Константин Скурат - История Поместных Православных церквей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Поместных Православных церквей"
Описание и краткое содержание "История Поместных Православных церквей" читать бесплатно онлайн.
Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.
249
По шематизму (статистические ежегодники, издаваемые епархиями) 1902 года Буковине насчитывалось: 512533 душ православных, 12 протопресвитерств (благочинии 384 церкви, 340 священников, 103 монаха и 366 народных школ.
250
См.: газ. «Православная Буковина». 1903. № 20. На Греко–Восточном Богословском факультете имелись кафедры: Библейской науки и толкования Священного Писания Ветхого Завета; Библейской науки и толкования Священного Писания Нового Завета; Догматического богословия; Нравственного богословия; Практического богословия; Истории Церкви; Церковного права и Восточных языков. Курс обучения был рассчитан на четыре года.
251
После провозглашения Румынской Православной Церкви Патриархатом в том же, 1925, году был выработан Устав («Положение») Церкви, действовавший до 1948 года, когда был принят новый — нынешний–Устав (о последнем см. ниже). В Устав 1925 года, содержавший 178 статей, входили следующие разделы: 1. Внутренняя и внешняя сущность Церкви. 2. Ее канонический и административный строй. 3. Права Церкви согласно Конституции 1923 года. 4. Священный Синод. 5. Национальный Церковный Совет. 6. Центральный Церковный Совет. 7. Административные деления Церкви и их органы. 8. Избрание епископов и архиепископов–митрополитов. 9. Употребление имущества почивших митрополитов и епископов. 10. Имущество монахов и монахинь. 11. Церковные суды–дисциплинарные и уголовные. 12. Доходы и расходы Церкви, государственная помощь. 13. Имущество Церкви и инспекция. 14. Духовное просвещение. 15. Воинские священники и священники больниц, сиротских приютов и тюрем. 16. Наделение митрополий и еписко–пий участками и лесами. 17. Применение Устава и порядок его изменения.
252
«Екклисиа». 15 июля 1968 г. С. 296; см.: ЖМП. 1977. № 6. С. 31, 34.
253
ЖМП. 1987. № 4. С. 45.
254
См.: ЖМП. 1976. № 1. С. 51; 1977,№ 2. С. 52.
255
Устав Румынской Православной Церкви. С. 189–190.
256
История румынской епархии в Америке такова: Разбросанные по Америке православные румыны вначале посещали храмы Русской Православной Церкви. Первые румынские храмы стали ими возводиться в 1902–1914 годах в Западной Канаде. Священники приглашались из Румынии. В США первый румынский приход был организован в 1904 году в Кливленде (штат Огайо). В 1923 году румыны после безуспешной попытки соединиться с митрополитом Снбиуским и Трансильванским «вверились временному пастырскому попечению Протестантской Епископальной Церкви. Сегодня довольно трудно этому поверить. Тем не менее, об этом свидетельствует официальное решение Национального Совета Епископальной Церкви» (Orthodox America. 1794–1976. New York, 1975. С. 194). В 1929 году на Съезде в Детройте произошло объединение румынских православных приходов США и Канады. Тогда же было решено просить Румынскую Церковь учредить в Америке Румынскую Православную Миссионерскую Епархию. Священный Синод Румынской Церкви во исполнение этого прошения хиротонисал во епископа Поликарпа (Моруша), который в 1935 году прибыл в Детройт, где и утвердил управление над румынскими приходами США и Канады. В 1950 году Румынский Патриарх предоставил своей епархии в Америке автономию, а в 1974 году утвердил решение Ежегодного Съезда епархии (21 июля 1973 года), постановившего возвести епископию в архиепископию с официальным названием «Румынская Православная Миссионерская Архиепископия в Америке», и повторно признал статус церковной автономии. Архиепископу предоставлено право иметь второго епископа — помощника. Архиепископия насчитывает: в США–11 храмов (на 1971 год), в Канаде 19 храмов, 19 священнослужителей и 16000 паствы (на 1972 год).
257
По свидетельству Патриарха Юстиниана. См.: «Екклисиа». 15 июля 1968 г. С. 298.
258
См.: «Екклисиа». 15 января 1968 г. С. 40
259
Согласно ответу Патриарха Юстиниана на вопросы корреспондента газеты «Аввенире д'Италиа» от 9 октября 1965 года.
260
По–данным календаря Элладской Церкви за 1977 г. С. 357 — 2 тыс. монахов и монахинь.
261
См.: «Екклисиа». 15 июля 1968 г. С. 298. В 1992 г. впервые после Второй мировой войны в анкету переписи населения в Румынии был включен вопрос о конфессиональной принадлежности. 87 процентов жителей заявили, что они православные, 6 процентов — католики (из них — 1 процент униаты).
