Константин Скурат - История Поместных Православных церквей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Поместных Православных церквей"
Описание и краткое содержание "История Поместных Православных церквей" читать бесплатно онлайн.
Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.
132
Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд № 156 В. В.Макушева. Картон № 1, л. 37 (на об.). Об отношении Оттоманской Порты к православному христианскому народу см.: А. П. Лебедев. История Греко–Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 129—164.
133
См.: Руварац И. О каталозима Печких Патрийараха // Гласник Српск.учен. друштва.Кнь. 23. 1868. С. 243 — 245; Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд,1894. С. 167.
134
О Патриархе Макарий Соколовиче см.: М. Вукияевич. Знаменити срби муслимани. Београд, 1906.
135
Гермоген, еп. Очерк истории славянских Церквей. СПб., 1899. С. 28.
136
Если народ брался за оружие и пытался освободиться, — писал академик Иован Томич, — его вождями были служители алтаря. Для сохранения сербской национальности больше всего старалось священство, оно понимало грозившую опасность». (Православлье.1976. № 227).
137
См.: Воскресенский Гр.А. Православные славяне в Австро–Венгрии. I. Карловацкаямитрополия. II. Буковинско–Далматская митрополия. III. Босно–Герцеговинские митрополии. СПб., 1913. С. 3.
138
О жизни и деятельности Предстоятелей православных сербов в пределах Австрии см.: Голубинский Е. Указ. соч. С. 616 — 624.
139
Там же. С. 487.
140
Григорович В. Очерк путешествия по европейской Турции. Казань, 1848. С. 97.
141
Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156 В. М. К. I,л. 37 об.
142
Яопов Н. Россия и Сербия. М., 1869. С. 228.
143
Православная Сербская Церковь // Христианское чтение. Ч. 2. 1865. С. 139. Обогословском образовании в Сербской Православной Церкви в XIX в. см.: М. П. Чельщов.Указ. соч. С. 228—299.
144
Корсунский И. Н., проф. Высокопреосвященный Михаил, Митрополит Сербский. М.,1898. С. 13–14.
145
См. об этом у М. П. Чельцова. Указ. соч. С. 66—67.
146
Чельцов М. П. Указ. соч. С. 23 — 25.
147
Об издании сборника документов Австро–Венгрии о сербских привилегиях см. «Церковные Ведомости», 1907, № 5. С. 224.
148
О жизни и ученой деятельности архимандрита Илариона Рувараца см. в «БогословскомВестнике». 1907, янв. С. 174–177.
149
Воскресенский Гр. А., проф. Указ. соч. С. 34—35.
150
Воскресенский Гр. А., проф. Указ. соч. С. 163.
151
1. См. историю Православной Церкви в Буковине в кн. В. Мордвинова: Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.
152
Воскресенский Гр. А., проф. Указ. соч. С. 171—172.
153
«Вся история отношений австрийской власти к Православной Церкви есть одна огромная «Черная книга», — заявляет С. Троицкий. Его же.: Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро–Венгрии. — Пг., 1914. С. 3.
154
Воскресенский Гр. А., проф. Указ. соч. С. 104.
155
Там же. С. 168.
156
В сербских церковно–исторических изданиях XIX в. говорится так: «Черногорией князья Черноевичи владели до 1516 года; с того же года вместо этих князей управляют митрополиты». См. «Летопис. Мат. Српске». Новый Сад, 1845, кн. 68. С. 17.
157
Том II. СПб., 1901. С. 392.
158
Попович Лазарь. Черногорский владыка Петр I. Киев, 1897. С. 40.
159
Там же. С. 126.
160
Там же. С. 126.
161
Лопухин А. П. Указ. соч. С. 394.
162
История южных и западных славян, Изд–во Московского Университета, 1969. С. 233.
163
Ровинский П. А. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т. I. СПб., 1888. С. 752.
164
Драгович Ж. Очерки из церковной жизни в Черногории. «Странник». 1881. Т. III. С.403.
165
Роганович Иован П. Черногорский теократизм. 1496—1851. Казань, 1899. С. 4.
166
См. полный текст этих Уставов у И. С. Пальмова. Новейшее устройство Православной Черногорской Церкви по Уставу св. Синода от 30 декабря 1903 г. и Уставу православных консисторий от 1 января 1904 г. СПб., 1905. С. 10–59.
167
См. перечень сербских церковных писателей и их сочинений у Е. Голубинского. Указ,соч. С. 503–513.
