Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Непросто сложился день 5 июля и для экипажей 1-го бак, единственного бомбардировочного соединения, входившего в состав армии С. А. Красовского. По состоянию на начало месяца в составе корпуса числилось 117 самолетов Пе-2. В первый день оборонительной операции их экипажи совершили 115 самолето-вылетов, нанося бомбардировочные удары по скоплениям бронетехники и пехоты противника в районах Бутово, Зыбино, Раково, Казацкое, Пушкарное, Томаровка. Штабом армии действия бомбардировщиков были признаны эффективными, но за успех авиаторам полковника И. С. Полбина пришлось заплатить дорогую цену. На свои аэродромы не вернулось 15 Пе-2, из которых четыре были сбиты в воздушных боях, а семь считались не вернувшимися с боевого задания. Кроме того, три бомбардировщика совершили вынужденные посадки из-за полученных в бою повреждений.
Сопротивление налетам «пешек» противник оказывал преимущественно большими группами истребителей, которые в первую очередь старались отсечь от бомбардировщиков истребителей сопровождения, разбить строй и уничтожить советские самолеты поодиночке. Особо тяжелые испытания выпали на долю девятки 82-го гв. бап, которую возглавлял командир второй эскадрильи старший лейтенант Скоробогатов. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, из-под которого «пешки» вышли умелым маневром ведущего, и атаки 27 «мессершмиттов», группа не потеряла огневого взаимодействия, успешно выполнив боевое задание. Был потерян всего один Пе-2. Характеризуя произошедший бой, документы 1-й гв. бад отмечают: «Из всех воздушных боев бой 5.7.43 был самым крупным воздушным боем с превосходящими силами противника, до 23 Me-109 и ФВ-190 сковали 6 Ла-5 прикрытия и производили атаки на бомбардировщиков. Благодаря сплоченности группы, умению держаться в плотном строю и хорошей организации системы огня, группа отразила все атаки истребителей, при этом сбила 4 Me-109 и ФВ-190»[136].
Командование особо отметило экипаж заместителя командира эскадрильи лейтенанта Д. П. Рыбалко, сбивший два самолета. Незаурядное мужество продемонстрировали также члены экипажа сержанта Зиновьева. От зенитного обстрела и огня истребителей все авиаторы получили ранения, но продолжали вести бой. Штурман экипажа младший лейтенант Беликов был тяжело ранен, потерял сознание, но, придя в себя, нашел силы вести огонь из пулемета одной рукой. Так же мужественно вел себя стрелок — старшина Погорельский. После вынужденной посадки бомбардировщика на аэродроме истребителей Завалье в Пе-2 насчитали 33 пробоины. Отметим, что по результатам боя экипаж лейтенанта Рыбалко был награжден орденами Красной Звезды, а со старшего лейтенанта Скоробогатова сняли старое взыскание, восстановив в правах гвардейца.
По всей вероятности, бой с группой Скоробогатова вели «мессершмитты» из состава III/JG3. Согласно немецким данным, фельдфебелю Эмилю Зиблеру (Zibler Emil) удалось одержать свою 36-ю и последнюю победу. Из этого боя молодой ас не вернулся, став жертвой оборонительного огня советских бомбардировщиков.
Однако не все вылеты заканчивались столь удачно. Так, в бою с истребителями из состава II/JG3 и III/JG52 в районе Бутово девятка Пе-2 из 854-го бап 293-й бад лишилась сразу 6 самолетов, а еще одна машина была поражена огнем зенитной артиллерии. По свидетельству экипажей, количество немецких истребителей в этом бою составляло около 40–50 машин. Неудивительно, что им удалось силой одной группы из 10 Bf-109 относительно легко сковать боем истребители сопровождения — 6 Ла-5 из состава 4-го иак. В это время три другие группы, по 12 Bf-109 каждая, атаковали три звена снизу и сверху сзади. Боевой порядок «пешек» оказался нарушен, что позволило немецким пилотам в скоротечном бою уничтожить шесть советских бомбардировщиков.
Боевая работа 1-го бак 5 июля дала много пищи для размышления его командиру и штабным работникам. Была отмечена неудовлетворительная организация работы штабов в полках, сказывавшаяся на организации боевых вылетов, а также самоустранение от руководства работой со стороны командиров полков. Так, поступившее распоряжение о приведении в боевую готовность 1-й гв. бад к 3:30 выполнено было не полностью, а отсутствие на КП 81-го гв. бап начальника штаба задержало вылет полка на 45 минут. На 15 минут опоздали с взлетом и экипажи 82-го гв. бап. Кроме того, как выяснилось позднее, из 10 фотоаппаратов на самолетах полка работал только один. Однако наиболее поразительный случай произошел в 80-м гв. бап, где экипажи после первого вылета разбрелись по аэродрому. К моменту получения второго задания собрать 21 экипаж не удалось, что привело к отмене вылета[137].
