» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






85. 195 г. до н.э. См.: XXXIII, 43.


86. 191 г. до н.э. См.: XXXVI, 1 сл.


87. В 181 и 180 гг. до н.э. См.: XL, 35, 2; 40, 14. О возвращении войска с Фульвием Флакком и о его триумфе см.: XL, 43, 4—7.


88. Т.е. 1 июня по официальному календарю. Однако по солнечному календарю эта дата должна была бы прийтись на апрель. О расхождениях между календарями в тот период см. примеч. 16 к кн. XXXVII и примеч. 109 и 114 к кн. XLIV.


89. О военных действиях в Перребии и взятии Персеем нескольких городов рассказывается и ниже, гл. 53, 6 сл. Естественно было бы предположить, что и тут и там речь идет об одних и тех же событиях (здесь они происходят до отбытия консулов из Рима, там – во всяком случае, до прибытия Публия Лициния в провинцию). Если это действительно так, то, возможно, и здесь (ср. примеч. 129) первое упоминание об этих событиях – преждевременное.


90. Ср. ниже, гл. 48, 3 и примеч. 129.


91. Выше, в гл. 27, 3—400 конников.


92. Об Аполлонии Иллирийской см. примеч. 89 к кн. XXXI. «В области аполлонийцев есть место под названием Нимфей, это скала, извергающая огонь, а под ней текут источники теплой воды и асфальта...» (Страбон, VII, 316).


93. О настроении Гентия см. выше, гл. 29, 11 (иначе – гл. 26, 2—7).


94. В Первой Македонской войне ахейцы были против римлян (ср.: XXVII, 31, 11 и далее, XXIX, 12, 14. Они оказались на одной стороне с Римом лишь во Второй Македонской войне (см.: XXXII, 23, 1—2). Об элейцах (здесь: жители города Элиды и одноименной области на западе Пелопоннеса – не путать с Элеей) см.: XXXVI, 35, 7.


95. Об орестах см.: XXXIII, 34, 7 и примеч. 95 к кн. XXXIII.


96. Ликиск в 171 г. до н.э. был стратегом («претором») Этолийского союза; выслуживаясь перед римлянами, он с их помощью истреблял своих политических противников (ср. ниже: XLV, 28, 7). Полибий пишет о нем: «...По убиении этолийца Ликиска, человека беспокойного и мятежного, в Этолии немедленно воцарились мир и согласие, хотя не стало всего одного человека...» (Полибий, XXXII, 19, 1).


97. Ср.: XXXI, 14, 9; XXXIII, 16, 2—5; XXXVI, 11, 8 сл.


98. См. ниже, гл. 43, 7—44, 8.


99. Фессалийский союз и возник в 198—196 гг. до н.э. под покровительством римлян (см.: XXXIII, 34, 7; XXXIV, 51, 4—6).


100. Гомолий – город на горе Гомоле (северная часть Эты) близ выхода из Темпейской долины (см. примеч. 46 к кн. XXXII) на правом берегу Пенея близ переправы. О Дии см. примеч. 5 к кн. XXXIII.


101. Прозвание это восходило, по крайней мере, к деду Марция, консулу 281 г. до н.э.


102. См. гл. 25; в дальнейшем тексте пропуск, дополненный по смыслу.


103. См. гл. 13.


104. То, что XLI 22 названо Фиотийская Ахайя.


105. Гл. 13.


106. См. XXXIII, 29; последовавшее затем отпадение их к Антиоху (XXXVI, 20), по-видимому, было им прощено.


107. Гл. 13.


108. XLI, 22.


109. Гл. 17.


110. См. примеч. 79 к кн. XXXIII.


111. Полибий указывает, что это было неприемлемо для римлян, стремившихся раздробить Беотийский союз на отдельные города (Полибий, XXVII, 1, 2—3).


112. Трибунал – возвышение, на котором восседали при исполнении обязанностей должностные лица. Ср.: Полибий, XXVII, 1, 6.


113. Ср.: Полибий, XXVII, 1, 9 сл.


114. Исмений и Дикет были брошены в тюрьму и покончили с собой. Неон, еще один сторонник промакедонской политики, бежал в Македонию (Полибий, XXVII, 2, 8—9).


115. О стратегическом значении Халкиды на Евбее ср.: XXXI, 23, 11; XXXII, 37, 3 и др.


116. Это, надо полагать, то же посольство, о каком говорилось выше в гл. 19, 7; см. также: Полибий, XXVII, 3.


117. Пританы – высшая должность во многих греческих городах западного побережья Малой Азии и близлежащих островов (на Родосе двое пританов избирались на год).


