Ли Дэн - С небес об землю
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "С небес об землю"
Описание и краткое содержание "С небес об землю" читать бесплатно онлайн.
Добыв могущественные артефакты боевой маг Клара Хюммель мечтает об окончательном искоренении Зла и установлении царства Добра в Упорядоченном. Но то, что стоит за судьбой, имеет на этот счет свое мнение. И Клара отправляется в странствия по Реальностям, увлекая за собой и других, не менее могущественных и амбициозных.
— А что такое — минимально необходимое воздействие? Каковы критерии этичности поступка?
— Скажите, Максим, что такое по-вашему этика?
— Ну, это, во-первых, философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность и формы. И, во-вторых — это система норм, нравственного поведения человека или какой-либо профессиональной или общественной группы.
— Вы хорошо учились. Как все просто, когда учебой заменяем изучение. Не нужно вникать в сущность изучаемого. Не нужно всесторонне его рассматривать во всей совокупности связей. Не нужно включать изучаемое в единую картину мира, в мировоззрение. Да и саму картину строить не обязательно. Достаточно выучить определения, формулировки, факты и доказательства. И разложить все по полочкам. Здесь у нас это, а там — то. И вместо единой живой и развивающейся картины иметь в голове кучу пыльных полок с пыльными книжками, аккуратно расставленными по темам: физика, химия, философия, психология, ботаника, домоводство. Удобно. А скажите — этика она применима только к человеческому обществу?
— Естественно. Ведь понятия нравственности, морали неприменимо, например, к геологическим процессам, химическим реакциям или поведению животных.
— Хорошо. Давайте рассматривать человеческое общество, и человека, как его элемент. Вы согласитесь с тем, что общество — это система, а человек — элемент этой системы?
— Несомненно.
— Вам же хуже. А чем система чего-то отличается от не системы того же чего-то.
— Связями. Мы можем, например, взять детали и собрать их по чертежу. И получим машину, которая за счет правильного соединения деталей в систему сможет ездить. А можем взять те же детали и собрать их в мешок. И получим простую совокупность деталей, не способную ездить.
— Прекрасный пример. Отмечу еще, что за счет связей между деталями система приобретает новые свойства, которыми не обладает ни одна из деталей, ни вся их совокупность. Правильно?
— Да. Система качественно отлична от совокупности деталей именно за счет связей. А при чем здесь этика?
— Общество — система, а человек — его элемент, и, следовательно, имеет связи с другими элементами. А какое общество можно назвать гармоничным?
— Ну, в котором каждый живет нормально, не притесняя других, не конфликтуя ни с кем. И которое нормально развивается, не подавляя живущих в нем людей.
— Человек имеет свои цели, а общество свои. Как, по-вашему, соотносятся эти цели в гармоничном обществе?
— Я думаю, они должны быть примерно равноправны. Нельзя, чтобы человек ставил свои цели выше целей общества. Но и нельзя, чтобы общество, преследуя свои цели, подавляло цели отдельных людей.
— То есть, можно сказать, что гармония — это непротиворечивое взаимодействие, основанное на согласном сотрудничестве, и направленное на достижение как своих личных целей, так и общей цели, в которой заинтересованы все сотрудничающие стороны. Так?
— Так.
— Тогда, какие, по-вашему, действия человека будут неэтичными?
— Когда он начинает ставить свои цели выше других, когда он начинает подавлять других, подчинять, заставлять что-то делать против их желания.
— То есть, неэтичное поведение нарушает гармонию общества. Или, по-другому, действия, повышающие гармоничность общества, этичны, а понижающие ее — неэтичны. Согласны?
— Да.
— Но ведь, как мы договорились, общество — это система. А общество — это частный случай систем. Попробуем перефразировать более общо: действия, повышающие гармоничность системы, этичны, а понижающие ее — неэтичны. Согласны?
— Вроде правильно, но стоит ли выходить за рамки общества. Ведь этика относится только к нему.
— Хорошо. Возьмем простой подъемник. Есть крюк, на котором висит груз. Есть трос, привязанный одним концом к крюку, а другим к барабану. Есть этот самый барабан, на который наматывается трос. И есть электромотор, который вращает барабан. Нет только человека.
Цель крюка — удерживать груз. Цель троса — удерживать крюк. Цель барабана — наматывать трос. Цель электромотора — вращать барабан. Как видите, у каждого своя цель. Но все вместе они образуют систему — подъемник, у которого цель — поднять груз.