262
По данным «Эпискепсиса» от 1 июня 1976 г. за № 148, в Румынской Православной Церкви насчитывается: 18 миллионов верующих, 10.000 храмов, 12.000 священников, 121 монастырь.
263
Основной свод норм законодательства Румынской Православной Церкви появился в 1953 году под заглавием: «Законоустановления Румынской Православной Церкви». В последующие годы публиковались отдельные дополнения к этим «Законоустановлениям» в журнале «Румынская Православная Церковь».
264
Устав Румынской Православной Церкви. Ст. 25.
265
Там же. Ст. 31–38.
266
Там же. Ст. 11, 17.
267
L'eglise Orthodoxe Roumaine. Bucuresti, 1962. С. 42 — 43.
268
Стадницкий А. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894. С, 194.
269
Курганов Ф. Указ. соч. С. 81 в прим.
270
«Екклисиа». 15 февраля 1968 г. С. 96.
271
«Екклисиа». 1 марта 1968 г. С. 119.
272
Там же. Статья 50, С. 118–119.
273
Там же. Ст. 52. С. 119.
274
Арсений, еп. Указ. соч. С. 211.
275
Подробнее об обстоятельствах открытия Ново–Нямецкого монастыря см.: А. Стадницкий Архимандрит Андроник, игумен Ново–Нямецкого св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1895. С. 1–61.
276
Арсений, еп. Указ. соч. С. 318.
277
В середине XIX века в Нямецком монастыре насчитывалось 1300 монахов; в монастыре Секу (в Нямецком округе) -400 монахов. См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 119 в прим.
278
Первые опыты совершения богослужения на румынском языке относятся к 1635 г. В последние годы XIX века в богослужение Румынской Церкви стало вводиться четырехголосное пение, принятое в Русской Церкви.
279
Арсений, еп. Указ. соч. С. 471.
280
Biserica Romana. — Bucurestii, 1888. P. 16.
281
Устав Румынской Православной Церкви. Ст. 115–118
282
Там же. ст. 138.
283
См.: Королев А. Заступничество за православных в Австрии при императрице Елизавете//«Славян. Изв.». 1913. № 53. С. 717–719.
284
Обэтом см.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно–учебных заведениях. Кишинев, 1891.
285
ИБ. 1993. № 1. С. 3–4, 9.
286
Содержание дискуссий см.: ЖМП. 1956. № 6. С. 64 — 65.
287
Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. Т.П. М., 1949. С. 432.
288
«Ortodoxia». 1970. № 1.
289
ЖМП. 1977. № 6. С. 33.
290
См. о принятии христианства болгарами в «Краткой истории болгарской философской мысли». М.: «Прогресс», 1977. С. 25. Перевод с болгарского. См. также: Принятие христианства народами Центральной и Юго–Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука, 1988.
291
Вита Адриани II. См. Патрологию Миня. С.Л., т. CXXVIII, кол. 1391.
292
Нр Бьлгария и религиозните изповедания в нея. София: Синодално издателство. 1966. С. 33.
293
Краткая история болгарской философской мысли. М.: «Прогресс», 1977. С. 31.
294
См.: Ганеев. В. Закон Соудный людьмъ. — София, 1959. С. 134–144, а также Н. С. Державин. Племенные и культурные связи болгарского и русского народов/Изд–во АН СССР, 1944. С. 56–59. О церковных болгарских писателях в годы правления цари Симеона, после него, а также в период Средневековья см.: Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо–Валашской. М., 1871. С. 167–175.
295
См. о жизни и деятельности Болгарских Патриархов, а затем Охридских Архиепископов у Е. Голубинского. Указ. соч. С. 38–45; 123–128; 133–141.
296
В 1697 г. Адрианопольский Собор провозгласил Охридскую Архиепископию, Печскую Патриархию и Кипрскую Церковь «почетной троицей», которая действует так же законно, как и «богопроизведенные четыре Патриарха» (См.: С. Димевски. История Церкви македонского народа. Скопье. 1965. С. 97. Машинопись.). Но это не помешало Константинополю вскоре поступить иначе.
297
Следует отметить, что со времени дарования автокефалии Болгарской Православной Церкви вплоть до начала 70–х годов XIX в. в истории Болгарской Церкви было всего лишь три церковных собора: два упомянутых и один раньше — в 1210 г. против богомилов. См. Голубинский Е. Указ. соч. С. 673–680.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Поместных Православных церквей"
Книги похожие на "История Поместных Православных церквей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Скурат - История Поместных Православных церквей"
Отзывы читателей о книге "История Поместных Православных церквей", комментарии и мнения людей о произведении.