» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






126. Ср.: Цицерон. О старости, 75; Плутарх. Марцелл, 30 (с неточностями при цитировании других авторов).


127. Ср.: XXVI, 38, 6 и 11—12 и примеч. 172 к кн. XXVI.


128. Из деревянных брусьев, обитых железом. Такие решетки не раз упоминаются у древних авторов, а вертикальные пазы для них находят в остатках городских ворот.


129. О нем см.: XXV, 16, 7 и далее.


130. Это Марк Валерий Левин (см. выше, гл. 22, 9), а не Марк Валерий Мессала (ср. гл. 7, 16).


131. Клупея (совр. Келибия), у Страбона (XVII, 834) – Аспис (и римское, и греческое названия значат «щит»), город на африканском побережье (в 85 км на восток от Карфагена).


132. См. примеч. 75a к кн. XXIII.


133. К тому же лету Ливий относит и события предыдущего (209 до н.э.) года, пропущенные в предшествующем изложении (ср. также примеч. 139). Ахейцы – это Ахейский союз, вторая (наряду с Этолийским союзом – ср. примеч. 119 к кн. XXVI) крупная политическая и военная сила того времени на территории Греции. С 281—280 г. до н.э. он, не ограничиваясь пределами собственно Ахайи (область в Северном Пелопоннесе), постепенно распространил свою власть на весь Пелопоннес (сложными всегда оставались отношения со Спартой, которая была включена в союз насильно и при возможности его покидала). Во главе Ахейского союза стоял выбираемый (на год) стратег, при котором состояла коллегия десятерых «дамиоргов». Маханид – тиран Спарты (211—207 гг. до н.э.).


134. Такое употребление этого названия характерно как раз для римских авторов. Вообще же Рионом (Рием) назывался мыс на ахейском (южном) берегу этого пролива (у входа в Коринфский залив); мыс на противоположном (локридском) его берегу назывался Антирионом. Локридский же город Навпакт и ахейский – Патры находились не прямо друг против друга, а наискосок.


135. Ламия (название сохранилось доныне) – город в Фессалии в низовье Сперхея (к северу от реки).


136. Преторами Ливий называет здесь стратегов Этолийского союза (та самая высшая должность, на которую был выбран пергамский царь Аттал – для него это было, конечно, лишь почетное звание).


137. Фалара – город на Малийском заливе (порт Ламии).


138. Афаманы – эпирское племя (иллирийского происхождения), обитавшее в горах Пинда, вдоль границы с Фессалией.


139. Праздник Геры в Аргосе справлялся с большой пышностью и сопровождался состязаниями. Немейские состязания праздновались в лесистой Немейской долине (через нее проходила дорога из Аргоса в Сикион), где в IV в. до н.э. был воздвигнут храм Зевса. Немейские игры, учрежденные в VI в. до н.э., были общегреческими, но устроителями их с середины V в. до н.э. были аргосцы. Устраивались они через два года (во второй и четвертый год олимпийского цикла, так что упомянутые здесь игры приходились на 209 г. до н.э. (ср. примеч. 133).


140. Ср.: Геродот, VIII, 137—139; Фукидид, II, 99, 2; Веллей Патеркул, I, 6, 5. Согласно версии, переданной Веллеем, Александр Великий хвалился своим происхождением по отцу от Геракла (через аргосца Карана, «мужа царского рода»), а с материнской стороны от Ахилла. Другая версия, идущая от Геродота, – явно фольклорная, – ведет род македонских царей от потомков аргосца Темена.


141. Эгий – город на южном побережье Коринфского залива был центром Ахейского союза. Здесь происходили его собрания – регулярные и чрезвычайные.


142. Эгина – остров в Сароническом заливе (между Аттикой и Арголидой). В 211 г. взят римлянами (до того принадлежал Ахейскому союзу). Публий Сульпиций продал эгинян в рабство, а остров передал этолийцам (согласно договору с ними – ср.: XXVI, 24, 11), которые и продали его Атталу.


143. О Скердиледе и Плеврате см. примеч. 120 к кн. XXVI. Пилос – здесь приморский город на западном побережье Мессении (известен по событиям 425 г. до н.э. – см.: Фукидид, IV, 3—40); Атинтания – внутренняя область в Северо-Западном Эпире, населявшие ее атинтаны были, как и афаманы, племенем иллирийского происхождения; ардиеи – иллирийское племя, обитавшее на территории совр. Югославии.


144. Вифиния – область на северо-западе Малой Азии, с запада омываемая Мраморным, с севера – Черным морем. Древнее население, видимо, – фракийские племена (как и по ту сторону Боспора). В начале III в. до н.э. здесь пришла к власти местная династия. Царь Прусий I (235—183 гг. до н.э.) в Первой Македонской войне поддерживал Филиппа.


