Виктор Харченко - ...Специального назначения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "...Специального назначения"
Описание и краткое содержание "...Специального назначения" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Книга маршала инженерных войск В. К. Харченко правдиво и ярко рассказывает о воинах-минерах 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения, прошедших славный боевой путь от Сталинграда до Берлина. Они обезвреживали фашистские мины, коварные взрывные «ловушки», различные фугасы, минировали боевые маршруты вражеских танков, а когда требовала обстановка, брали в руки автоматы. Читатель узнает о напряженных поединках гвардейцев с фашистскими минерами из «зондеркоманд», познакомится с малоизвестными подробностями использовании нашими войсками электризуемых заграждений и мин, управляемых по радио.
Временное затишье никого не обманывало. Всем, в том числе и гитлеровскому верховному командованию, было ясно, что советские войска готовятся к новому, на этот раз последнему, решающему удару. Ясна была и его цель. Не случайно на фронтовых дорогах в то время можно было часто встретить стрелы, показывающие на запад с надписью: «Даешь Берлин!»
Штаб бригады расположился в городке Нойдамм — километрах в двадцати северо-восточнее Кюстрина.
Все окрестные леса и рощи были забиты танками и автомашинами 2-й гвардейской танковой армии. Передвижения в основном происходили в ночное время, однако такое скопление людей и боевой техники скрыть от вражеской разведки, конечно, было нельзя.
В эти дни офицеры штаба работали с большим напряжением. Готовили совещание с командирами батальонов. Перед собравшимися полковник Соколов развернул большую, склеенную из нескольких листов топографическую карту. В левой стороне ее находилось похожее на черного паука пятно — Берлин! Вот оно, проклятое фашистское логово, к которому мы шли долгих четыре года. Вокруг Берлина — словно черная паутина — это показаны многочисленные оборонительные рубежи.
Георгий Николаевич поворачивается к карте:
— Нашим войскам придется прорывать мощную оборону противника. Ее общая глубина, включая укрепления самого Берлина, достигает ста двадцати километров. Вот здесь, — указка упирается в синюю ленту Одера, — на левом берегу реки, начинается главная полоса обороны глубиной до десяти километров, состоящая из двух-трех позиций с одной-двумя сплошными траншеями. Перед передним краем установлены многорядные проволочные заграждения и глубокие минные поля. Все это прикрывается многослойным огнем.
Вторая полоса обороны глубиной до пяти километров удалена от переднего края на десять — двенадцать километров и состоит из одной — трех сплошных линий траншей. Наиболее мощная вторая полоса обороны — против кюстринского плацдарма, в районе Зееловских высот. Третья полоса оборудована на удалении двадцати — сорока километров от Одера и состоит из одной-двух линий траншей. Все населенные пункты тщательно подготовлены к обороне, опоясаны круговыми траншеями, соединенными многочисленными ходами сообщения.
Наконец, оборона непосредственно Берлина состоит из трех оборонительных обводов: внешнего, внутреннего и городского. Весь берлинский оборонительный район делится на восемь секторов, а центр города, в котором находятся основные государственные учреждения, в том числе и рейхстаг, выделен в отдельный сектор «Митте».
Внешний обвод начинается в двадцати пяти — сорока километрах от центра города и состоит из опорных пунктов, подготовленных к обороне с большим количеством баррикад на дорогах и улицах. Внутренний обвод проходит по окраинам берлинских пригородов и имеет от трех до пяти линий траншей, усиленных противотанковыми рвами. По линии кольцевой железной дороги проходит городской обвод. Здесь большинство домов приспособлено к обороне и возведено большое количество баррикад. Наиболее сильно укреплен девятый сектор. Здесь каждый квартал подготовлен как опорный пункт, основу которого составляют мощные железобетонные долговременные огневые точки. Вот что ждет наши войска, — закончил полковник Соколов.
Прочности гитлеровской обороны под Берлином способствовала и местность. Даже бегло взглянув на карту, можно было увидеть, что в полосе наступления много различных естественных препятствий: озера, реки и каналы, лесные массивы, большое количество населенных пунктов с каменными зданиями, легко приспособляемыми к обороне. Все это создавало серьезные трудности для наступления, требовало от наших войск тщательной подготовки, большого мастерства и исключительного мужества.
— Да, нелегко будет… — негромко произнес кто-то из командиров батальонов.
На совещании не говорилось громких слов. В победе здесь, на подступах к Берлину, никто не сомневался. Мы верили в нее под Москвой и в самые трудные дни отступления к Волге. Только многие невольно подумали о том, что не все присутствующие встретят этот радостный день…
Говорили же в основном, как лучше использовать для боевой подготовки время, оставшееся до начала наступления. Основные задачи бригады были ясны и без дополнительных указаний со стороны штаба инженерных войск фронта. Первое — это проделывание проходов в минных полях на переднем крае обороны противника для ввода в прорыв вторых эшелонов и танковых армий. Затем инженерное обеспечение действий танкистов в глубине. Эти задачи наши батальоны выполняли не раз. Несколько беспокоило другое. При боях в городе гвардейцам-минерам предстоит действовать в составе штурмовых групп.
