Иван Локтионов - Волжская флотилия в Великой Отечественной войне
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Резкое ухудшение обстановки на главных стратегических направлениях советско-германского фронта осенью 1941 года потребовало срочно начать формирование Волжской флотилии для содействия войскам Красной Армии, защиты Волжской водной коммуникации и решения задач, ранее ставившихся Учебному отряду. Народный комиссар Военно-Морского Флота в соответствии с указаниями Государственного Комитета Обороны приказом от 23 октября 1941 года переформировал Учебный отряд кораблей реки Волги в Волжскую флотилию. Позднее, 6 ноября 1941 года, были определены состав, организация и базирование ее сил. Планировалось сформировать 6 бригад речных кораблей с включением в их состав 54 канонерских лодок, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, сторожевых катеров и 60 катеров- морских охотников; 6 авиаотрядов (36 самолетов); 6 отдельных батальонов морской пехоты; 6 дивизионов торпедных катеров. Эти организационные мероприятия намечалось завершить к 1 апреля 1942 года{14}.
Предусматривавшиеся состав и организация сил флотилии отвечали оперативно-стратегической обстановке, которая могла сложиться при дальнейшем неблагоприятном для нас развитии военных действий в бассейне Волги, и опыту, полученному в первые месяцы войны на Дунае и в бассейне Днепра. Советское Верховное Главнокомандование учитывало реальную угрозу одновременного прорыва немецких войск на многих участках от Калинина до Астрахани и необходимость в этом случае одновременного ведения боевых действий на нескольких операционных направлениях. Требованиям такой обстановки лучше всего отвечали бригады разнородных речных кораблей с включением в их состав артиллерийских кораблей и катеров (канонерские лодки, бронекатера и минометные катера), кораблей и катеров для противоминной и противовоздушной обороны перевозок на Волге, вспомогательных судов для обеспечения боевой деятельности разнородных сил флотилии.
Работа Главного морского штаба по отбору и переоборудованию судов транспортного и промыслового флота в Волжском бассейне началась уже в первые дни Великой Отечественной войны. Особенно интенсивно она велась осенью 1941 года. Было отобрано 227 самоходных и несамоходных судов{15}. Однако это далеко не покрывало потребности флотилии. Возникали и другие трудности.
На переоборудовавшихся транспортных судах, на канонерских лодках, например, целесообразно было установить морские дальнобойные орудия калибра 130 и 152 мм. Но, к сожалению, Военно-Морской Флот не имел в своих резервах этих артиллерийских систем. Военная промышленность страны также не могла поставить флотилии таких орудий в нужном количестве. В отличие от наших флотилий на Амуре, Дунае и Днепре на Волге не было таких мощных артиллерийских кораблей, как мониторы.
К весне 1942 года Волжская флотилия располагала 20 канонерскими лодками, 20 бронекатерами, 10 катерами-тральщиками, двумя плавучими батареями. Эти силы входили в состав 1, 2 и 3-й бригад речных кораблей. В связи с улучшением обстановки на советско-германском фронте после разгрома гитлеровцев под Тихвином, Ростовом, Ельцом, Москвой и успешным зимним наступлением советских войск Государственный Комитет Обороны своим Постановлением от 21 января 1942 года приостановил мобилизацию транспортных и промысловых судов Волжского бассейна.
Как известно, Советское Верховное Главнокомандование рассчитывало весной и летом 1942 года развить успех предыдущей зимней наступательной операции, готовило войска для наступления в районах Харькова, Донбасса и Крыма, Ленинграда и на вяземско-смоленском направлении с целью разгрома основных группировок немецко-фашистских войск, улучшения оперативного положения наших фронтов и срыва летнего наступления противника. Тем самым предусматривалось создание условий для дальнейшего развертывания широких наступательных операций Красной Армии. В этот период было ослаблено внимание к формированию Волжской флотилии и со стороны Народного комиссариата ВМФ. Ее состав ограничивался тремя бригадами кораблей, которые были сформированы зимой 1941/42 г.А весной 1942 года в связи с передачей Онежской флотилии 13 канонерских лодок и 8 бронекатеров 3-я бригада речных кораблей была расформирована{16}. Началось формирование Отдельной бригады траления. К лету 1942 года Волжская флотилия имела в своем составе: 1-ю бригаду речных кораблей (дивизион канлодок - "Усыскин", "Громов" и "Руднев" дивизион бронекатеров - 12 единиц; отряд сторожевых катеров - 6 единиц; отряд полуглиссеров -10 единиц; батальон морской пехоты); 2-ю бригаду речных кораблей (дивизион канонерских лодок - "Киров", "Федосеенко", "Чапаев" и "Щорс", дивизион плавучих 152-мм батарей No 97 и 98; отряд бронекатеров - 4 единицы; отряд полуглиссеров и батальон морской пехоты); отдельную бригаду траления - 26 катеров-тральщиков{17}. Отдельная бригада траления была не полностью укомплектована катерами-тральщиками из-за задержки передачи транспортных судов для переоборудования и их плохого технического состояния.