145. Сикион – город западнее Коринфа; родина Арата – крупнейшего деятеля Ахейского союза (за время с 245 по 213 г. до н.э. 16 раз был стратегом). Местность между Коринфом и Сикионом славилась плодородием.


146. Собств. у одного из виднейших ахейцев. Это Арат-младший, сын упомянутого в предыд. примеч.


147. Димы (или Дима) – город на западе Ахайи. Один из двенадцати древнейших ее городов (Геродот, I, 145; Полибий, II, 41, 8) и один из четырех городов, которые около 280 г. до н.э., объединившись, положили начало новому Ахейскому союзу (ср. примеч. 133). См.: Полибий, II, 41, 1; Страбон, VIII, 384.


148. Элейцы – жители Элиды, города (не путать с Элеей-Велией – ср. примеч. 174 к кн. XXVI) в одноименной области, расположенной на западе Пелопоннеса.


149. В 209 г. до н.э. (ср. выше, примеч. 133) он был стратегом союза. Позднее (в 198—197 гг. до н.э.), изгнанный из Пелопоннеса, он участвовал в переговорах Филиппа с Титом Квинкцием Фламином. См.: XXXII, 32, 10; Полибий, XVIII, 1, 2; 34, 4.


149a. Город Элида находился в 22—23 км от моря. От города дорога вела к Киллене, которая служила элейцам морской гаванью.


150. Т.е. «Башня».


151. Лихнид (Лихнида) – город в Иллирии на северо-восточном берегу Лихнидского озера (совр. Охридское озеро в Югославии).


152. Иллирийское племя, обитавшее к югу от Лихнидского озера и граничившее с Македонией.


153. См. примеч. 125 к кн. XXVI.


154. Город на северном берегу Пагасейского залива. Основан Деметрием Полиоркетом около 293 г. до н.э. Был хорошо укреплен. Одна из резиденций македонских царей.


155. Орестида – область в Верхней Македонии (на границе с Эпиром) – вдоль р. Галиакмон (совр. Быстрица) в ее верхнем течении.


156. Названа так по имени северо-западного ветра – аргеста.


157. Ср. выше, гл. 31, 1 сл.


158. Ср. выше, гл. 32, 1.


159. Мессена – главный город Мессении, области на юго-западе Пелопоннеса.


160. См.: XXII, 9, 10—11; 10, 7. Но выполнен обет не был.


161. См.: XXII, 35, 3 и примеч. 167 к кн. XXII.


162. Ср. выше, гл. 25, 3 сл.


163. Ср.: V, 46, 7 и далее; VII, 1, 9.


164. Луций Манлий Ацидин – бывший городской претор 210 г. до н.э. См., выше, гл. 4, 4; XXVI, 23, 1.


165. Речь идет о 143-й Олимпиаде по традиционному счету.


166. См. примеч. 71 к кн. XXI.


167. Традиционное упоминание о ритуале, которым отмечалось окончание работы цензоров. Ср.: I, 44, 1—2 и др.


168. Десятью годами раньше (по окончании работы цензоров Гая Фламиния и Луция Эмилия Папа) объявленное число граждан превысило 270 тыс., т.е. было почти вдвое больше. См. периоху кн. XX (не сохранившейся).


169. Речь идет о тенте, защищающем от солнца зрителей игр. Позднее Цезарь для той же цели затягивал весь форум. См.: Плиний. Естественная история, XIX, 23.


170. Ср.: XXV, 2, 10. Пир Юпитеру давали и 13 сентября, в день посвящения Капитолийского храма (т.е. во время Великих игр). Подробнее см. примеч. 132 к кн. V.


171. Ср. примеч. 12 к кн. XXV.


172. См. примеч. 164 к кн. XXIII.


173. Т.е. для консульских легионов.


174. Минтурны – город в Южном Лации возле устья р. Лирис.


175. Марика – древнеиталийская богиня (или нимфа), считавшаяся супругой Фавна и матерью Латина (Вергилий. Энеида, VII, 47). По словам Плутарха (Марий, 39, 4) и Страбона (V, 233), посвященная ей роща в Минтурнах очень почиталась местными жителями.


176. См. примеч. 77 к кн. XXVI.


177. Армилюстр – открытое место на Авентинском холме, где ежегодно 19 октября справлялся праздник «очищения оружия» после военной кампании. Под звуки труб выполняли обряд, после которого оружие (как уже безопасное) можно было убрать и припрятать до весны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.