» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Однако эти впечатляющие достижения на поверку часто не соответствовали необходимому повышению качества обучения, которое становилось заложником погони командования за количественными показателями. Весьма многозначительны в этом отношении цифры, характеризующие подготовку в бригаде одиночных экипажей. Если в апреле месяце 1-я забр подготовила 67 пилотов, то уже в мае, когда на фронтах установилось напряженное ожидание немецкого наступления, эта цифра составила 134 человека. Из этого числа 27 пилотов подготовили полностью, 6 — только по первому разделу боевого применения, 53 могли самостоятельно вылетать, а 48 успели закончить лишь наземную подготовку[21]! Нет нужды говорить, что многие полки, укомплектованные недостаточно обученными пилотами, несмотря на свой внушительный боевой состав, не обладали требуемой боеспособностью. Это нередко заставляло доучивать молодых авиаторов по курсам боевого применения уже на фронтовых аэродромах.

Значительное внимание в мае-июне штабом ВВС Красной Армии уделялось инспекциям фронтовых частей, позволившим не только вскрыть многие недостатки, но и наметить пути их устранения. Так, проверка частей 1-го бак 2-й воздушной армии показала, что штурманской и бомбардировочной подготовке в полках соединения уделялось недостаточное внимание. Были особо отмечены случаи потери ориентировки экипажами, сбрасывание бомб не на заданную цель, а также преступное бомбометание по собственным войскам, имевшее место в начале мая и стоившее некоторым офицерам корпуса выговоров и понижения в должности. Документы 293-й бад содержат перечень недостатков, зафиксированных комиссией: «В ходе боевой подготовки летный состав не обучается бомбометанию с пикирования. Совершенно игнорируется радионавигация. Ни в одном полете не используется РПК-10. Не уделяется внимание проверке техники пилотирования летчиков. Отсутствует обучение штабов, в результате чего нет системы контроля за выполнением приказов, боевых распоряжений. Не налажен фотоконтроль качества боевых бомбометаний. Боевые документы ведутся не четко. Недостаточно отработана тактика совместной боевой работы бомбардировщиков с истребителями прикрытия»[22].

В докладе проверяющих офицеров было отмечено, что командиром 1-го бак полковником И. С. Полбиным, несмотря на сложившуюся ситуацию, принимались решительные меры по исправлению многочисленных недостатков. Так, например, в 1-й гв. бад к началу июля удалось подготовить для действия в плохих метеоусловиях 20 экипажей (80-й гв. бап — 5; 81-й гв. бап — 9; 82-й гв. бап — 6). Кроме того, еще 28 экипажей (или чуть больше 16 %) могли наносить бомбардировочные удары с пикирования[23]. Возможно, кому-то эти цифры покажутся небольшими, тем более что подавляющая часть бомбежек, выполненных в ходе оборонительной операции, была совершена именно с горизонтального полета. Однако, как показали последовавшие вскоре события августа и сентября, задел, созданный к началу июля, не пропал даром. Командованию 1-го бак удалось переломить ситуацию, в значительной степени повысив процент ударов с пикирования.

В противовес непростой ситуации, сложившейся в ВВС Красной Армии, подготовка молодого пополнения для частей люфтваффе летом 1943 года оставалась на том же, достаточно стабильном уровне, что и в предыдущие годы. Так, например, летчик-истребитель во время обучения в летной школе проводил в воздухе в среднем около 200 часов, как минимум 40 из которых составляли полеты на истребителе[24]. Советские летчики неоднократно отмечали, что в ходе воздушных боев молодые пилоты противника редко ввязывались в бой, часто находясь в стороне и наблюдая за действиями своих куда более опытных товарищей. Развитию инициативы и необходимых навыков у летчиков-истребителей люфтваффе способствовали вылеты с более опытными «экспертами» на «свободную охоту». Многоплановую подготовку имели и пилоты бомбардировочной авиации, которые только после двухгодичного обучения, включавшего в себя спецкурс по ночным полетам, направлялись в боевые части.

В то же время нельзя не отметить, что состав многих частей люфтваффе на Восточном фронте, понесших в ходе осенне-зимней кампании 1942–1943 годов чувствительные потери, был в значительной степени обновлен. Так, согласно показаниям пленных, к началу лета 1943 года до 40 % летного состава истребительной эскадры «Мельдерс» приходилось на молодых авиаторов, которые закончили обучение лишь осенью предыдущего года. Тем не менее уровень летной и тактической подготовки немецкого пополнения продолжал оставаться выше, чем советского, а условия ввода в бой, благодаря применяемой тактике, являлись более щадящими. Во многом этому способствовал сохранившийся костяк опытных пилотов, не только задававший тон в боевой работе, но и помогавший молодежи адаптироваться во фронтовом небе.