А в этом вопросе опыт был только у 4-го батальона, участвовавшего во взятии Варшавы и Шнайдемюля, а также у 6-го, отличившегося при штурме Познани. Поэтому офицерам этих батальонов было поручено оказать помощь в подготовке личного состава, не имеющего опыта действий в составе штурмовых групп.
* * *
Советские войска, находящиеся на кюстринском плацдарме, получали все больше и больше подкреплений, боеприпасов, горючего, продовольствия. Для обеспечения этого все увеличивающегося потока людей и грузов инженерные войска фронта возводили новые мосты через Одер. На мостостроительные работы был направлен и наш 17-й гвардейский отряд механизации майора Б. Е. Стесселя. Задание, полученное от начальника инженерных войск 5-й ударной армии генерал-майора инженерных войск Д. Т. Фурса, было исключительно ответственным: в кратчайший срок построить низководный мост под нагрузку в шестьдесят тонн. В приказе указывалось только место строительства, начало работ и грузоподъемность. Однако цифра «шестьдесят» говорила сама за себя. Это означало, что мост предназначался для переброски тяжелых танков ИС — самых мощных из всех броневых машин второй мировой войны. Их, как правило, использовали на направлении главного удара.
Нам и ранее приходилось выполнять задания начальника инженерных войск 5-й ударной армии генерала Д. Т. Фурса. Всякое задание на фронте важно и ответственно, но если оно исходило от Дмитрия Тимофеевича, то его выполнению мы уделяли особенно большое внимание.
Генерал отличался высокой требовательностью и пунктуальностью, отлично знал саперное дело и все проверял сам. Часто бывая и на передовой, он всегда был готов пошутить, где надо, и помочь советом. Несмотря на крепкие слова, иногда достававшиеся кое-кому, все солдаты и офицеры любили генерала Фурса. Я всегда с удовольствием вспоминаю о встречах с Дмитрием Тимофеевичем.
…Обычно ширина Одера в районе Кюстрина составляла около двухсот — трехсот метров, однако в апреле 1945 года из-за паводка мост пришлось строить длиной почти в четыреста метров.
Условия для выполнения боевого задания были тяжелыми. Глубина плацдарма на этом участке не превышала двух километров, и гитлеровцы с высот левого берега постоянно вели наблюдение за рекой.
Перед тем как приступить к строительству моста, майор Стессель вместе с офицерами отряда произвел тщательную рекогносцировку как места строительства моста, так и всех подходов к нему. В небольшом лесу, расположенном километрах в двух от реки, развернули пункт для заготовки элементов моста.
Заранее подготовили расчеты дизель-молотов для забивки свай. Предварительно вдали от противника, на реке Варта, их натренировали в быстрой сборке паромов.
К строительству моста приступили на рассвете. Для маскировки химики на берегу зажгли шашки, их белый дым смешивался с утренним туманом, расстилавшимся над Одером.
Саперы взвода старшего лейтенанта Мелькумова быстро собрали два парома. Они тихо отплыли от берега и заскользили по темной воде. Гитлеровцы молчали. Вот застучали дизель-молоты, забивая сваи. Ух! Ух! Ух! — гулко разнеслось над речной гладью. Через несколько минут метрах в двухстах от паромов неслышно встали два высоких фонтана воды. Через доли секунды донесся звук разрывов. Фашисты открыли артиллерийский огонь…
Однако расчеты по-прежнему работали четко и уверенно. Неожиданно возникло осложнение: сваи шли в грунт на метр с четвертью. Дальше — ни в какую… А по расчетам сваи нужно забить не менее чем на полтора метра.
— Как быть? — спрашивает меня Стессель.
Решили немедленно доложить об этом по радио в штаб бригады. Минут через сорок получаем ответ: «По мнению техотдела штаба инжвойск фронта, грунт надежный. Считают глубину забивки свай в один метр допустимой. Соколов».
Забивка свай шла под огнем врага. Появились первые убитые и раненые. Однако работа не прерывалась ни на секунду. На место выбывшего немедленно становился другой. В отряде Стесселя почти каждый сапер имел по нескольку специальностей и всегда мог заменить товарища. При малейших неполадках в работе дизель-молотов их быстро устраняли мастера на все руки старшие сержанты Краснощек и Пермяков. Отлично работало на самом опасном участке отделение двадцатисемилетнего москвича старшего сержанта Фомушкина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "...Специального назначения"
Книги похожие на "...Специального назначения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Харченко - ...Специального назначения"
Отзывы читателей о книге "...Специального назначения", комментарии и мнения людей о произведении.