168
Дальше ставятся числа по новому стилю, кроме особо отмеченных.
169
См. «Гласник Српске Православие Цркве». Београд, април, 1962. С. 148.
170
Краткое описание жизни и деятельности Патриархов Сербской Православной Церкви, следовавших за Патриархом Димитрием, дано на страницах ЖМП. (См. в конце главы библиографию).
171
ЖКМП. 1969. № 1. С. 53.
172
См. текст «Сообщения для общественности» в ЖМП. 1991. № 4. С. 57 — 58.
173
МЦВ («Московский Церковный Вестник»). 1993. № 1. С. 12.
174
«Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений МосковскогоПатриархата», № 3 от 17 фев. 1993 г. С. 2.
175
Там же. С. 3—4.
176
См. статью: «Церковь в Югославии».
177
УставСербской Православной Церкви, ст. 58.
178
Там же, ст. 13.
179
Там же, ст. 17.
180
Там же, ст. 23.
181
Там же. ст. 164.
182
Там же, ст. 176.
183
Параллельно «Обществу священников» в 1891 году было организовано и «Обществосвященников монашеского чина» Цели этого Общества указаны в правилах, выработанных его Комитетом. Они таковы: забота об утверждении православной веры и Церкви, о развитии и усовершенствовании церковной письменности, об изыскании мер к более успешному и полезному прохождению пастырями их служения, о поддержании единообразия в богослужебных обрядах, о развитии церковного проповедничества, церковного пения и благолепия в храмах, забота о своем совершенствовании и совершенствовании монастырей по примерам великих подвижников, изыскание средств к улучшению материального состояния монастырей, помощь больным инокам.
184
Смирнов И., свящ. Значение Афона в истории Сербской Церкви. Сергиев Посад, 1911. С. 24.
185
Описание сербских монастырей и церквей с точки зрения архитектурной см. в кн.: П. Покрышкин, Православная церковная архитектура XII—XVIII столетий в нынешнем Сербском королевстве. СПб., 1906.
186
Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. С. 357—358.
187
Первые сведения о сербских монахах на Афоне, — утверждает свящ. И. Смирнов, — относятся к 1090 г., когда сербы заняли Ксилургийский монастырь, оставленный в 1089 г. русскими иноками, перешедшими в Пантелеимоновский монастырь». (Смирнов И., свящ. Указ. соч. С. 17.)
188
Например, св. мощи первого Патриарха Сербского Иоанникия, венчавшего на царство сербского правителя Стефана Душана. Почивают здесь и св. останки Патриарха Макария Соколовича, обновившего в 1557 г. данный монастырь.
189
См. ЖМП. 1974. № 8. С. 63 — 66.
190
Календар Српске Православие Патрийаршийе. 1969. С. 15.
191
См. там же. С. 21: «Вси снятии угодницы Божий, молитвенницы рода сербского»называются и прославляются в акафисте сербским святым, недавно составленном протоиереем Мирно Павловичем. («Православлье». 1976. № 231).
192
Имена сербских святых с краткими житиями некоторых из них см. у проф. Е.Голубинского. Указ. соч. С. 670—673.
193
Данные о количестве духовных школ и учащихся в них приведены по состоянию наначало восьмидесятых годов.
194
См. о церковном просвещении в Уставе Сербской Православной Церкви, ст 225 — 234.
195
В брошюре «Православные и другие Восточные Церкви в Австралии» (1975 г.), редактированной епископом Налом Шсвилом, даются следующие сведения о количестве православных приходов в Австралии и Новой Зеландии различных юрисдикции: 1. Сербской Православной Церкви—12 приходов в Австралии и 1 в Новой Зеландии (13 приходов в Австралии и 1 в Новой Зеландии в 1963 г. отпали от Сербской Православной Церкви и присоединились к «автономной» сербской епархии США и Канады); 2. Румынской Православной Церкви — 3 прихода в Австралии и 1 в Новой Зеландии; 3. Болгарской Православной Церкви — 2 прихода в Австралии; 4. Македонской Православной Церкви — 9 приходов в Австралии. В штате Виктория строится монастырь Македонской Православной Церкви во имя св. Климента Охридского. Приведенные сведения получены епископом Ианом Шевилом преимущественно от священников разных упомянутых юрисдикции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Поместных Православных церквей"
Книги похожие на "История Поместных Православных церквей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Скурат - История Поместных Православных церквей"
Отзывы читателей о книге "История Поместных Православных церквей", комментарии и мнения людей о произведении.