» » » » Коллектив авторов - 100 великих украинцев


Авторские права

Коллектив авторов - 100 великих украинцев

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - 100 великих украинцев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Вече, Орфей, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - 100 великих украинцев
Рейтинг:
Название:
100 великих украинцев
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-7838-1077-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 великих украинцев"

Описание и краткое содержание "100 великих украинцев" читать бесплатно онлайн.



Сто портретов выдающихся представителей украинского народа — это сто судеб великих людей, посвятивших себя борьбе и созиданию, ратным подвигам и политической деятельности, созданию художественных шедевров, уникальных литературных произведений и чудес техники. Но чем бы они ни занимались, всех их объединяет одно — украинская земля, на которой они родились и процветанию которой посвятили свою жизнь, талант и призвание.

Прочитав эту книгу, читатель сможет еще раз убедиться в том, какой богатой на славных героев была и остается древняя и вечно молодая Украина.






В марте 1734 года запорожцы перешли на подвластные России земли Нижнего Приднепровья и создали лояльную к царице Базавлукскую Сечь. Удержать их от этого шага престарелый гетман не смог. Возле него в Бендерах собралось до двух тысяч сторонников, но с этими силами за что-то серьезное браться не имело смысла. Война между Турцией и Россией действительно началась, но запорожцы выступили на стороне императрицы.

Надеяться на успех в деле восстановления украинского государства уже не приходилось. Ф. Орлик так и остался изгнанником. Он умер в бедности в молдавском городе Яссы 24 мая 1742 года. В это время его старший сын Григорий уже был влиятельным человеком в Париже. В XX веке на бывших его землях под французской столицей был построен аэропорт, в названии которого звучит фамилия украинского гетмана-изгнанника, — Орли.

Активная тридцатилетняя политическая деятельность Ф. Орлика в эмиграции не дала практически плодов, хотя в некоторые моменты казалось, что осуществление его планов восстановления объединенной самостоятельной Украины вполне реально. Но в историю Ф. Орлик вошел прежде всего как автор первой, пусть и не реализованной на практике, украинской конституции. Ведь она была написана на 66 лет раньше, чем американская «Декларация независимости», и почти на 80 опередила французскую «Декларацию прав человека и гражданина», вполне отразив новейшие для того времени веяния общественной мысли (связанные с идеями разделения власти, гарантий прав личности и пр.), которые в Западной Европе были связаны с именами Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Даниил Туптало

(святой Димитрий Ростовский) (1651–1709)

писатель, церковный и культурный деятель, причислен к лику святых


Даниил Туптало, принявший монашеское имя Димитрий и как митрополит Ростовский впоследствии причисленный к лику святых, родился в городке Макарове под Киевом в 1651 году — в самый разгар кровопролитной Освободительной войны украинского народа. Его отец, Савва Туптало, в то время был казацким сотником в армии Б. Хмельницкого. Со временем став знатным и состоятельным человеком, он все более включался в церковную жизнь, особое расположение чувствуя к древнему Кирилловскому монастырю в северном предместье тогдашнего Киева.

Этой обители Савва жертвовал значительные средства.

Его портрет можно увидеть на одной из фресок Кирилловской церкви рядом с образом его друга, игумена этой обители, известного богослова и церковного деятеля Иннокентия Монастырского.

В 1662 году одиннадцатилетнего Даниила отдают в знаменитую Киево-Могилянскую коллегию, которую в те годы возглавлял писатель, церковный и культурный деятель Лазарь Баранович, ученик и сподвижник Петра Могилы и Иннокентия Гизеля. Даниил, с детства склонный к молитвенному уединению и церковной книжности, по окончании коллегии в 1668 году принял монашество в Кирилловском монастыре под именем Димитрия от игумена Мелетия Дзыка, друга семьи Туптало, человека высокой образованности, бывшего ранее ректором Киево-Могилянской коллегии.

Мелетий оказал большое влияние на молодого инока. Их дружба не прерывалась до самой смерти Дзыка в 1681 году. Многое объединяло этих людей, и прежде всего любовь к церковной книжной премудрости и житиям святых и праведных людей. В свое время Петр Могила мечтал об издании свода житий святых. Воплощению в жизнь этого грандиозного труда всецело посвятил себя Д. Туптало. Многие годы он старательно собирал факты и предания о жизни праведников и подвижников, чтимых православной церковью и особо прославленных в украинско-белорусских и российских землях.

Быстро заслужив всеобщее уважение высокой духовностью и глубокой образованностью, Димитрий в восемнадцатилетнем возрасте был посвящен в иеродьяконы, а в 1675 году — в иеромонахи. По рекомендации хорошо знавшего его со студенческих лет Л. Барановича, ставшего в 1666 году архиепископом Черниговским, Туптало был назначен проповедником при кафедральном Успенском соборе этого древнего города.