Советские наблюдатели отметили в первый день сражения большую активность немецких самолетов-разведчиков. Среди задач экипажей этих машин можно отметить корректировку артиллерийского огня, а также разведку в ближнем фронтовом тылу советских частей. Интересные показания дал экипаж разведчика Ju-88 отряда 2.(F)/11, сбитого сержантом Омельченко из 183-го иап 294-й иад. Согласно им, задание экипажа «юнкерса» заключалось в своевременной разведке путей отхода советских частей на Обоянь, Корочу и Новый Оскол.
Подразделения советской радиоразведки отмечали, что немецкие самолеты ближней разведки использовались немецким командованием для уточнения наземной обстановки. Множество сообщений, передаваемых висевшими над полем боя «рамами» и «костылями», были перехвачены и расшифрованы, давая наземному командованию представление о ходе и темпах немецкого продвижения. В документах 288-й иад 17-й воздушной армии удалось обнаружить целую подборку подобных сообщений, относящихся к событиям на фронте 6-й и 7-й гвардейских армий:
«14:00. Наши танки в 3 километрах северо-западнее Березов.
15:30 наши головные танки достигли 1 километра западнее Кр. Лог и встречены огнем противника. Наши танки у восточного выхода Разумное. Наши танки достигли окраины Черкесское и вступили в бой с противником. Имеют большие потери.
16:00 наши танки на юго-восточной окраине Генераловка ведут бой.
17:06 танки на южной и восточной окраине Быковка.
17:10 наши танки в колхозе „Смелый Труд“.
17:20 наши танки в центре Быковки, движение на север.
17:25 наши танки у Ворскла в движении на север.
17:30 наши танки на северо-западной окраине Быковка — стоят.
17:35 наши танки в 4 километрах северо-западнее Березов»[138].
Как видно из вышеприведенных сообщений, авиаторами 4-го воздушного флота были особенно отмечены тяжелые бои в районе Крутой Лог и Разумное, которые вели во второй половине дня части наступавшего здесь 3-го танкового корпуса.
Напомним, что линия фронта между 7-й гвардейской армией и частями группы генерала Кемпфа проходила по реке Северский Донец. Поддерживая наступление основной ударной группировки 4-й танковой армии восточнее Белгорода, пехота 3-го танкового корпуса уже с рассветом форсировала водную преграду, захватив плацдарм на левом берегу. К сожалению, советское командование не предприняло в первой половине 5 июля срочных мер по ликвидации этого успеха противника.
В первую очередь это касалось авиации 17-й воздушной армии, которая до середины дня не совершала боевых вылетов для ударов по переправившимся войскам противника. Например, 3-й сак, после неудачных утренних налетов по аэродромам, получил задание на ведение разведки над левым крылом 6-й гвардейской армии и аэродромов Рогань, Чугуев. Кроме того, истребители корпуса должны были прикрывать наземные войска. Между тем уже к полудню немецким саперным подразделениям удалось возвести два моста в районе Карнауховки и Масловой Пристани, по которым на левый берег Северского Донца начали переправу части 7-й и 19-й танковых дивизий. Командование 17-й воздушной армии разослало в 12:00 в штабы 3-го и 9-го сак предварительное распоряжение генерал-лейтенанта В. А. Судца о подготовке вылетов по уничтожению немецких переправ в районе Маслова Пристань, Соломино, Волково, Карнауховка, Ивановка, Безлюдовка. Через час эту задачу командованию обоих корпусов, а также двум девяткам 244-й бад поставил начальник штаба 17-й воздушной армии. В его распоряжении особо подчеркивалось, что объектом атак может быть лишь правый берег Северского Донца, так как обстановка на левом берегу была неясной и он считался занятым советскими войсками.
В налетах по переправам приняли участие группы трех штурмовых дивизий — 290-й, 305-й и 306-й шад, действовавших под прикрытием истребителей 207-й и 295-й иад. Как мы уже отмечали, в этот район были перенацелены и несколько групп 266-й шад 1-го шак. В результате атак групп штурмовиков было уничтожено в общей сложности семь переправ, три из которых пришлись на долю экипажей генерала В. Г. Рязанова. По данным штаба 17-й воздушной армии, жертвами атак штурмовиков стали также 2 танка и 42 автомобиля.
Однако выполнить главную задачу по изоляции вражеского плацдарма от притока резервов советской авиации не удалось. Несмотря на то что истребители из состава групп II/JG3 и III/JG52 действовали над районом переправ в течение дня лишь эпизодически, мощный многослойный огонь зенитной артиллерии нанес, группам Ил-2 тяжелые потери. Так, 290-я шад 3-го сак лишилась за день 16 штурмовиков, тогда как 305-я шад и 306-я шад 9-го сак недосчитались 15 и 19 Ил-2 соответственно (общие потери 305-й шад, включая налет на аэродром Основа, составили 28 Ил-2, а еще 7 самолетов совершили вынужденные посадки на своей территории). Особо отметим потери 672-го шап 306-й шад и 625-го шап 290-й шад, недосчитавшихся 10 и 11 Ил-2 соответственно[139]. Положение на этом участке усугублялось еще и тем, что налеты авиации 17-й воздушной армии были слабо увязаны с действиями наземных войск 7-й гвардейской армии. Это позволило частям 3-го танкового корпуса значительно расширить к исходу 5 июля захваченный плацдарм как по фронту, так и в ширину.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.