» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Интересно отметить, что, несмотря на предъявляемые к пилотам претензии, общий счет боевых побед 5-го иак достиг за три дня, согласно данным политотдела 2-й воздушной армии, отметки в 238 сбитых немецких самолетов. Было уничтожено 80 Ju-87, 31 Ju-88, 23 He-111, 7 Do-215, 71 Bf-109. Только на счету пилотов 8-й гв. иад числилось 156 побед, 108 из которых составляли немецкие бомбардировщики. Эта цифра еще больше возрастет, если к ней прибавить официально засчитанные победы авиаторов 17-й воздушной армии в нанесении ударов по немецким аэродромам.

Базирование объединения генерала В. А. Судца позволяло командованию ВВС Красной Армии сосредотачивать его усилия не только в налетах по переправам через Северский Донец, но также развернуть весьма активную борьбу с автомобильными перевозками противника по шоссе Белгород — Харьков. Кроме того, постоянной непосредственной угрозе налетов подвергались многочисленные немецкие аэродромы, расположенные в этом районе.

Удары по аэродромной сети противника начались уже на второй день сражения, однако они не носили целенаправленного характера. В большинстве случаев группы штурмовиков случайно появлялись над вражеским аэродромом, производя одну или максимум две атаки, что называется «с хода». Тем не менее доклады экипажей «илов» пестрели цифрами сожженной на земле немецкой авиатехники. Так, только в результате налетов 6 июля на аэродромах Толоконное, Дудовка и Головино было уничтожено 12 и повреждено 19 немецких самолетов. Особенно успешным был вылет четверки штурмовиков 290-й шад, которые, не обнаружив мотомеханизированную колонну на шоссе Харьков — Белгород, уже в сумерках вышли на аэродром Толоконное. На летном поле находилось от 40 до 50 Bf-109 и FW-190. По мнению авиаторов, в двух последовательных атаках им удалось уничтожить пять и повредить около десяти самолетов противника. В этот же день удар по аэродрому Болдыревка нанесла восьмерка Ил-2 237-го шап 305-й шад, действовавшая под прикрытием 6 Ла-5. Экипажи штурмовиков посчитали уничтоженными еще семь вражеских машин.

7 июля налеты на аэродромы Толоконное и Болдыревка продолжились. Кроме того, был атакован также аэродром Рогань. Удар по Болдыревке снова носил характер импровизации. Шестерка штурмовиков 775-го шап 290-й шад майора Столярова, вылетевшая на уничтожение колонн противника между Харьковом и Белгородом, внезапно оказалась над полем аэродрома, где в этот момент находилось до 70 самолетов противника. По команде ведущего штурмовики атаковали стоянки, уничтожив на земле 11 машин, а также сбив три «фокке-вульфа» на взлете. Еще три «сто девяностых» было записано на счета воздушных стрелков, отбивавших атаки преследовавших их FW-190. Кроме того, летчики группы Столярова сожгли две цистерны с горючим, а также уничтожили до 50 человек летно-технического состава.

Столь же эффективным, по мнению штаба 17-й воздушной армии, был вылет восьмерки Ла-5 5-го гв. иап. При налете на аэродром Рогань они уничтожили ни много ни мало 16 немецких самолетов, среди которых числилось 6 Ju-88, 2 Ju-52, He-111, Bf-109, четырехмоторный FW-200, а также пять самолетов неустановленного типа. Согласно документам корпуса, две четверки Ла-5, ведомые капитаном Н. П. Дмитриевым и младшим лейтенантом С. Г. Глинкиным (Герои Советского Союза с 24.8.43 и 4.2.44), были подняты в воздух сразу после получения разведданных от пары Як-1 из 814-го иап, обнаруживших на аэродроме Рогань до 50 немецких самолетов. Подходя к аэродрому, «лавочкины» атаковали смешанную группу, состоявшую из 18 Ju-88 и 6 He-111, готовившихся совершить посадку. При этом особенно отличился младший лейтенант Беляков, который сбросил бомбы на плотный строй «юнкерсов», уничтожив прямым попаданием две вражеские машины! В бою с подоспевшими истребителями противника самолет Белякова был подбит, а сам он, перетянув линию фронта, совершил вынужденную посадку. Едва раненый пилот покинул аварийную машину, она была окончательно добита минометным огнем противника.

Как видно из вышеприведенных примеров, действия авиаторов объединения генерал-лейтенанта В. А. Судца по аэродромам противника были выше всяких похвал. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что реальная картина оказалась куда менее радужной. Данные немецкой стороны не подтверждают сколько-нибудь заметных потерь на аэродромах на второй и третий день сражения. Лишь 7 июля на аэродроме Варваровка был уничтожен один FW-190, принадлежавший отряду З./SchG1. В то же время данные о потерях Ju-52 и FW-200 вовсе отсутствуют.

