» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






По отзывам наземных войск, атаки штурмовиков на бреющем полете в значительной степени облегчили отражение вражеских танковых атак в первой половине дня. В то же время доклады экипажей штурмовиков о достигнутых успехах продолжали превосходить все мыслимые пределы. Согласно оперсводкам 2-й воздушной армии, за день боев было уничтожено 145 немецких танков и почти 350 автомобилей! Кроме того, было сожжено 10 автобензоцистерн, уничтожено 4 склада боеприпасов и 2 склада с горючим, подавлен огонь 5 зенитных батарей и 5 батарей полевой артиллерии. Основным оружием экипажей Ил-2 в борьбе с бронетехникой стали кумулятивные ПТАБы. Так, например, авиаторы 266-й и 292-й шад 1-го шак считали уничтоженными 9 июля 41 и 47 танков, израсходовав 2353 и 2568 бомб данного типа[158].

В то же время 9 июля было зафиксировано несколько случаев нанесения ударов по своим войскам. Так, в частности, группа штурмовиков 1-го шак бомбила район высоты 241,6, а также совхоз «Комсомолец», где оборонялись наши войска. «Отличилась» и восьмерка «илов» 291-й шад, которая в районе обояньского шоссе атаковала населенные пункты Владимировка и Новоселовка[159].

Как и накануне, экипажам штурмовиков пришлось вести напряженные воздушные бои с истребителями противника. Так, в 8:35 две группы по 12 Ил-2 292-й шад, наносившие удары в районе Лучки, Малые Маячки, Озеровский, подверглись атаке около 12 Bf-109. Наиболее тяжело пришлось группе 820-го шап, ведомой лейтенантом Одинцовым, которую атаковали десять «мессершмиттов» из состава III/JG3. Преследуя «илы» еще почти 30 километров до Новой Слободы, немецкие истребители успели произвести десять атак, сбив один штурмовик в районе Правороть. Еще два «ила», получив повреждения, совершили вынужденные посадки. Согласно данным штаба 292-й шад, истребители сопровождения сбили один «сто девятый», а еще один немецкий истребитель стал жертвой пилота-штурмовика лейтенанта Нютина.

Трагично закончился вылет восьмерки Ил-2 66-го шап соседней 266-й шад. В районе цели истребители из состава 247-го иап потеряли сопровождаемые «илы», чем не замедлили воспользоваться пилоты «мессершмиттов». В результате на свой аэродром не вернулось 6 Ил-2. Два из них были подбиты зенитной артиллерией и совершили вынужденные посадки. Отметим, что потери двух других полков 266-й шад — 673-го и 735-го шап — были минимальны. Каждый из них потерял 9 июля всего по одному штурмовику.

В 291-й шад, целый день поддерживавшей с воздуха части 3-го механизированного корпуса, наибольший успех, как, впрочем, и наибольшие потери, выпали на долю 241-го шап. Его экипажи уничтожили за день половину — 30 из 61 танка и треть от 177 автомашин, пришедшихся на долю соединения полковника А. Н. Витрука. В воздушных боях отличились капитан Куксань и старший лейтенант Пустынников, сбившие Ju-87 и Bf-109. Два «мессершмитта» были записаны на боевой счет старшего лейтенанта Гордиенко. В то же время все пять штурмовиков 291-й шад, потерянные в боях пятого дня оборонительной операции, также приходились на 241-й шап. Штаб полка отмечал, что одной из причин потерь послужили недостатки в прикрытии 737-го иап, которые прикрывали «илы» лишь до линии фронта, переключившись потом на сопровождение группы 617-го шап. Отметим, что на следующий день, 10 июля, потери 241-й шап снова составили 5 Ил-2.

Истребители 4-го и 5-го иак совершили за день чуть менее 140 самолето-вылетов каждый, потеряв в воздушных боях 17 самолетов. По итогам дня, 927-й иап 8-й гв. иад, передав оставшуюся материальную часть и 14 пилотов в соседний 41-й гв. иап, временно выбыл из состава дивизии. Анализируя советские заявки на победы в воздушных боях, приходится констатировать, что, как и в предыдущие дни, большинство из них приходилось на «мессершмитты» и «фокке-вульфы». По докладам пилотов, из 58 немецких самолетов, уничтоженных в 43 воздушных боях, 39 составляли одномоторные истребители и штурмовики. Реальные потери немецкой стороны составили 9 Bf-109 и 2 FW-190.

Особенно тяжелый урон понесла группа III/JG52, разом лишившаяся 5 Bf-109, из которых четыре входили в состав 7-го отряда. В плен попал один из ведущих асов эскадры обер-фельдфебель Эдмунд Россманн (Rossmann Edmund), успевший довести свой боевой счет до отметки в 93 победы. Пытаясь вывезти с советской территории севшего на вынужденную посадку ведомого — лейтенанта Зигфрида Зейлера (Seyler Siegfried), он был захвачен красноармейцами. Новенький Bf-109G-6 немецкого аса поручили перегнать в Москву капитану Н. Т. Китаеву, однако последний, не справившись с управлением, разбил немецкий истребитель на взлете. Интересно отметить, что, согласно разведсводкам 17-й воздушной армии, 10 июля истребителями в районе Рыбница был посажен еще один Bf-109G-6, однако эти данные не находят подтверждения в других архивных документах.

