Иван Локтионов - Волжская флотилия в Великой Отечественной войне
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября. Войска Юго-Западного фронта прорвали оборону противника и продвинулись вперед до 25 км. В этот же день начал контрнаступление Донской фронт, а 20 ноября Сталинградский фронт. В течение четырех с половиной суток советские войска завершили окружение главных сил вражеской группировки - 6-й полевой и 4-й танковой немецких армий в составе 22 дивизий и 160 отдельных частей.
Тем временем 62-я армия продолжала вести активные боевые действия в самом городе, сковывала здесь значительные силы противника и сама готовилась к наступлению.
Развивая успех наступления, советские армии 24 - 30 ноября сжали кольцо вокруг войск противника. Были созданы сплошные внешний и внутренний фронты.
В ходе наступательной операции наши войска полностью овладели стратегической инициативой. Разгром главных сил противника у Сталинграда был предрешен. Создавались условия для перехода в общее наступление на всем южном крыле советско-германского фронта. Однако положение осложнялось тем, что немецко-фашистское командование стянуло на сталинградское направление, у Тормосина и Котельниковского, значительные силы и предприняло отчаянные попытки деблокировать окруженные войска. Ценой огромных потерь гитлеровцы из района Котельниковского прошли половину расстояния до окруженной группировки. Большего они добиться не смогли. 16 декабря наши войска в районе Среднего Дона перешли в решительное наступление и к концу месяца разгромили силы противника, пытавшиеся деблокировать окруженные дивизии. Были разбиты также итальянская армия и оперативная группа "Холлидт". В результате советское командование полностью овладело стратегической инициативой.
После провала попыток спасти окруженную группировку противник стремился удерживать район у Сталинграда, сковать здесь значительные силы Красной Армии, чтобы дать возможность своим войскам отойти с Северного Кавказа на Ростов.
Ставка Верховного Главнокомандования поручила ликвидацию окруженных у Сталинграда войск противника Донскому фронту, передав в его состав 62, 64 и 57-ю армии Сталинградского фронта. 10 января началось наступление войск фронта с целью сначала ликвидировать силы врага в западной, затем в южной части кольца окружения, а потом, расчленив оставшуюся группировку на две части, уничтожить их. Эта задача была блестяще решена. 2 февраля завершился разгром окруженной группировки противника.
В ходе контрнаступления с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года были уничтожены две немецкие, две румынские и одна итальянская армии. Враг потерял свыше 800 тыс. человек, около 2 тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 10 тыс. орудий и минометов, до 3 тыс. боевых и транспортных самолетов и более 70 тыс. автомашин{93}.
Эта величайшая победа Красной Армии в значительной степени обусловила дальнейшее течение всей второй мировой войны и ее конечные результаты.
Достойный вклад
При уничтожении стратегической группировки противника Волжская флотилия продолжала оказывать содействие войскам, оборонявшим Сталинград. Своими активными действиями эти войска сковывали крупные силы гитлеровцев, а затем перешли в наступление и 26 января соединились у Мамаева Кургана с войсками 21-й армии, ворвавшимися в город с запада. Тем самым окруженная группировка противника была расчленена на две части.
В этот период главные задачи Волжской флотилии были прежние переправа войск и боеприпасов через Волгу, эвакуация из города раненых, артиллерийская поддержка войск 62-й армии{94}. В связи с ледоставом на Волге и отводом большей части артиллерийских кораблей на зимнее базирование в Астрахань и Гурьев возможности флотилии, естественно, были ограниченными. Однако она сумела оказать советским войскам большую помощь и на этом этапе величайшей битвы на Волге.
Переправу на правый берег войск, боеприпасов и других воинских грузов 62-й армии, удерживавшей небольшие прибрежные участки в Сталинграде, а также 64-й и 57-й армий, действовавших южнее и юго-западнее города, могли производить главным образом бронекатера с мощными машинами и сильным вооружением.
Надо иметь в виду, что эти катера удачно сочетали артиллерийско-пулеметный огонь и высокую маневренность, но не были приспособлены к плаванию в ледовых условиях. Естественное стремление втиснуть в их малые размерения сильное пушечно-пулеметное вооружение и мощные главные моторы при сохранении небольшой осадки заставило принять минимально легкую обшивку корпуса. До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением ледостава должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось плавать и вести бои в условиях тяжелого ледостава и непрерывного противодействия противника.