Отметим, что борьба с немецкой авиацией велась не только днем, но и ночью. Так, экипажи 449-го бап 244-й бад, начиная с 8 июля, провели несколько блокировок аэродромов Рогань и Основа. При этом «Бостоны» дивизии действовали как небольшими группами, так и отдельными, наиболее подготовленными экипажами «охотников». В ночь на 8 июля в боевую работу включились также экипажи 6-го ак дд, совершившие силами 11 Ил-4 и 24 Ли-2 налеты по населенным пунктам Топлинка, Карнауховка и по переправам через Северский Донец. Активные действия этого корпуса продолжались на белгородском направлении и в последующие дни. До 16 июля летчиками соединения генерал-майора Т. Н. Тупикова было совершено 382 самолето-вылета. В среднем в сутки экипажи 6-го ак дд поднимались в воздух от 45 до 50 раз. Атакам подвергались в основном населенные пункты, где были отмечены крупные скопления техники и живой силы противника. Одним из необычных заданий, выполненных авиаторами, стала попытка разбомбить штаб 2-го танкового корпуса СС в поселке Болховец. На выполнение этого задания вылетало 13 Ил-4.

Кроме нанесения ударов по аэродромам 8-го авиакорпуса, командование 17-й воздушной армии часть вылетов истребительной авиации затратило на борьбу с транспортной авиацией противника, активность которой была отмечена в районе Белгорода и Харькова. Однако эти действия не получили широкого размаха. Лишь утром 6 июля был отмечен перехват четверкой Як-1 867-го иап пары Ju-87, буксировавших за собой планеры. Ведущий группы лейтенант П. Д. Худов (Герой Советского Союза с 8.9.43) атаковал и сбил один «юнкере». Второй пикировщик стал жертвой групповой атаки остальных «яков». Отцепившиеся планеры совершили посадку в районе Дудовка, где и были сожжены советскими летчиками. Отметим, что, согласно немецким данным, в этом бою был потерян один Ju-87В из состава Verb.Kdo.(S)4.

8 июля должно было стать, по замыслам командования Воронежским фронтом, решающим днем в ходе оборонительного сражения. Несмотря на то что в предыдущие три дня противник прочно завладел инициативой, постепенно прогрызая оборону войск Воронежского фронта и последовательно оттесняя части 6-й гвардейской и 1-й танковой армий на запад к шоссе Обоянь — Белгород, генерал Н. Ф. Ватутин имел еще значительные резервы для срыва немецкого наступления. Решением Ставки в состав фронта из состава Степного округа и Юго-Западного фронта были переданы 10-й и 2-й танковые корпуса, совершившие форсированный марш в район совхоза «Комсомолец» юго-западнее Прохоровки. Кроме того, из состава Степного округа Воронежскому фронту были переданы 5-я гвардейская танковая и 5-я гвардейская армии, которые должны были к исходу 8 июля сосредоточиться восточнее Прохоровки.

Замысел командующего Воронежским фронтом заключался ни много ни мало в окружении и разгроме ударной группировки противника путем нанесения мощного контрудара силами пяти танковых корпусов по всему периметру немецкого вклинения. Основную ударную группировку составляли уже упоминавшиеся нами 2-й и 10-й танковые корпуса, которые к исходу 8 июля должны были выйти в район Яковлево и Быковка. Содействие им на левом крыле оказывали уже понесшие потери в боях 6–7 июля части 2-го и 5-го гвардейских танковых корпусов. Кроме того, 6-й танковый корпус 1-й танковой армии, наступая в восточном направлении, должен был соединиться в районе Яковлево с остальными танковыми соединениями, замкнув кольцо окружения.

Подготовка к планировавшемуся контрудару проходила в спешке, оставляя желать много лучшего. 10-й и 2-й танковые корпуса, находившиеся на марше, запаздывали к назначенному командующим фронтом времени перехода в наступление, а их штабы не только не имели разведданных о противнике, но и не вполне представляли начертание линии фронта и расположение минных полей[153]. Нетрудно догадаться, что в сложившихся условиях никакой речи о взаимодействии с артиллерией и тем более действиями авиации 2-й воздушной армии говорить не приходилось.

Командование 2-й воздушной армии предполагало обеспечить контрудар танковых корпусов массированными действиями 110 Ил-2 из состава 291-й шад и 1-го шак, которые последовательными налетами в периоды 10:00–10:20 и 10:20–11:00 должны были уничтожать танки и живую силу противника в районах Яковлево, Покровка, Тетеревино.

Как видно, задачи авиаторам ставились из расчета быстрого взлома немецкой обороны и выхода танков 2-го и 10-го танковых корпусов в район севернее и южнее Яковлево. Однако последовавшие с утра события спутали все советские планы. Из рук вон плохая организация контрудара, а также отсутствие взаимодействия между родами войск привели в итоге к провалу всей операции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.