» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Сильным козырем командования Центрального фронта в сложившейся ситуации продолжала оставаться ударная авиация 16-й воздушной армии, которая с самого утра ожидала сигнала на вылет. Расчет генерал-лейтенант С. И. Руденко, отказавшегося от сомнительных по своей эффективности налетов на вражеские аэродромы, оказался верным. Получив весьма образный приказ генерала К. К. Рокоссовского «расправить плечи», командующий 16-й воздушной армией поднял в воздух для локализации прорыва в полосе 13-й армии группы 221-й, 241-й бад, а также 2-й гв. и 299-й шад. Одновременно к борьбе за господство в воздухе была подключена также часть сил 283-й и 286-й иад. Меры, принятые советской стороной, не остались незамеченными противником. Штаб группы армий «Центр» отметил усиление действий краснозвездных самолетов в итоговой разведсводке за 5 июля: «Вражеская авиация после первоначального замешательства перешла к плановым действиям»[59].

Говоря об участии в боях 5 июля бомбардировочной авиации 16-й воздушной армии, отметим, что основная нагрузка выпала на долю экипажей бомбардировщиков «Бостон» 221-й бад, которые совершили за день 89 самолето-вылетов. Для их сопровождения истребители 282-й иад, также входившей в 6-й сак, 103 раза поднимались в воздух. Несмотря на противодействие немецких истребителей и сильный зенитный огонь с земли, потери 221-й бад были относительно невелики — всего 4 самолета не вернулось на свои аэродромы, а еще два бомбардировщика совершили вынужденные посадки. Немецкие данные не сильно отличаются от советских. Согласно им, истребителями JG51 и JG54 за день было сбито 7 бомбардировщиков американского производства.

Экипажи Пе-2 241-й бад совершили вылеты силами всего двух групп, состоявших из 5 и 8 Пе-2 соответственно.

Восьмерка «пешек» вынуждена была, из-за отсутствия войск противника в назначенном районе удара, бомбардировать запасную цель — скопления немецких танков в роще в 2 километрах восточнее Нижнее Тагино. А вот экипажи 5 Пе-2 накрыли до батальона пехоты, 6 танков и около 40 повозок с войсками и грузами в районе Ясная Поляна — Новый Хутор. Как показал впоследствии один из захваченных в плен немецких солдат 292-й пехотной дивизии, разрывы бомб накрыли немецкие позиции на участке около двух километров, причем некоторые осколочные бомбы попали либо в окопы, либо на их брустверы. В итоге только один батальон потерял убитыми 23 человека; а еще 56 военнослужащих получили ранения[60].

Отметим, что экипажами 241-й бад в ходе 13 самолето-вылетов было сброшено 66 ФАБ-100, 32 АО-15, 40 АО-10, 38 АО-8 и 120 ЗАБ-2,5. Все возвратившиеся с боевого задания Пе-2 имели множество повреждений. На одной из «пешек» механики насчитали до 40 осколочных пробоин. В то же время потери 241-й бад были минимальны. Атакованная дюжиной немецких истребителей восьмерка Пе-2 лишилась всего одной машины, которая совершила вынужденную посадку. Еще у одной «пешки» уже на пробеге сложились опоры шасси — в итоге разбитый бомбардировщик пришлось списать.

Весьма эффективными оказались действия штурмовиков из состава 2-й гв. и 299-й шад. В лучшую сторону отличался более сплоченный и опытный летный состав 2-й гв. шад, прошедший суровую школу боев под Сталинградом. Из имевшихся в составе дивизии четырех штурмовых полков в боях первого дня было задействовано три (59-й, 78-й и 79-й гв. шап). Ценой потери 4 штурмовиков, по докладам экипажей соединения, был уничтожен 31 танк, 30 автомобилей, 3 бронемашины, а также другая техника. Многие штурмовики получили повреждения, а самолет младшего лейтенанта Попова из 78-го гв. шап, пострадавший как от зенитного огня, так и от атак «фокке-вульфов», совершил посадку на своем аэродроме на фюзеляж.

Намного тяжелее пришлось личному составу 299-й шад, которая понесла в ряде воздушных боев тяжелые потери. Так, восьмерка Ил-2 под командованием лейтенанта Митусова лишилась в одном вылете шести машин. В другой группе 217-го шап сразу три Ил-2 были подбиты после внезапной атаки «фокке-вульфов». Спасла только отменная живучесть «илов» — один самолет совершил вынужденную посадку, а остальные все же дотянули до своего аэродрома. Но все стрелки-радисты на самолетах были ранены, а один из них позднее скончался в госпитале[61].

