» » » » Коллектив авторов - 100 великих украинцев


Авторские права

Коллектив авторов - 100 великих украинцев

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - 100 великих украинцев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Вече, Орфей, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - 100 великих украинцев
Рейтинг:
Название:
100 великих украинцев
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-7838-1077-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "100 великих украинцев"

Описание и краткое содержание "100 великих украинцев" читать бесплатно онлайн.



Сто портретов выдающихся представителей украинского народа — это сто судеб великих людей, посвятивших себя борьбе и созиданию, ратным подвигам и политической деятельности, созданию художественных шедевров, уникальных литературных произведений и чудес техники. Но чем бы они ни занимались, всех их объединяет одно — украинская земля, на которой они родились и процветанию которой посвятили свою жизнь, талант и призвание.

Прочитав эту книгу, читатель сможет еще раз убедиться в том, какой богатой на славных героев была и остается древняя и вечно молодая Украина.






В 1702 году по приказу Петра I он становится митрополитом Ростовским и Ярославским. На этом посту он прилагает большие усилия для развития системы образования во вверенной его попечению епархии и, будучи ревнителем православной веры, способствует укоренению в России духа открытости и толерантности по отношению к западной культуре. В местных школах он ввел обучение древнегреческому языку и латыни; содействовал открытию в Ярославле первого в России театра, способствовал завозу туда книг и развитию книгопечатания.

Многочисленные речи и проповеди митрополита, создание сети школ и библиотек, организация драматических представлений, диспутов и диалогов по принятой в Киево-Могилянской коллегии системе сыграли большую роль в просвещении края. На определенной ему царем должности он проявил большую энергию и одновременно уважительное отношение к национально-церковным традициям русского народа.

Здесь, на берегах Волги (жил он преимущественно в Ярославле), Димитрий Ростовский продолжал плодотворную литературную деятельность. Были закончены «Четьи-Минеи» — четырехтомный труд, содержавший жития православных святых. В работе над ним автор широко использовал не только отечественные источники, но и многочисленные греческие и латинские тексты. Еще одним его большим трудом стала «Летопись келейная», представляющая последовательное изложение событий библейской истории с нравственно-поучительными комментариями.

Пребывая в Ростовской земле, Димитрий Ростовский объехал весь Верхневолжский край, посещал многочисленные селения и скиты раскольников Заволжья. В отличие от многих сподвижников Петра, прибегавших к жестоким преследованиям и истязаниям раскольников, митрополит стремился понять и переубедить староверов. С этой целью он написал свой третий фундаментальный труд «Розыск о раскольнической брынской вере», изданный уже после его смерти. В этом труде выясняются причины появления раскола, определяются главные его направления и их идейные основания, описываются особенности быта и поведения старообрядцев. Это первое достаточно объемное и объективное описание убеждений и образа жизни раскольников и сегодня не утратило научной ценности.

Кроме трех капитальных трудов митрополит Ростовский был автором большого числа богословских и религиозно-философских («Рассуждение о образе Божии и подобии в человеке»), агиографических (жизнеописательных) и полемических произведений, духовных песнопений (кантов и псалмов), стихов и нескольких драм.

В отличие от своих земляков и современников Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, занимавших высшие церковно-государственные должности и имевших большое влияние на царя, Димитрий Ростовский старался держаться в стороне от бурных политических событий и избегал сближения с грозным и переменчивым в своих симпатиях самодержцем, не всегда разделяя его модернизаторские устремления и особенно не одобряя жестокие методы их воплощения.

Умер Д. Туптало 28 октября 1709 года коленопреклоненно во время молитвы. В 1753 году, после обретения его нетленных мощей, решением Священного Синода он был причислен к лику святых. Стихотворную эпитафию на его надгробии сложил Михаил Ломоносов. Память святого Димитрия Ростовского православная церковь отмечает 21 сентября (4 октября).

Вся жизнь святого Димитрия Туптало, митрополита Ростовского и Ярославского, проходила на фоне непрекращающихся войн и насилия. Тем не менее, свое жизненное призвание он видел в распространении человеколюбия и просвещения среди славянских народов. Этой цели был посвящен и его воистину титанический труд по составлению свода житий святых, к которому православная церковь неизменно обращается вот уже три столетия.

Стефан Яворский

(1658–1722)

богослов, церковный деятель, писатель


Жизнь Стефана Яворского пришлась на тот период истории, когда Украина, разоренная десятилетиями войн и смут, оказалась расколотой на западную часть, оставшуюся под властью католической Польши, и восточную, сохранявшую автономию под протекторатом России.