На Волге бронекатера хорошо зарекомендовали себя как малые артиллерийские корабли, успешно поддерживавшие огнем своих орудий, пулеметов и реактивных минометных установок сухопутные войска. Они также были незаменимым средством фронтового и армейского командования на переправах через Волгу, находившихся под огнем вражеской артиллерии и постоянными ударами немецко-фашистской авиации.
Особое значение действия бронекатеров у Сталинграда имели в ноябре декабре 1942 года. Всего в кампании 1942 года их насчитывалось здесь 33 единицы{95}. В строю же обычно находилось не более 25 - 28. 5 бронекатеров флотилия потеряла в период героической обороны Сталинграда. Многие из этих катеров имели предельно изношенные механизмы. В составе Сталинградской группы кораблей, оставленной для содействия нашим сухопутным войскам, их было 15 единиц{96}.
Для координации действий кораблей с сухопутными войсками у Сталинграда оставалась группа офицеров штаба флотилии, перебазировавшегося в Ульяновск для обеспечения ремонтных работ, формирования 3-й бригады и подготовки к кампании 1943 года.
Сталинградскую группу кораблей с 1 ноября 1942 года возглавлял командир 1-й бригады контр-адмирал С. М. Воробьев. Штаб бригады (начальник штаба - капитан 3 ранга А. И. Цибульский) планировал боевые действия канонерских лодок и бронекатеров, осуществлял руководство кораблями на переправах и при артиллерийской поддержке войск 62-й армии. Партийно-политической работой на оставшихся у Сталинграда кораблях руководил политический отдел 1-й бригады (начальник - капитан 2 ранга С. Д. Бережной). К нему была прикомандирована группа инструкторов политотдела флотилии.
Моряки Волжской флотилии с огромным воодушевлением встретили весть о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом. На митингах матросы, старшины и офицеры заверили командование флотилии, что не пожалеют сил и самой жизни, сделают все для того, чтобы с честью выполнить боевые задания, внести достойный вклад в разгром врага на берегах Волги{97}.
Во время окружения и разгрома немецко-фашистских войск на Волге характерным в управлении силами флотилии было то, что Сталинградская группа кораблей взаимодействовала непосредственно с дивизиями 62-й и 64-й армий, сражавшимися на волжских берегах. Организация переброски через Волгу войск и воинских грузов бронекатерами и тральщиками и артиллерийская поддержка ежедневно согласовывались непосредственно со штабами этих соединений.
Бронекатера действовали на центральных переправах в Сталинграде, в районах Красноармейска, Каменного Яра и Черного Яра. Они также привлекались для артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий.
Канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" входили в состав артиллерийской группы 62-й армии, находившейся на левом берегу Волги. Они вели огонь как по заявкам командующего артиллерией армии, так и по заявкам командиров дивизий.
В ноябре - декабре ледостав на Волге наступал очень медленно. Поэтому армейские части по-прежнему не могли перебрасывать через реку людей и грузы своими средствами. В этот период бронекатера и плавучие средства флотилии перевезли с левого на правый берег Волги 23 284 бойца и командира, более 1500 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов для 62, 64 и 57-й армий Сталинградского фронта. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек, главным образом раненых. При этом значительная часть войск и грузов перебрасывалась на участках 64-й и 57-й армий, непосредственно участвовавших в окружении группировки немецко-фашистских войск и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом.
На центральных переправах в Сталинграде рейсы бронекатеров занимали по 10 - 15 часов. Они протекали в тяжелых ледовых условиях и при сильном противодействии противника. Забивались льдом кингстоны охлаждения машин, перегревались моторы. От сжатия льдом образовывались трещины в корпусах, гнулись линии вала, деформировались винты. Но ничто не могло сломить непреклонную волю моряков. Не зная сна и отдыха, они пробивались через льды к правому берегу Волги. Им нередко приходилось высаживать войска и выгружать боеприпасы под огнем противника.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Локтионов - Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.