» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






В ходе отражения налетов наибольшего успеха добились пилоты из состава II/JG3, сбившие 27 советских самолетов. Среди особо отличившихся пилотов группы был фельдфебель Ганс Грюнберг (Grünberg Hans), уничтоживший четыре штурмовика. Свою долгожданную 150-ю победу одержал лучший ас группы, командир 5-го отряда обер-лейтенант Йоахим Киршнер (Kirschner Joachim). Всего лишь на две победы отставал от него командир группы майор Курт Брендле (Brändle Kurt), одержавший утром две победы и достигший отметки в 148 побед. Единственной потерей II/JG3 стал унтер-офицер Гельмут Либманн (Helmut Liebmann), раненный в воздушном бою с советскими истребителями и совершивший вынужденную посадку недалеко от аэродрома. Успех, достигнутый другими группами истребителей 8-го авиакорпуса, был более скромным — за пилотами III/JG3 числилось всего три сбитых советских самолета. Еще около 20 самолетов уничтожили пилоты 1 и III/JG52.

Для того чтобы составить для себя объективную картину произошедшего, постараемся рассмотреть события с точки зрения советских архивных документов. Одним из наиболее важных по своим результатам должен был стать налет на аэродром Микояновка 18 штурмовиков 241-го шап 291-й шад. На современных картах уже невозможно найти этот населенный пункт — вместо него мы можем видеть послевоенные названия Октябрьский и Политотдельский. Однако даже беглого взгляда на названия селений вокруг хватает, чтобы оценить, по какому «осиному гнезду» должны были нанести удар подчиненные полковника А. Н. Витрука. Бессоновка, Угрим, Болдыревка, Толоконное, Варваровка — эти наименования аэродромов и взлетных площадок 8-го авиакорпуса, раскиданных в радиусе от 2 до 6 километров от Микояновки, говорят о многом.

Тем не менее, выйдя на аэродром Микояновка, экипажи 241-го шап обнаружили на стоянках всего лишь два Bf-109, а также несколько грузовиков. Рассмотреть что-либо на земле мешала сильная дымка, и потому результаты налета выглядели более чем скромно — было уничтожено 6 автомобилей и подавлена 1 зенитная точка. При подходе к цели две девятки, ведомые старшим лейтенантом Левиным и капитаном Авдеевым, подверглись атаке большой группы немецких истребителей из состава I/JG52, которые частью сил смогли оттеснить 18 «яков» сопровождения. Документы 241-го шап следующим образом характеризуют действия пилотов 737-го иап: «В районе цели [истребители] бросили штурмовиков, за исключением командира полка майора Варчук, который на протяжении всего полета непосредственно прикрывал и отбивал атаки истребителей»[120].

Прикрытие из всего одного «яка» по вполне понятным причинам не могло предотвратить многочисленных атак истребителей противника. В результате, если из состава первой девятки было потеряно 2 Ил-2, вторая девятка, капитана Авдеева, недосчиталась 5 машин, включая самолет ведущего группы. Авдеев, летевший на одноместной машине, был подбит над целью атаками «мессершмиттов», но скольжением смог сбить пламя. Его ведомые младшие лейтенанты Кондратович и Вавилин скрылись в разрывах зенитных снарядов и на свой аэродром не вернулись. Только позднее их следы отыскались во фронтовых госпиталях. Помогая отбивать атаки истребителей, к самолету Авдеева приблизились штурмовики младших лейтенантов Калачева и Сергеева. Самолет Сергеева был несколько раз атакован «сто девятыми», которые убили стрелка, и когда неуправляемый «ил» перешел в пике, летчик выбросился из него на парашюте. В это время капитан Авдеев был ранен, и его самолет совершил вынужденную посадку в районе Крапивное. Несмотря на потерю 7 штурмовиков, пять пилотов, включая самого капитана Авдеева, смогли вернуться в свою часть, в то время как большинство стрелков-радистов погибло. Из 18 же «яков» 737-го иап в воздушном бою было потеряно 3 Як-7б и два пилота[121].

Тяжелыми потерями сопровождался налет на аэродром Померки групп 66-го и 735-го шап 266-й шад, состоявших из 12 и 6 Ил-2. Уже в районе своего аэродрома столкнулись два штурмовика 66-го шап. Еще два «ила» из 735-го шап из-за неисправностей и потери ориентировки были потеряны на маршруте. В результате в момент выхода к цели группа насчитывала 14 штурмовиков, которые в 4:27 атаковали центральную часть вражеского аэродрома. Четверка Ил-2 капитана Ермолаева была полностью уничтожена в бою немецкими истребителями. Следовавшие за ними 12 Ил-2 66-го шап видели раскрывшиеся впереди парашюты. По некоторым данным, один из «илов» 735-го шап все-таки пристроился к группе 66-го шап, но вскоре оказался сбит «мессершмиттами». В результате этого тяжелого вылета на свой аэродром не вернулось 10 экипажей штурмовиков, из которых один совершил вынужденную посадку и еще один Ил-2 был поврежден в результате столкновения в воздухе.

