» » » » Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга


Авторские права

Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Рейтинг:
Название:
Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9533-0161-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Описание и краткое содержание "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать бесплатно онлайн.



Книга М.И.Ципорухи посвящена освоению русскими людьми сибирских и дальневосточных земель, постепенному вхождению их в состав Российского государства. В доступной и увлекательной форме автор рассказывает о древних государствах на территории Сибири, о процессах этногенеза, об археологических открытиях отечественных ученых.

Основное внимание уделено деяниям русских землепроходцев и мореплавателей, прежде всего, в последней трети XVI и первой половине XVII в. однако путешествия и экспедиции рассмотрены вплоть до конца XVIII в.

Нынешние Сибирь и Дальний Восток занимают более трех четвертей территории современной России. Бескрайние просторы Сибири таят в своих недрах колоссальные запасы нефти, газа, угля, золота, алмазов, железа, цветных и редких металлов. Без Сибири не было бы России как великой державы — такова главная мысль данного исследования.






И это не случайно. Ибо культура западносибирских племен эпохи неолита была близка культуре племен, проживавших в северных лесах между Балтийским морем и Уралом. И там, и в бассейне Оби проживали народы большой этнографической группы каменного века — уральской, угорской.

Медведь занимал видное место в мировоззрении, в мифологии и верованиях финно-угорских племен. То же можно сказать и о роли уток в их мифологии. Ведь и мир в эпосе финских племен возник из яйца, снесенного в море гигантской уткой.

Ученые выделяют племена, создавшие в IV–III тысячелетиях до н. э. на берегах Ангары и Верхней Лены, а также в низовьях Селенги своеобразную байкальскую неолитическую культуру. Более всего люди этих племен занимались охотой на крупных таежных животных: лосей, оленей, медведей и кабанов.

Именно потребности охоты вызвали в это время создание новых, более совершенных предметов охотничьего вооружения. Появились наконечники стрел больших размеров и сравнительно большого веса. А для стрельбы стрелами с такими наконечниками на достаточно большое расстояние были изобретены луки большого размера. Ученые предполагают, что такие луки достигали длины 1,7–1,8 м, а концы их изогнутых деревянных дуг стягивала тугая тетива.

Ясно, что стрелы, выпущенные из таких луков, летели на значительно большее расстояние, чем ранее, и имели большую убойную силу. Для поражения животных на близком расстоянии использовались копья с длинными и тяжелыми наконечниками, изготовленными из кремня и кремнистого сланца.

Первобытному охотнику неолита прирученная собака помогала выискивать зверя, преследовала его, участвовала в облавах. Собака играла такую важную роль в жизни охотника неолита, что о ней заботились так, как ни о каком другом животном. На поселениях неолита в Прибайкалье были обнаружены специальные захоронения собак. Может быть, с ними были связаны определенные ритуальные действия, которые должны были обеспечить успешную охоту.

Особо важную роль в духовной жизни неолитических племен Прибайкалья, на берегах Ангары и Верхней Лены и в ряде других районов Восточной Сибири, в их мировоззрении и мифологии играл образ лося — могучего лесного исполина. Поэтому часто в высеченных на скалах писаницах во множестве рисунков там присутствует образ лося.

Как метко заметил академик А. П. Окладников, «лесные охотники видели в лосе не только источник пищи, но нечто несравненно большее. Мифический зверь лось был в их глазах самой вселенной, которая, как это ни удивительно для современного человека, мыслилась как живое существо, как лосиха. Все три мира вселенной: небо, средний мир — наша земля, воображаемая подземная страна мертвых — преисподняя, представлялись в образе лося (11, с.75).



Скульптура медведя из могильника Самуськи эпохи неолита у г. Томска


Даже восход и заход солнца представлялись первобытным людям неолита как результат непрерывно повторяющейся охоты мифического охотника за «божественным небесным» лосем, во время которой лось погибает, а затем вновь рождается и появляется на небе в образе солнца.

С образом лося охотники прибайкальского неолита связывали также культ предков людей их рода. Скалы с нарисованными или выбитыми рисунками лосей являлись, видимо, местами проведения культовых праздников, целью которых было обеспечение роду благополучия, охотникам рода — удачной охоты, всему району проживания племени — бурного размножения зверей и их изобилия.

Как была найдена древнейшая в мире блесна

Неолитическая культура с ее характерными признаками: наличием множества керамических изделий в быту, лука со стрелами у охотников и, вообще, шлифованных каменных орудий, — сложилась на территории Дальнего Востока около 5000 лет тому назад. На Верхнем Амуре основой хозяйства людей неолита стала охота и только отчасти рыболовство. На Среднем Амуре и в Приморье помимо рыболовства и охоты жители занимались и земледелием. Не случайно в этом районе ученые обнаружили при раскопке древних поселений детали приспособлений для растирания зерна. Именно там русские казаки в ХVII в. увидели искусных земледельцев в лице племен дауров и дючеров.

