» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Однако выполнить главную задачу по изоляции вражеского плацдарма от притока резервов советской авиации не удалось. Несмотря на то что истребители из состава групп II/JG3 и III/JG52 действовали над районом переправ в течение дня лишь эпизодически, мощный многослойный огонь зенитной артиллерии нанес, группам Ил-2 тяжелые потери. Так, 290-я шад 3-го сак лишилась за день 16 штурмовиков, тогда как 305-я шад и 306-я шад 9-го сак недосчитались 15 и 19 Ил-2 соответственно (общие потери 305-й шад, включая налет на аэродром Основа, составили 28 Ил-2, а еще 7 самолетов совершили вынужденные посадки на своей территории). Особо отметим потери 672-го шап 306-й шад и 625-го шап 290-й шад, недосчитавшихся 10 и 11 Ил-2 соответственно[139]. Положение на этом участке усугублялось еще и тем, что налеты авиации 17-й воздушной армии были слабо увязаны с действиями наземных войск 7-й гвардейской армии. Это позволило частям 3-го танкового корпуса значительно расширить к исходу 5 июля захваченный плацдарм как по фронту, так и в ширину.

В полосе 6-й гвардейской армии наиболее тяжелая ситуация сложилась в районе Яковлево на второй полосе обороны. Этот крупный опорный пункт уже в конце дня подвергся атаке частей 2-го танкового корпуса СС, пытавшихся захватить его с ходу. Однако стойкость воинов 51-й гвардейской стрелковой дивизии, выдвинутой командованием 6-й гвардейской армии из второго эшелона, сорвала эти планы. Ситуацию во многом стабилизировал выход в район боев передовых частей 5-го гвардейского танкового корпуса.

Обстановка в воздухе к этому времени стала складываться также не в пользу нашей авиации. Немецкие истребители, действовавшие в первой половине дня небольшими группами, во второй явно изменили свою тактику. Штаб 2-й воздушной армии особо отметил, что «ВВС противника, встретив сильное противодействие истребительной авиации, вынуждены были выделить истребительные группы по 50–60 самолетов в каждой для перехвата наших самолетов на вероятных маршрутах подхода на направлениях главного удара»[140]. Вылетом таких крупных групп командование 8-го авиакорпуса пыталось блокировать район действия своих бомбардировщиков, нацеливаясь на перехват советских истребителей на подходе к линии фронта.

Во второй половине дня командование 2-й воздушной армии было вынуждено привлечь к борьбе за господство в воздухе 302-ю иад 4-го иак, одновременно отдав истребителям приказ не искать встреч с истребителями противника, а идти на передний край и уничтожать немецкие бомбардировщики. Однако решение об усилении истребительной авиации еще одним соединением не дало нужного эффекта. Участие 4-го иак в боях 5 июля было незначительным, в то время как оставшиеся без прикрытия бомбардировщики 1-го бак были вынужденно прикованы к земле. К сожалению, эта, казалось бы, временная задержка растянулась на целую неделю. В бой подчиненные полковника И. С. Полбина вступили лишь 12 июля.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что для немецких истребителей из состава эскадр JG3 и JG52 бои первого дня «Цитадели» были легкой прогулкой. По данным генерал-квартирмейстера, четыре истребительные группы потеряли за день 25 «мессершмиттов», из которых как минимум 17 было списано. Еще один Bf-109G-4 был разбит пилотом разведывательной группы NAGr2. Отметим, что список потерь истребителей 4-го воздушного флота содержит фамилии многих известных летчиков-асов. Разбили свои самолеты на вынужденных посадках после полученных в бою повреждений такие опытные пилоты, как Вальтер Крупински (Krupinski Walter, 197 побед) из 7./JG52 и Ганс Шлееф (Schleef Hans, 99 побед) из 7./JG3. Были ранены и также разбили свои самолеты Карл Шумахер (Schumacher Karl, 56 побед) и Йозеф Шютте (Schütte Joseph, 40 побед) из отрядов 8./JG52 и 5./JG3, в ходе воздушного боя пропал без вести Вильгельм Хаусвирт (Hauswirth Wilhelm, 54 победы).

В то же время достигнутые немецкими истребителями результаты впечатляли. Из 260 советских самолетов, сбитых за 5 июля, 220 считались уничтоженными в воздушных боях. Наибольших успехов среди «ягдфлигеров», согласно немецким данным, добился гауптман Йоханес Визе (Wise Johannes) из I/JG52, сбивший за день 12 советских штурмовиков. Кроме того, по 8–7 побед одержали командир отряда 5./JG3 обер-лейтенант Йоахим Киршнер (Kirschner Joachim), а также Ганс Грюнберг (Grünberg Hans) и Эмиль Битш (Bitsch Emil), служившие в II и III/JG3.