На фоне испытаний, выпавших на долю пилотов 266-й и 291-й шад, вылет 292-й шад в составе 30 штурмовиков можно считать показательным. Следуя под мощным эскортом из 23 Як-1 270-го иап, экипажи «илов» практически беспрепятственно атаковали аэродром Сокольники, уничтожив на нем 15 самолетов противника и повредив еще 8. «Ложкой дегтя» стало столкновение над целью двух «илов», пилоту одного из которых удалось спастись. Сопротивление со стороны противника тоже практически отсутствовало — лишь капитаном С. Д. Луганским (будущий дважды Герой Советского Союза) был сбит один немецкий истребитель, идентифицированный, как FW-190. На обратном пути воздушным стрелкам все-таки пришлось отражать атаки прорвавшихся к штурмовикам «мессершмиттов». При этом, по данным экипажей, был сбит один «сто девятый» без потерь со своей стороны[122].

Удары по аэродромам харьковского аэроузла Рогань и Основа наносились группами штурмовиков и истребителей 9-го сак 17-й воздушной армии. Пожалуй, это одна из наиболее трагических страниц освещаемой нами истории. Из участвовавших в налете 16 штурмовиков 237-го шап 305-й шад было потеряно 13 машин. По необъяснимым причинам для нанесения удара по соседнему аэродрому Рогань были высланы истребители 295-й иад, тогда как для удара по расположенной западнее Основе привлекались две восьмерки штурмовиков. Вылет последних был спланирован таким образом, чтобы выйти на аэродром с севера, со стороны города, что, по всей видимости, должно было увеличить эффект внезапности. Однако если в отношении истребителей этот прогноз оправдался, то две восьмерки штурмовиков понесли опустошительные потери.

Около 4:27 группа 164-го иап во главе с командиром полка майором А. Д. Мелентьевым блокировала аэродром Рогань. Документы 295-й иад содержат противоречивые данные о количестве самолетов, участвовавших в этом вылете. Называются цифры в 8, 11 или 15 машин. Согласно докладу самого А. Д. Мелентьева, он находился во главе пятерки истребителей, под плоскостями трех из которых были подвешены бомбы. Внезапно появившись над аэродромом, «лавочкины» сбросили свой груз на стоянки восточной и юго-восточной частей аэродрома, а также атаковали 8 Ju-88, выруливавших для взлета. После сброса бомб и пушечного огня группа А. Д. Мелентьева пошла на второй заход, уничтожив в двух атаках, по мнению пилотов, 10 Ju-88.

Пока пятерка «лавочкиных» штурмовала стоянки на аэродроме Рогань, две другие группы, численностью 4 и 5 машин, блокировали аэродром. Одна из этих групп вышла из боя, тогда как вторая завязала бой с 4 немецкими истребителями, опознанными как FW-190. Количество «фоккеров» скоро возросло, увеличившись до 12. Однако, несмотря на трехкратное превосходство, бой для четверки Ла-5 закончился вполне благополучно — без потерь летчики посчитали сбитыми 5 FW-190. Лишь самолет сержанта Н. Ф. Аверкова был подбит, а сам летчик ранен. Пытаясь потушить возникший в кабине пожар, Н. Ф. Аверков голыми руками выбрасывал за борт сигнальные ракеты, пока угроза пожара была окончательно не ликвидирована[123].

Наиболее трагически сложилась судьба двух восьмерок 237-го шап 305-й шад, которые совершали налет по аэродрому Основа, расположенному на южной окраине Харькова, западнее Рогани. Обе группы следовали к цели по одному и тому же маршруту, на расстоянии 5–7 километров друг от друга. Прикрытие осуществляли 10 Ла-5 31-го иап. Предполагалось, что первая группа, ведомая капитаном Г. Я. Цыганковым, атакует аэродром с пологого пикирования, тогда как вторая группа, майора Г. М. Карбинского, проведет штурмовку с бреющего полета. Однако уже на подходе к Основе в районе Песчаное группа 237-го шап была атакована соединением «мессершмиттов» из состава II/JG3 в количестве 30–40 машин. Немецким пилотам удалось частью сил связать боем истребители сопровождения, а частью атаковать штурмовики капитана Г. Я. Цыганкова. В результате в районе Лосево был сбит самолет младшего лейтенанта Воробьева.

Однако экипажи других Ил-2 смогли сохранить строй, отбиваясь от атак «мессершмиттов» сосредоточенным огнем.

Уже находясь над восточной окраиной Харькова в районе Кулиничи, группа Г. Я. Цыганкова подверглась мощному обстрелу зенитной артиллерии, которой удалось сбить еще один штурмовик. Согласно документам, на Основу смогли выйти только 5 Ил-2, которые в 4:43 одним заходом атаковали стоянки с высоты 600 метров. На аэродроме в это время находилось около 90 немецких самолетов. Как свидетельствуют документы 305-й шад: «В момент атаки аэродрома истребители противника и огонь ЗА продолжали оказывать сильное противодействие, и управление группами штурмовиков было нарушено окончательно, группы разбрелись и одиночным порядком стали выходить из боя, наскакивая на истребителей противника»[124].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.