Уже к 12:00 число самолето-вылетов, совершенных подчиненными генерала С. И. Руденко, перевалило за отметку 500. Отметим, что штурмовая авиация действовала в основном группами по 6–8 машин, что не позволяло эффективно поражать большие массы бронетехники, а также повышало расход вылетов истребителей на сопровождение. Неудивительно, что, освещая действия штурмовиков, немецкие источники подчеркивали: «Советские штурмовые самолеты появились над полем битвы около полудня, однако им не удалось серьезно помешать действиям наших сухопутных войск»[62]. Как бы то ни было, но ко второй половине дня положение в полосе 13-й армии удалось несколько стабилизировать. Удары с воздуха, а также губительный артиллерийский огонь позволили в короткий срок нейтрализовать наметившийся было успех противника. Немецкие танки остановились, превратившись в неподвижные огневые точки, а пехота была вынуждена залечь.

Красноречивые показания о первом дне боев дал и пленный обер-ефрейтор 5-й роты 167-го полка Баумгоф: «Первый день нашего наступления я никогда не забуду. У меня не было никакой надежды выйти живым из боя. Наш полк понес очень тяжелые потери. Другие полки дивизии пострадали еще больше. Уже к полудню 5 июля 216 полк, брошенный на прорыв обороны русских, потерял две трети личного состава, но не добился никакого результата. Жалкие остатки полка были отведены во второй эшелон. Санитары не успевали выносить раненых. Один санитарный унтер-офицер сказал мне, что перевязочный пункт напоминает двор скотобойни».

Ко второй половине дня накал боев на фронте 13-й и 70-й армий достиг своего апогея. По свидетельству очевидцев, к этому моменту противник обеспечил одновременное нахождение над передним краем советской обороны до 300 бомбардировщиков и около 100 истребителей. Кроме того, наблюдательные посты, расположенные в полосе соседнего Брянского фронта, неоднократно докладывали о прохождении групп, насчитывавших до 150 бомбардировщиков.

Вторая половина дня прошла также при доминировании в воздухе немецкой авиации. Несмотря на ожесточенное сопротивление частей 13-й и 70-й армий, немецким войскам удалось продвинуться в глубину советской обороны приблизительно на 4–5 километров. Резюмируя итог боевых действий 13-й армии, командующий фронтом генерал К. К. Рокоссовский отмечал в своем донесении в Ставку: «Части армии, отражая непрерывные атаки танков и пехоты противника, поддержанных большими группами авиации, в течение трех часов удерживали занимаемые рубежи. Только после повторной арт. авиаподготовки, введя в бой до 400 танков, противнику удалось потеснить части армии»[63].

Командование группы армий «Центр» подчеркнуло особую роль авиации 1-й авиадивизии в достижении этого успеха, отметив, что крупные силы бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации последовательными волнами поддерживали наступательную операцию сухопутных войск. Были отмечены многочисленные прямые попадания в артиллерийские батареи, полевые позиции и транспортные колонны.

Накал воздушных боев сохранялся практически до самых сумерек. В течение дня несколько улучшилось наведение с земли, однако даже оно не гарантировало срыв вражеских бомбежек. Так, большая группа из 19 Ла-5 92-го иап, вылетевшая на выполнение задания в 12:30, была наведена станцией Штык-2 в районе Подолянь — Тагино на смешанную группу бомбардировщиков, состоящую из 15 Ju-87, 7 Ju-88 и 6 He-111, прикрытых дюжиной «фокке-вульфов». Разделившись на две группы по 12 и 7 самолетов, советские летчики атаковали бомбардировщики и истребители противника. Разбор, проведенный работниками штаба 6-го иак по итогам прошедшей схватки, показал, что действия летчиков обеих групп, ведомых майором Д. А. Медведевым и старшим лейтенантом Н. Г. Бутомой, были разрозненны. В итоге, хотя экипажам и было засчитано три сбитых бомбардировщика и четыре истребителя, при потере двух Ла-5, общий итог боя был признан неудачным[64].

Отметим, что группы 279-й иад продолжали нести тяжелые потери в воздушных боях до самого конца дня. Вылетевшая со своего аэродрома в 15:15 группа из 16 Ла-5 486-го иап в воздушном бою над районом Понырей с 30 Ju-88 и Bf-110, прикрытых большим количеством истребителей, потеряла 4 машины, сбив всего один Ju-88. Еще более трагично сложился вылет группы соседнего 192-го иап в период 19:15–20:40. Ведомые командиром полка майором Кизиловым 15 Ла-5 в районе Малоархангельск — Поныри атаковали бомбардировщики Ju-88, прикрытые истребителями FW-190. В результате боя было потеряно 6 Ла-5, плюс еще один наш самолет совершил вынужденную посадку в поле с убранными шасси, в то время как на счета летчиков было записано всего четыре сбитых немецких истребителя[65].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.