От рассмотрения противоборства в воздухе снова вернемся к ходу наземного сражения. К середине 9 июля 11-я танковая дивизия и дивизия «Великая Германия» добились первого ощутимого успеха. Части советского 3-го механизированного корпуса, оставив Верхопенье, начали отходить на северо-запад в направлении Калиновки и Новоселовки. Опасность, грозившая левому флангу 31-го танкового корпуса, заставила его также отойти северо-западнее, оставив населенные пункты Сухо-Солотино и Кочетовка. Общий отход частей 1-й танковой армии составил 6–8 километров.

Несмотря на этот успех, прорваться к шоссе Белгород — Курск частям 4-й танковой армии не удалось. Именно неудачей наступления ударной немецкой группировки, по мнению советских историков, объяснялась перемена направления удара 4-й танковой армии, вернее, входящего в ее состав 2-го танкового корпуса СС в северо-восточном направлении на Прохоровку. Однако последние исследования зарубежных и российских историков свидетельствуют — удар на прохоровском направлении силами 2-го танкового корпуса СС планировался командующим 4-й танковой армии еще в июне, при отработке плана «Цитадель». Такое решение было во многом результатом предвидения генерала Гота, считавшего, что успех наступления будет зависеть не столько от стремительности продвижения в глубь русской обороны, сколько от нанесения максимального урона частям Красной Армии, находящимся в районе Курской дуги. В том, что части 4-й танковой армии рано или поздно столкнутся с крупными танковыми резервами восточнее Обояни Гот мало сомневался. К 10 июля обстановка, сложившаяся на южном фасе Курской дуги, благоприятствовала немецким планам. Несмотря на упорное сопротивление, части 1-й танковой и 6-й гвардейской армий были оттеснены силами 48-го танкового корпуса на запад к обояньскому шоссе, а атаки на правом фланге соединения генерала Хауссера отбиты. Таким образом, сражение в полосе 4-й танковой армии вступало в решающую фазу. О воздушном противостоянии в ходе прохоровского сражения наша следующая глава.

3.3. Момент истины

(10–15 июля)

Положение, сложившееся к вечеру 9 июля, позволило командованию 4-й танковой армии сделать вывод: силы русских, обороняющихся на линии от реки Псел и юго-западнее, вплоть до Калиновки, значительно ослаблены в ходе тяжелых боев 6–9 июля. Решение командующего 4-й танковой армии генерала Гота на 10 июля предполагало сосредоточение всех сил 2-го танкового корпуса СС юго-западнее Прохоровки с целью уничтожения находящихся здесь советских резервов и оттеснения их на восток, а также форсирование реки Псел. Для выполнения этой задачи 10 июля была проведена перегруппировка частей соединения генерала Хауссера. В центре боевого построения находилась дивизия «Адольф Гитлер», получившая задачу нанести удар в направлении на Прохоровку. Ее правый фланг обеспечивала дивизия «Рейх». Третья эсэсовская дивизия — «Мертвая голова» получила задачу, наступая западнее Прохоровки, захватить плацдарм на северном берегу реки Псел, который в дальнейшем было необходимо расширять в северо-восточном направлении.

Важной составляющей планировавшегося удара было наступление 3-го танкового корпуса из района Мелехово — Дальняя Игуменка в северо-восточном направлении. Обороняющаяся здесь 69-я армия генерал-лейтенанта В. Д. Крюченкина, ответственная за оборону корочанского направления от Беленихино до Мясоедово, решением командующего Воронежским фронтом была усилена за счет передачи в ее состав левофланговых дивизий 6-й гвардейской армий, а также правофланговых дивизий 7-й гвардейской армии. Отметим, что планировавшиеся удары 2-го танкового корпуса СС й 3-го танкового корпуса приходились почти в точности по флангам 69-й армии, грозя окружением ее основных сил.

Мы уже упоминали, что тяжелое положение, сложившееся на Воронежском фронте к исходу 6 июля, требовало от Ставки переброски в его состав значительных резервов на угрожаемые направления. Одним из таких источников послужил Степной округ, который директивой Ставки от 9 июля был переименован в Степной фронт. Его 27-я, 53-я армии должны были занять Курский укрепленный район, а также фронтовой рубеж по реке Сейм. Наиболее ответственная задача была возложена на переданную в состав Воронежского фронта 5-ю гвардейскую армию генерал-лейтенанта А. С. Жадова. Она должна была занять рубеж обороны на северном берегу реки Псел, не допуская ее форсирования противником.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.