С началом навигации 1942 года 1-я бригада речных кораблей (командир контр-адмирал С. М. Воробьев, военком - старший батальонный комиссар С. Д. Бережной, начальник штаба - капитан 3 ранга А. А. Комаров, начальник политотдела - батальонный комиссар В. М. Артемьев), 2-я бригада речных кораблей (командир - контр-адмирал Т. А. Новиков, военком - полковой комиссар И. И. Величко, начальник штаба - капитан 3 ранга В. А. Кринов, начальник политотдела - полковой комиссар Г. И. Спицкий) и Отдельная бригада траления (командир - контр-адмирал Б. В. Хорошхин, военком полковой комиссар Ф. Я. Отмахов, начальник штаба - капитан 3 ранга А. А. Асямолов, начальник политотдела - батальонный комиссар О. Л. Ярошенко) приступили к интенсивной боевой подготовке, отработке взаимодействия с сухопутными войсками и системы противоминной и противовоздушной обороны Волжской водной коммуникации.
К весне 1942 года были сформированы командование, штаб, политический отдел и органы тыла флотилии, командование и штабы бригад кораблей, службы обеспечения.
Командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев, в прошлом балтийский матрос, участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, имел большой опыт службы на Амурской флотилии, участвовал в разгроме белокитайской флотилии в 1929 году. Он успешно руководил боевыми действиями Пинской флотилии летом и осенью 1941 года. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга М. И. Федоров в свое время служил на Амурской флотилии вместе с Д. Д. Рогачевым. Оба они хорошо знали принципы организации взаимодействия с сухопутными войсками и боевого использования сил флота на реках. Начальник политотдела дивизионный комиссар П. И. Бельский и военный комиссар штаба флотилии А. А. Шохин были опытными политработниками, умелыми организаторами партийно-политической работы на кораблях.
Командиры бригад кораблей контр-адмиралы С. М. Воробьев, Т. А. Новиков и Б. В. Хорошхин, участники гражданской войны, были известными в Военно-Морском Флоте адмиралами, обладали высоким уровнем оперативно-тактической подготовки и большим опытом службы. Б. В. Хорошхин в тридцатых годах длительное время командовал Днепровской флотилией, участвовал в боевых действиях на Балтийском море и Ладожском озере в 1941 году. Начальники штабов бригад капитан 3 ранга В. А. Кринов, А. И. Цибульский и А. А. Асямолов отлично знали свое дело, были хорошо знакомы с условиями службы на реках. Большой опыт партийно-политической работы имели комиссары и начальники политотделов бригад С. Д. Бережной, И. И. Величко, Ф. Я. Отмахов, В. М. Артемьев, Г. И. Спицкий и О. Л. Ярошенко.
Ответственные посты в штабе Волжской флотилии, в соединениях и в частях занимали участники боев на реках Днепровского бассейна, Дунае и Южном Буге летом и осенью 1941 года. Капитан 1 ранга П. А. Смирнов, депутат Верховного Совета УССР капитан 2 ранга С. С. Степанов, капитаны 3 ранга В. А. Кринов, А. П. Хохлов, капитан-лейтенанты А. И. Гращенко, Я. В. Небольсин, С. П. Лысенко, инженер-капитан 3 ранга Г. Ф. Кузьмин и многие другие офицеры, отличившиеся в боевых действиях Дунайской и Пинской флотилий, отважно сражались с гитлеровцами и на Волге.
Главному морскому штабу, руководству Волжской флотилии зимой 1941/42 г. пришлось решать целый комплекс весьма сложных проблем. Надо было к началу кампании 1942 года сформировать соединения кораблей и береговые части по установленным штатам военного времени, укомплектовать их офицерским, старшинским и рядовым составом, отработать штаб флотилии и штабы бригад как органы управления, оборудовать бассейн Волги в навигационно-гидрографическом отношении, всесторонне подготовить этот своеобразный речной театр к вероятным действиям флотилии. Требовалось определить содержание, направленность и методы ускоренной оперативной и боевой подготовки.
Все это было весьма трудным делом и требовало больших усилий. На театрах бассейнов Амура, Днепра и Дуная, где наш Военно-Морской Флот еще в мирное время имел свои оперативные объединения, были заранее обоснованы вероятные варианты оперативной обстановки и выработана боевая организация сил речных флотилий для решения задач содействия сухопутным войскам в обороне и наступлении, а также для самостоятельных боевых действий. Здесь проводились все необходимые мероприятия по оперативной подготовке театров, определялся конкретный перечень судов речного, транспортного и промыслового флота, подлежавших отмобилизованию и вооружению в военное время. Все это отрабатывалось, всесторонне опробировалось в процессе оперативной и боевой подготовки. Гораздо сложнее обстояло дело в бассейне Волги - еще не было полной ясности, в каком же именно направлении будут развертываться события на южном крыле советско-германского фронта. Соединения флотилии формировались за счет отмобилизованных и вооружаемых судов и только что вступавших в строй боевых катеров. Комплектовались корабли офицерским, старшинским и рядовым составом резерва Народного комиссариата Военно-Морского Флота и военнообязанными, призванными из запаса. Сроки же ввода кораблей в строй и подготовки их к боевым действиям были исключительно жесткими.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Локтионов - Волжская флотилия в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Волжская флотилия в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.