А на Нижнем Амуре культура местных племен развивалась довольно своеобразно. Именно здесь наблюдался массовый ход красной рыбы из океана в реки, и в результате получилось, что вся хозяйственная деятельность местных племен оказалась в основном связанной с рыболовным промыслом.

И календарь у их потомков, жителей Нижнего Амура еще в середине ХIX в., наглядно демонстрирует деятельность этих истинных «ихтиофагов», питающихся в основном рыбой. Название мая, когда впервые появляется тенги, связано именно с этой рыбой. Июнь называется по горбуше, так как в это время ее количество в реках максимально. Август характерен самым большим ходом рыбы и называется «великий рыбный месяц», или «великий месяц». В июле ход проходной рыбы небольшой, и он называется «малый рыбный месяц».

Амурские племена и одежду изготавливали из рыбьей шкуры. Значение для них рыболовства нашло отражение и в местной мифологии, и в местном фольклоре. Среди каменных изделий эпохи неолита на Амуре ученые обнаружили непонятного назначения просверленные круглые камни, каменные палицы и кастеты. Назначение этих предметов стало понятно только после разъяснения стариков — местных жителей ульчей и гиляков. Оказывается, эти изделия и в эпоху неолита, и в не совсем давнем прошлом предназначались для добивания раненных ударом гарпуна пойманных в сеть или на крючок огромных рыб — осетров или калуг. Учитывая, что амурские рыбаки неолита плавали на довольно легких лодках, другой способ для этого было трудно придумать.

Характерны для рыбаков эпохи неолита и крупные грузила, имевшие форму, подобную гире. Видимо, эти большие грузила эффективно использовались на Амуре и других реках с быстрым течением для оснащения и сетей, и тяжелого невода. В 1961 г. на Среднем Амуре у села Новопетровки руководитель археологической экспедиции академик А. П. Окладников нашел при раскопках поселка эпохи неолита оригинальную блесну из нефрита, самую древнюю из найденных при раскопках блесен.

Ученик Окладникова, член-корреспондент Академии наук СССР Анатолий Пантелеевич Деревянко рассказал об этой находке, свидетельствующей о мастерстве и изобретательности древних рыболовов: «Из нефрита древние амурские мастера делали различные украшения. Из него изготовлены и блесны нежного беловатого цвета со светло-зелеными прожилками. Форма блесны имеет вид желобчатой пластины: одна сторона ее вогнутая, другая выпуклая. Конец блесны овальный и слегка приострен. К противоположному концу блесна слегка утолщена. На одном конце есть сверленое отверстие для лесы».

Когда Окладников нашел первую блесну, «было много предположений о назначении этого орудия, но все они по разным причинам отвергались. Блесна долго лежала у Алексея Павловича на столе. Как-то раз к нему зашел его молодой сосед по квартире. Увидев изделие, удивленно воскликнул: «Откуда, Алексей Павлович, у вас такая роскошная блесна?!» Это и решило судьбу неизвестной по назначению находки. Немедленно была налита в ванну вода, к блесне приделана нитка, и блесна действительно заиграла в воде точно так же, как играют ее современные сестры-блесны на спиннингах у рыболовов» (58, с. 307).

Заготовка больших запасов сушеной и квашеной рыбы давала возможность прокормить в зимний период большое количество людей. Появились крупные поселки рыбаков, где проживали сотни людей в полуподземных зимних домах площадью по 100 кв. м и более. Рядом размещались амбары для хранения запасов, сушила для рыбы, а также летние жилища — домики на сваях.

Люди неолита в бассейне Нижнего Амура создали свое оригинальное искусство, выражающее в ряде проявлений культ плодородия и женщин-прародительниц, возникший еще в эпоху материнского рода. Ученые обнаружили неподалеку от Комсомольска-на-Амуре на небольшом скалистом островке посреди богатого ранее рыбой озера Болонь-Оджаль древнее святилище культа плодородия, где из камня были высечены пластические знаки мужского и женского начала (8, с.134).

Поразительны наскальные изображения — «личины», созданные людьми неолита на Амуре и Уссури, совершенно самобытные и не похожие на писаницы Сибири и Северной Европы. Во второй половине ХЖв. на берегу Амура около старинного нанайского селения Сакачи-Алян были обнаружены и частично описаны валуны с выбитыми на них масками-личинами. Как отметил академик А. П. Окладников, который на месте лично изучал эти личины, «рисунки на валунах Сакачи-Аляна несут в себе признаки глубокой древности. Они нередко сглажены и стерты до такой степени, что на глаз трудно определить контуры отдельных фигур и их детали. В ряде случаев желобки рисунков удается проследить сначала только пальцами, осязанием, на ощупь. Выбитая в древности поверхность камня ровнее и глаже, чем первоначальный фон на валуне, не тронутый рукой человека, неровный и шероховатый» (11, с.120).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Книги похожие на "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Покорение Сибири. От Ермака до Беринга"

Отзывы читателей о книге "Покорение Сибири. От Ермака до Беринга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.