К двадцатипятилетнему возрасту Д. Туптало уже снискал славу духовного оратора. Лейтмотивом его проповедей была любовь, которую он ставил превыше всего. В то жестокое время бесконечных войн, восстаний и усобиц между претендентами на гетманскую булаву молодой проповедник учил людей быть терпимее и добрее, с пониманием относиться к чужим взглядам и убеждениям, прощать друг другу причиненные обиды. И это находило отклик в душе народа. Отзываясь на многочисленные приглашения, он выезжал в разные города Украины, России и Белоруссии для ведения проповедей. Эти путешествия значительно расширяли его кругозор и позволяли знакомиться с редкими книгами и местными преданиями во всех концах Восточной Европы. Находясь в Литве, Туптало, в совершенстве знавший латынь и польский язык, общался с католическими иерархами и теологами, что позволило ему глубже понять дух западного христианства.

Многие годы Димитрий Туптало входил в Киевско-Черниговский кружок просвещенных православных церковных деятелей, объединявший цвет тогдашней украинской интеллигенции, душой которого был Лазарь Баранович, долгое время совмещавший архиепископство с выполнением обязанностей местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. В этот кружок входили известные деятели своего времени: уже немолодой архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель; церковный писатель и публицист Иоанникий Галятовский; поэт Иван Величковский; ректор Киево-Могилянской коллегии, а затем митрополит Киевский Варлаам Ясинский; философ и богослов Иоасаф Кроковский; принявший православие немецкий теолог Адам, известный под прозвищем «Черниговец». Все они были связаны с Киево-Могилянской коллегией, являлись ее бывшими студентами и профессорами. Старшие члены этого творческого сообщества, например, Иннокентий Гизель, сформировались в киевской интеллектуальной атмосфере времен митрополитства Петра Могилы под его непосредственным идейным влиянием. Высокий могилянский дух они передавали своим младшим друзьям и ученикам.

В 1681 году Д. Туптало был назначен игуменом Максаковского монастыря, а через год переведен в том же сане в Батурин, тогдашнюю гетманскую столицу Левобережной Украины. Но жизнь в насквозь пропитанном интригами и доносами городе, вдали от необходимых ему для писательского труда книг не устраивала просвещенного церковнослужителя. В конце 1683 года он поселился в Киево-Печерской лавре. Пользуясь ее замечательной библиотекой, он начинает систематическое составление корпуса житий святых. На некоторое время покидая Лавру для руководства монастырями (в Батурине, Глухове, Чернигове), он неизменно возвращался в эту прославленную обитель.

В Киеве Д. Туптало читал лекции по философии и другим дисциплинам в родном для него Киево-Могилянском коллегиуме. Его курсы в целом соответствовали преподававшимся в ведущих европейских университетах. В них преобладал дух позднего аристотелизма в свойственной православной традиции теологически-платонической интерпретации. Их отличало свободное обсуждение вопросов религиозной философии.

Из-под пера Д. Туптало вышло множество разнообразных стихотворных и прозаических литературных произведений, отмеченных возвышенным стилем. Как и в католических странах тогдашней Европы, в Киеве чрезвычайно популярными были «эмблематические вирши» — стихотворные надписи символического содержания к гравированным эмблемам и гербам, а также характерные для литературных вкусов эпохи барокко изысканные поэтические миниатюры, часто в форме акростиха. Один акростих Д. Туптало религиозного содержания нам известен.

В 1697 году, после смерти близкого его семье Иннокентия Монастырского, Д. Туптало принял игуменство киевского Кирилловского монастыря, а затем в сане архимандрита руководил Елецким монастырем в Чернигове.

Наступали новые времена. Московское царство возглавил энергичный, жаждавший обновления страны Петр I. Для проведения задуманных реформ он остро нуждался в образованных, преданных делу просвещения людях. В самом Московском государстве их явно не хватало, а доверить обновление церкви иноверцам, широко приглашавшимся на военную и другие виды светской службы, царь по политическим соображениям не мог.

Царь-реформатор, часто бывавший в Украине, начал активно привлекать к работе местное образованное духовенство, мало считаясь с желаниями и интересами избираемых им людей. Так случилось и с Д. Туптало, который, произведя своими обширными познаниями и духовным величием большое впечатление на царя, в 1700 году назначается на митрополичью кафедру Тобольска в Сибирь. Тогда Димитрий Туптало сумел уклониться от назначения, мотивируя отказ слабостью здоровья и необходимостью завершить работу над корпусом «Житий святых». Однако, приметив ответственного и просвещенного архимандрита, Петр уже не выпускал его из поля зрения. В конце концов Д. Туптало был вынужден принять царское назначение, но уже не за Урал, а в Центральную Россию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 великих украинцев"

Книги похожие на "100 великих украинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - 100 великих украинцев"

Отзывы читателей о книге "100 великих украинцев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.