118. Ср.: XXXI, 47, 3; XXXII, 16, 6; XXXVI, 45, 5; XXXVII, 9, 5; 22, 1—2; 30.


119. Ср. выше, гл. 37, 2.


120. В тексте лакуна – названия других городов, видимо, выпали.


121. Рассказ Ливия основан на тексте Полибия, который, однако, сообщает о посольстве не в Фивы, а в Фисбы (Фисбу), город юго-востока Беотии (Полибий, XXVII, 5; в пер. Ф. Мищенко «Фивы»), в Фивах же господствовала проримская группировка (как видно из § 9).


122. О важности темы упадка нравов для всей концепции Ливия см. предисл. к кн. I.


123. Ср.: Полибий, XIII, 3. Греческий историк в аналогичной связи пишет о «наших предках» точно так же, как римский.


124. Рассказ об этом был в утраченной XIII книге Ливия (см. периоху). Авл Геллий (III, 8) сообщает о версиях того же рассказа у Валерия Антиата и Клавдия Квадригария, из которого приводит даже выдержку.


125. См.: V, 27, 1—9, XXIV, 45, 3.


126. Здесь, очевидно, было указано их число.


127. Источник этого Ливиева рассказа, несомненно: Полибий, XXVII, 6 (сохранился в эксцерпте, как и: Диодор, XXX, 1 – тоже по Полибию). Ливий упускает важную деталь: покинуть Рим и Италию было предписано не только послам, но и всем македонянам вообще. Замечание о том, что речь послов по содержанию совпадала с Персеевой на переговорах, у Полибия (в сохранившемся пересказе) отсутствует. Сэйдж полагает, что речь тут идет о том же посольстве, что в гл. 36, 1—8. Если это так (а на это указывает ряд повторяющихся деталей), то на правильном месте рассказ о нем стоит здесь.


128. Ср. выше, гл. 35, 3.


129. Урия (Гирия) – город в Южной Италии на дороге между Брундизием и Тарентом (откуда до Рима шла Аппиева дорога), и, следовательно, не приморский. Однако земли его, вероятно, имели выход к морю.


130. Мессинский пролив.


131. Подобные патетические описания проводов полководца ср.: XXVII, 40; XXIX, 26; XLIV, 22, 17.


132. Бывшие консулы в 177 и 174 гг. до н.э. О роли Квинта Муция в военной кампании см. ниже, гл. 58, 13; 67, 9—12.


133. См. выше, гл. 36, 8 и примеч. 92.


134. Т.е. Масиниссу.


135. Трагическая ирония – Персея действительно ждало бегство на Самофракию, но как результат войны. Состариться там ему тоже не довелось – после неудачной попытки бежать и оттуда он сдался римлянам (ср.: XLIV, 45, 1; XLV, 6). Умер он в плену. См. ниже, примеч. 134 к кн. XLV.


136. Такое прозвание («Защитница народа») для Афины (у Ливия «Минерва») встречается, кажется, только здесь.


137. О фалангитах (у Антиоха) ср.: XXXVII, 40, 1; вооружение пелтастов («цетратов», по Ливию) было более легким (небольшой круглый щит (пелта), шлем, копье и меч) и они были более подвижны в бою.


138. Агемой у македонян назывались отборные части, своего рода гвардия (ср. примеч. 88 к кн. XXXVII).


139. Этот этноним нигде более не встречается. Возможно, это – искажение и речь идет об элимиотах или линкестах (племена Средней Македонии).


140. Об агрианах см. примеч. 38 к кн. XXXIII.


141. Ср.: XL, 22, 15. Дидас был правителем Пеонии (см. ниже, гл. 58, 8).


142. Из Малой Азии («галлогреки») или из Паннонии. Гераклея Синтийская – город в Восточной Македонии на правом берегу Стримона (Струмы). Фалазарна – город на северо-восточной оконечности Крита.


143. См. выше, гл. 29, 12 и примеч. 157 к кн. XXXIX.


144. Ср.: IX, 19, 5; Арриан. Анабазис, I, 11, 3.


145. См. выше, примеч. 114.


146. Ср.: Плутарх. Эмилий Павел, 33, 3—4; 37, 3.


147. Фригийцы и лидийцы традиционно рассматривались греками и римлянами как изнеженные и склонные к рабству народы – ср.: XXXVIII, 17, 13; Геродот, I, 155.


148. Это, конечно, преувеличение. Государство располагало арсеналами, и вооружение войска не ограничивалось собственным оружием воинов (ср.: XXIX, 22, 3).


149. Ср.: Юстин, 33, 1, 3.


150. Красным морем здесь называется Индийский океан, тем же названием у древних авторов мог обозначаться и Персидский залив, и – реже – совр. Красное море (или его северная часть).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.