Успехи лучших советских летчиков были скромнее, но общий официально признанный результат их боевой работы также производит внушительное впечатление. Согласно оперсводкам 5-го иак его экипажи и во второй половине дня вели бои с большими группами немецких бомбардировщиков, достигая отличных результатов. Особенно выделялись пилоты 8-й гв. иад. Так, в воздушном бою около 14:20 в районе Драгунское Герой Советского Союза капитан Н. Ф. Китаев из 40-го гв. иап сбил He-111 и Ju-87, а также подбил еще три вражеские машины. Приблизительно через час 20 Ла-5 88-го гв. иап, ведомые командиром полка майором С. С. Римша в воздушном бою с 25 Ju-87 и 25 Bf-109, доложили об уничтожении 11 самолетов противника — 5 Ju-87, 5 Bf-109 и 1 Hs-126. Около 19:27 8 Ла-5 40 гв. иап атаковали 23 Ju-87, сбив три немецких пикировщика.

Итог боевой работы соединения генерал-майора Д. П. Галунова был поистине феноменальным для советских ВВС. Совершив за день 5 июля 404 самолето-вылета, его пилоты провели 46 воздушных боев, в которых было сбито 118 самолетов противника и еще 11 считались подбитыми. Документы 2-й воздушной армии особо отметили летчиков-истребителей, одержавших в течение дня по 4 победы. Среди них были старшие лейтенанты О. В. Беликов, М. С. Ванин, Н. Д. Гулаев, младший лейтенант И. Н. Шпак. Еще одним героем дня стал командир эскадрильи 516-го иап 203-й иад старший лейтенант А. Е. Максимов (Герой Советского Союза с 10.4.45), сбивший в воздушном бою 2 Ju-87. При сопровождении Ил-2 1-го шак группа А. Е. Максимова вступила в воздушный бой с 20 немецкими истребителями. Сам ведущий в схватке с «мессершмиттами» был ранен в руку, ногу, а также легко в голову, однако смог довести свою группу до аэродрома. Политдонесение 2-й воздушной армии свидетельствует, что, несмотря на ранения, отважный летчик отказался лечь в госпиталь.

Наибольшего успеха среди советских истребительных соединений добилась 8-я гв. иад, экипажи которой претендовали на уничтожение 77 самолетов противника. По странному совпадению лучшая истребительная часть 4-го воздушного флота — II/JG3 имела такой же официальный счет побед. Несколько более скромные результаты числились на счету экипажей соседней III/JG3, сбившей за день около 40 советских самолетов. Летчики из состава I и III/JG52 одержали за день в общей сложности чуть более 90 побед.

Рассматривая итоги первого дня сражения, нельзя не отметить, что как советская, так и немецкая авиация продемонстрировала 5 июля впечатляющую активность. Так, на 2387 самолето-вылетов 4-го воздушного флота 2-я и 17-я воздушные армии ответили 1768 (2-я ВА — 1322, 17-я ВА — 446). Отметим, что почти половина вылетов объединения генерала С. А. Красовского пришлась на истребительную авиацию, тогда как с немецкой стороны основная тяжесть боев выпала на ударные машины, совершившие около 70 % всех самолето-вылетов. Особенно отличились экипажи эскадр пикирующих бомбардировщиков StG2 и StG77, которые 487 и 584 раз соответственно поднимали свои «штуки» в воздух.

Потери с обеих сторон были весьма велики. Особенно сильно пострадала советская авиация. 2-я и 17-я воздушные армии, согласно оперсводкам этих объединений, лишились за день 83 и 76 самолетов соответственно[141]. Таким образом, общая цифра советских потерь на южном фасе Курской дуги достигла отметки в 159 машин. Отметим, что реальная цифра утрат была еще больше. Так, к 83 самолетам, потерянным 2-й воздушной армией, надо прибавить еще 23 самолета, находившихся на местах вынужденных посадок. В то же время документы 17-й воздушной армии признают потерю 5 июля от воздействия противника только 6 самолетов, тогда как остальные 70 (61 штурмовик и 9 истребителей) проходили по графе «не вернулся с боевого задания». В оперсводках армии особо отмечается, что были приняты меры к розыску пропавших самолетов, однако установить точное количество найденных машин сейчас уже не представляется возможным.

Потери 8-го авиакорпуса можно оценить двояко. Согласно дневнику боевых действий, было потеряно всего 19 самолетов (12 Bf-109, 1 FW-190, 4 He-111, 1 Ju-88 и 1 Hs-126). Однако список потерь, составленный на основании данных генерал-квартирмейстера, говорит о 39 потерянных самолетах (23 Bf-109, 5 FW-190, 1 Bf-110, 6 He-111, 4 Ju-87, 2 Ju-88, 2 Hs-123 и 1 Hs-126), а еще около 19 самолетов были повреждены.

В то же время обе противоборствующие стороны, как всегда, не поскупились на победные реляции. Командование 4-го воздушного флота объявило, что в ходе воздушных боев первого дня проведения операции «Цитадель» было сбито в воздушных боях 220 самолетов противника, а еще 40 стали жертвами зенитной артиллерии. В то же время, согласно докладам советских авиаторов, удалось уничтожить 173 самолета (2-я ВА — 154, 17-я ВА — 19). Отметим, что в своем докладе в Ставку об итогах первого дня боев командующий Воронежским фронтом генерал Н. Ф. Ватутин доложил об уничтожении 183 самолетов противника, 127 из которых были сбиты в воздушных боях, а 22 уничтожены огнем зенитной артиллерии[142].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.