В XVII веке усиливался национально-религиозный гнет в западных землях Украины, и сохранявшие верность православию люди, не желавшие переходить в католицизм или принимать унию, переезжали в приднепровские области. К их числу принадлежала и семья галицких шляхтичей Яворских, в которой в 1658 году родился будущий выдающийся религиозноцерковный деятель Стефан Яворский.

Мальчик получил хорошее образование в Киево-Могилянской коллегии. Среди его учителей и покровителей были выдающиеся киевские богословы и церковные писатели того времени Иосафат Кроковский и Варлаам Ясинский. Был он близко знаком и с уже немолодыми Иннокентием Гизелем и Лазарем Барановичем, а также неутомимым тружеником и аскетом, близким ему по возрасту и интересам Димитрием Туптало и многими другими людьми, составлявшими цвет тогдашней киевской учености.

Для завершения образования С. Яворский около 1680 года отправился в Польшу, где, по прагматическим соображениям формально приняв унию, слушал лекции в католических коллегиумах и академиях Львова, Люблина, Познани и Вильно. Получив звание магистра философии и свободных искусств, он в 1687 году возвращается в Киев. Здесь он публично отрекается от унии и принимает монашество. С 1689 года С. Яворский преподавал в Киево-Могилянской коллегии риторику, поэтику, философию, а потом и богословие. Впоследствии он стал ректором этого авторитетного учебного заведения.

Философский курс, прочитанный Яворским в 1691–1693 годах, включал такие нормативные разделы как диалектика, логика, физика (натурфилософия) и метафизика (философские основания картины мира). В 1690-х годах Стефан сближается с образованным, проникнутым духом культуры барокко гетманом И. Мазепой, пользуясь его всемерной поддержкой.

Глубокое знание западных явлений и форм культуры, при бесспорной преданности православию, способствовало его известности в России. Произнесенная им речь над гробом боярина Шейна восхитила Петра I, уже не выпускавшего Яворского из поля зрения.

По распоряжению царя С. Яворский был возведен в высокий сан митрополита Рязанского и Муромского, а после смерти в 1700 году стоявшего на принципиально консервативных позициях патриарха Адриана назначен местоблюстителем патриаршего престола. Вскоре митрополитом Ростовским и Ярославским стал образованный и близкий С. Яворскому по духу киевлянин Димитрий Туптало. В их церковной и культурно-просветительской деятельности было много общего, что обусловлено как причастностью их к одной духовной традиции, так и постоянными личными контактами и согласованностью действий.

На посту местоблюстителя патриаршего престола С. Яворский всячески поддерживал и благословлял политику Петра в деле распространения просвещения и европейской образованности. При его содействии в Москве был основан первый театр.



И. Щирский. Триумфальное знамя. Теза на честь ректора (1697–1702) Киево-Могилянской коллегии Прокопия Калачинского. 1698.


Проповеди С. Яворского отличались содержательной глубиной, производя сильное впечатление на современников. Новый стиль русской церковной проповеди, сформировавшийся в петровские времена, во многом обязан влиянию С. Яворского и других воспитанников киевской богословской философско-риторической школы.

Но еще больше он делает для перенесения на московскую почву киевской системы религиозного философско-литературного образования, сопряженного со знанием древних и новых языков. Став протектором московской Славяно-греко-латинской академии, С. Яворский приглашает в Москву хорошо знакомых ему киевских профессоров, в том числе и Феофилакта Лопатинского, начавшего читать курс философии в Первопрестольной в 1704 году.

Поддерживая петровские реформы в области светской политики и образования, Стефан Яворский все более расходился с царем в вопросах, касающихся жизни и места в государстве православной церкви. Он не скрывал своей убежденности в необходимости избрания патриарха Московского и всея Руси. При этом С. Яворский ориентировался на идеал церкви как самостоятельного во внутренних организационных и духовных вопросах учреждения с собственными, независимыми от государства средствами.

Яворского упрекали в ориентации на католическую модель церковной организации, хотя он не претендовал на примат церкви над государством, стремясь к их симфонии по византийскому образцу. Петру, однако, ближе была система отношений государства и церкви, сложившаяся в протестантских государствах Северной Европы, когда церковные институты организационно оказывались под полным государственным контролем, сохраняя свободу лишь в богословских вопросах. Такой вариант поддерживал другой киевский философ и богослов, давний соперник С. Яворского Феофан Прокопович, пользовавшийся полным доверием Петра и способствовавший охлаждению царя к местоблюстителю патриаршего престола.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "100 великих украинцев"

Книги похожие на "100 великих украинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - 100 великих украинцев"

Отзывы читателей о книге "100 великих украинцев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.