Говоря о материально-технической подготовке советской авиации к Курской битве, отметим, что работникам тыла, несмотря на некомплект автотранспорта, удалось создать необходимые запасы ГСМ и боеприпасов. Заслуга в этом принадлежала прежде всего заместителям командующих 2-й и 16-й воздушными армиями по тылу генералам В. И. Рябцеву и А. С. Кириллову. В целом накопленный запас материальных средств советской стороны позволял вести активные боевые действия в течение 10–15 дней.

Достаточный запас боеприпасов для активных боевых действий был создан и тыловыми службами люфтваффе. Так, например, в 1-й авиадивизии бомб, снарядов и патронов должно было хватить приблизительно на 10 дней большого сражения. В то же время немецкие авиачасти испытывали значительные затруднения с авиационным топливом. Так, если в 6-м воздушном флоте бензина марки В-4 с октановым числом «89» в июне требовалось 8634 тонны, то тыловыми частями за это время было доставлено всего 5722 тонны. Столь необходимого для истребителей FW-190 бензина С-3 с октановым числом «94» было в том же месяце истрачено 1079 тонн, в то время как поступила всего 441 тонна. Аналогичная картина складывалась и в полосе действия 4-го воздушного флота. В итоге для обеспечения как минимум 2 ежедневных вылетов для бомбардировщиков, 3–4 для штурмовиков и 5–6 для истребителей ОКЛ вынуждено было выделить несколько эшелонов из своих резервов[25].

1.3. Накануне

Несмотря на то что весной в боевых действиях наземных войск на Курской дуге наступило временное затишье, уже начиная с мая обе противоборствующие стороны значительно повысили активность своей авиации, отнюдь не ограничиваясь при этом демонстрационными и беспокоящими налетами. Как советским, так и немецким командованием был предпринят ряд крупных самостоятельных операций, первой из которых стали удары по немецким аэродромам, осуществленные 6–8 мая 1943 года силами шести воздушных армий (1-й, 15-й, 16-й, 2-й, 17-й и 8-й) на 1200-километровом фронте от Смоленска до побережья Азовского моря.

Остается до конца неясным, что послужило поводом для проведения столь широкомасштабной операции. По крайней мере, два предположения на этот счет выглядят вполне логично. Во-первых, как мы уже упоминали, буквально накануне, 4 мая, состоялось совещание в Мюнхене, определившее порядок подготовки и сроки проведения операции «Цитадель». Несмотря на всю свою важность, факт совещания, как и его тема, не стал секретом для советского руководства. Как пишет в своих мемуарах бывший начальник Оперативного управления Генерального штаба С. М. Штеменко: «Разведка доносила, что Гитлер намерен собрать руководящий состав своих вооруженных сил для окончательного решения вопроса о наступлении на советско-германском фронте»[26]. Однако конкретные результаты, по всей видимости, остались для Ставки все же за завесой тайны. В итоге уже 8 мая фронты получили предупреждение о возможном переходе противника в наступление 10–12 мая. Не исключено, что попытка ослабить авиационную группировку люфтваффе на Востоке была предпринята именно в преддверии ожидавшегося удара врага.

Еще одним предположением о причинах ударов по аэродромам, дополняющим первое, служит попытка командования ВВС Красной Армии ограничить маневр вражеской авиации в свете ожесточенных воздушных боев, развернувшихся с 29 апреля над полосой наступления 56-й армии Северо-Кавказского фронта. Получившие в советской исторической литературе название второго воздушного сражения на Кубани, эти воздушные схватки отличались большими масштабами и ожесточенностью. Как бы то ни было, основная задача, поставленная перед командованием ВВС Ставкой перед проведением операции по уничтожению немецкой авиации на аэродромах, заключалась в том, чтобы «сковать действия немецко-фашистской авиации и нанести поражение ее группировкам в районах Сещи, Брянска, Орла, Харькова, Сталино»[27].

Рассчитывая на достижение эффекта внезапности, командование ВВС Красной Армии предполагало подавить авиацию противника в первый же день операции. Уже в утреннем налете на 17 немецких аэродромов приняло участие около 400 самолетов. По докладам экипажей было уничтожено 194 самолета на земле и еще 21 сбит в воздушных боях, при потере 21 своей машины. Однако повторные налеты после обеда, а также на следующий день, 7 мая, стоили советской стороне уже вдвое больших потерь. Заключительный день операции 8 мая, когда, согласно официальным данным, удалось уничтожить всего 6 самолетов противника, был признан советским командованием и вовсе не удачным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.