И если они все непротиворечиво, то есть без отрыва крюка или обрыва троса под весом груза, без заклинивания троса, без перекоса барабана и без заклинивания электродвигателя взаимодействуют, то достигается и цель каждого элемента системы, и цель всей системы. Система гармонична и, следовательно, действия всех элементов и системы в целом — этичны.
А теперь допустим, что трос заклинило. Его цель теперь — остаться в покое. И эта его цель вступает в противоречие с целями других и системы. В результате этого уже негармоничного действия либо трос порвется, либо электромотор сгорит. И действия элементов теперь по отношению друг к другу неэтичны. Вы согласны?
— Интересная интерпретация.
— Это не интерпретация, а расширения одной системы — человеческого общества, на все остальные системы. И получается, что этика — это универсальный закон Мироздания.
Если хочешь развиваться — будь гармоничен, повышай гармонию, то есть, будь этичен. А любое неэтичное действие снижает гармонию. А это делая систему негармоничной, тормозит ее развитие и делает неустойчивой.
Ведь неэтичное действие — это подчинение, подавление других. Это игнорирование их целей.
Значит, другие элементы системы будут, как минимум, пассивными, а как максимум, активно сопротивляться. И энергия системы или ее негармоничных элементов будет тратиться не на достижение целей, а на преодоление пассивности и сопротивления других, на удержание их в подчинении.
А раз общая энергия конечна, то чем больше ее уходит на подавление, тем меньше на развитие. И система, в конечном счете, либо распадается на ряд более простых, либо поглощается другими системами.
— В теории звучит неплохо. Но как определить, является ли действие этичным или нет? Ведь для такой сложной системы, как общество ни один поступок нельзя оценить однозначно.
— По-моему, следует рассматривать направленность действия — уменьшает ли оно гармоничность, или нет. А это можно определить так.
Если у нас есть какое-то текущее состояние, то его можно либо улучшить, либо ухудшить, либо оставить неизменным. Вряд ли мы сразу скажем, что это действие уж наверняка улучшит положение дел. Это хорошо только в лозунгах. А сколько их было таких прекрасных лозунгов, которые провозглашались борцами за народное счастье. Этакими пламенными, бескорыстными идеалистами, готовыми в борьбе за счастье людей растоптать каждого отдельного человека и залить кровью всю планету. «Благими намереньями вымощена дорога в ад», — говорили древние. А они знали, о чем говорили.
Так же в большинстве случаев нельзя наверняка сказать, что это действие гарантированно ухудшит положение дел. Поэтому за критерий, как мне кажется, следует принять поддержание статус кво, поддержание равновесия. Именно так действуют все физические законы — они всегда сохраняют равновесие в системе. Хочешь изменить равновесие — создай новую систему. И тогда можно остановиться на такой формулировке: поступай с другими так, как они поступают с тобой. Или — не ропщи, если другие поступают с тобой так, как ты с ними. Не ищи своей исключительности.
— Что ж, с этим можно согласиться. Но мы начали с минимально допустимого воздействия.
— А минимально допустимое воздействие — это такое, которое не ухудшает как общего состояния отдельного индивида, так и подсистемы, в которую он входит.
Если я отберу у вас последний кусок хлеба, то вы либо умрете от голода, либо отберете его у кого-то еще. Такое мое действие неэтично.
А если вы захотите меня зарезать, а менталист вас остановит, то это не ухудшит наше общее состояние. И действие будет этично.
Хотя, конечно, далеко не всегда есть время и возможность вот так оценить ситуацию. И поэтому мы часто поступаем чисто интуитивно. Как говорится, по велению совести.
А совесть — это и есть та часть психики, которая оценивает, как воздействуют наши мысли, желания, слова и поступки на изменение гармоничности мира. То есть совесть применяет для оценки не критерий пользы, а критерий этичности.
* * *Глава 2. Как хорошо быть генералом
Что такое счастье, это каждый понимал по-своему. Но все вместе они знали, что надо горячо любить свою Советскую Родину.
Аркадий ГайдарЯ — пес Его высочества, терьер.
А Вы, простите, чья собака, сэр?
Туург взял из стоящей перед ним шкатулки тирокского дерева оркенскую сигару, стоящую целое состояние. Сняв обертку из сушеных листьев аара он аккуратно обрезал кончик сигары, а затем, прогрев над спиртовкой, не торопясь раскурил ее, наслаждаясь тонким ароматом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "С небес об землю"
Книги похожие на "С небес об землю" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ли Дэн - С небес об землю"
Отзывы читателей о книге "С небес об землю", комментарии и мнения людей о произведении.