаря- Мамай идет с татары с ве тися ординьскому царю должно. ликою силою. Князь же, А чрес то надеемся на человеко събрав воя, изыде противу любие Божие и на пречистоую чх. И бысьть по пророчь- Богоматерь, поможет ти Богь ству святого Сергиа. И, победити их, и здравъ возврати- победив, татары прогна, и шися съ вои своими. Дръзаи, гос сам здравъ съ вои своими подини нашь, Богъ с тобою, и възвратися. И тако моливь прославит Господь имя твое в род святаго Сергиа обрести и род. Князь же великыи рече: место подобно, иде ж отче святыи, аще ми Бог помо церъков сътворити. И тако обретше место подобно, жет и възвращуся здравъ, поставлю церков во имя пречистые призва и князя великаго, и основаста церковь, иже и Богородица честнаго оуспениа, и монастырь съставим общаго жи вскоре сътворише церков тиа. И се князю глаголящу. Слы- красну въ имя пречистыа на Дубенке, и съставиша обще житие’’. шано бысть въскоре: се Мамай грядет съ татары съ силою многою. Князь же великыи събрався изыде въскоре противу их, и бысть сеча зело велика, и по пророчеству святаго побежени быша безбожные татарове, избиша их множство бесчислено. Самь же князь великыи здравъ возвратися съ своими вой, радуяся’’ и пр.[203]
Вот и все. Ни о каких иноках, посланных с князем, ни одна из древних редакций жития Сергия, оставшихся от XV в., не упоминает.
Текст этот в высшей степени примечателен. Он свидетельствует, что до второй половины XV в., если не еще позже, никто из окружения Сергия в Троицкой обители не знал о посылке с Дмитрием иноков, в противном случае факт этот вряд ли мог быть обойден молчанием. С другой стороны, сбор Епифанием материалов о жизни Сергия и использование Пахомием Сербом исключительно только собранного Епифанием позволяет полагать, что до указанного времени в Троицкой обители не вели никакой летописи или хроникальных заметок, из которых позднейшие сочинители могли почерпнуть сведения о событиях 1380 г. Единственное, что осталось от того времени — известные записи на листах Троицкого стихираря XIV в., сделанные неким «Епифаном» (в котором традиция склонна видеть Епифания Премудрого), даты которых читались И. И. Срезневским и его последователями как 21 и 26 сентября 1380 года, однако их содержание не проясняет, а еще больше запутывает вопрос:
«М(е)с(я)иа септябр въ 21 д(е)нь в пят(ок) на памят(ь) о(агио)с аи(о)с(то)ла Кондрата по литурги почата быс(ть) пис(а)т(ь) татр[адь] 6. Во т(о)жь […] […] симоновскии приездиль, во т(о)ж д(е)нь келарь поехалъ на Резань, во т(о)ж [д(е)иь] чернпа уе[…] […]ьр д(е)нь Исакиi Андрониковъ приехалъ к намь, во т(о)ж д(е)нь весть прид(е), яко летва грядеть с агаряны […]»[204]
Так получается, что единственным фактом, отложившимся в памяти иноков Троицкой обители о взаимоотношениях преподобного Сергия с московским князем, остался его приезд перед сражением с татарами и последующее строительство монастыря на р. Дубенке. Но когда произошло это свидание?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исследования и статьи"
Книги похожие на "Исследования и статьи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Никитин - Исследования и статьи"
Отзывы читателей о книге "Исследования и статьи", комментарии и мнения людей о произведении.