Владимир Кравченко - Через три океана
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Через три океана"
Описание и краткое содержание "Через три океана" читать бесплатно онлайн.
Глава LVII.
Первая атака миноносцев
Вскоре после восьми часов на курсе SW на нас в темноте наскочили первые неприятельские миноносцы; их силуэты показались на расстоянии 1-2 кб, послышались один за другим странные короткие звуки: сухой треск, похожий не то на разрыв петарды, не то на отдельный выстрел из пулемета или ружейную стрельбу пачками. Это были выстрелы из минных аппаратов.
"Олег", а за ним "Аврора" тотчас же шарахнулись в сторону, подставив корму приближавшимся минам, и завинтили самый полный ход - 130 оборотов тремя машинами. "Олег" не удержался и открыл орудийный огонь.
Несколько минут прошло в очень томительном ожидании... Но мины, выпущенные в темноте, дали промах.
В это время из наших судов за нами продолжали следовать только два миноносца и "Жемчуг" с левой стороны.
Наши миноносцы верно показали свои опознавательные огни. Это были "Блестящий" и "Бодрый". Вскоре после встречи с неприятельскими миноносцами один из них стал постепенно отставать и скрылся, а другой, спустя минуты три, сразу исчез. Как оказалось после, "Бодрый" пришел на помощь своему товарищу "Блестящему", потерпевшему аварию, и, забрав с него команду, лег на старый курс на юг, рассчитывая нагнать нас.
Глава LVIII.
Поворот на север
Между тем в 8 ч 15 мин "Олег" начал постепенно поворачивать к норду с явным намерением прорваться во Владивосток.
Глава LIX.
Встреча со "Светланой"
На этом курсе показался какой-то небольшой силуэт. Его приняли за миноносец; комендоры загорячились и уже навели орудия, как с переднего мостика послышалась в рупор команда:
- "Светлана"! Не стрелять! "Светлана"!
Силуэт быстро вырастал...
Действительно, это была "Светлана", одиноко направлявшаяся к северу. Мы ее тотчас обогнали, и она вступила "Авроре" в кильватер и следовала вместе [с нами] некоторое время, но затем снова отстала в темноте. После совещания о том, открывать ли в таких случаях прожектора или нет, было решено не открывать.
Глава LX.
Первая попытка прорваться на север
Крейсера уже 20 минут шли хорошим ходом на северо-запад и успели пробежать большое расстояние. Справа и спереди видны были отдельные орудийные вспышки, доносилась пальба. Соединиться со своими броненосцами, отступавшими в беспорядочном строю на юг и преследуемыми, как мы полагали, японскими броненосцами теперь не было никакой возможности. Нас расстреляли бы и свои, и чужие. Присутствие же наше у своих броненосцев не принесло бы им особенной пользы. Мы ведь и теперь отвлекли на себя часть миноносцев, но спасались от них только хорошим ходом и частой переменой курса, не открывая освещения и орудийного огня. Огонь крейсера "Аврора" за выходом [из строя] орудий батарейной палубы (плюс подбитых орудий правого борта верхней палубы) все равно был бы мало действителен. Наилучшей тактикой в положении крейсеров было бы прорываться самостоятельно во Владивосток, что адмирал и намеревался, по-видимому, сделать, желая обойти броненосцы с запада.
Глава LXI.
Вторая атака миноносцев
В 8 ч 35 мин мы очутились на расстоянии всего одного кабельтова от четырех неприятельских миноносцев. Они живо прошмыгнули мимо нас контркурсом в темноте с правой стороны, выпустили мины и открыли огонь из 75-мм и 37-мм орудий. Снаряды пролетели у нас над головой. Снова крейсера развили самый полный ход, изменили курс, чтобы принять атаку с кормы и уйти от мин. Вслед за тем по носу открылись какие-то огни. "Олег", по-видимому, приняв их за огни японских судов, еще изменил курс и очутился на SW...
Глава LXII.
Встреча с крейсером "Владимир Мономах"
Несколько минут спустя в темноте с правой стороны обрисовался силуэт какого-то судна, со страшной быстротой несшегося на "Аврору". Оно было уже так близко, что можно было разглядеть светящийся фосфоресцирующий бурун у него под носом. Без сомнения, это полным ходом несся в атаку японский миноносец. Оставшиеся восемь орудий правого борта были моментально наведены.
Тут в полном блеске выказалась дисциплинированность аврорских офицеров и команды. Не произошло ни малейшей паники. Ждали приказания стрелять, хотя каждое мгновение было так дорого. Темная масса быстро росла, обрисовались две трубы, две мачты... Это не мог быть миноносец. С переднего мостика короткой вспышкой сверкнул луч прожектора и осветил... "Мономах". Он шел ходом не менее 16 узлов, о чем можно было судить по громадному буруну под носом, шел прямо на пересечку нашего курса и от правого борта "Авроры" находился на расстоянии каких-нибудь двух-трех кабельтовых, не более. Все отбежали с юта к середине судна, ожидая удара в корму. Много надо было положить руля на обоих судах, а, главное, успеть это сделать, догадаться, не растеряться, чтобы избегнуть неминуемого столкновения. При таком бешеном ходе оно привело бы к гибели обоих судов.
"Мономах", на мгновение ослепленный нашим прожектором, вильнул влево (радиус его циркуляции крайне мал, он ворочается "на пятке"). Мы [тоже] уклонились влево, и опасность столкновения миновала. Вслед за тем "Мономах" так же быстро исчез в темноте, как и появился, а несколько минут спустя в том направлении, где он скрылся, засверкали прожектора и загремели выстрелы. Это отстреливался "Мономах", атакованный миноносцами.[84] Несколько снарядов пролетело в нашу сторону.
До десяти часов вечера накрапывал мелкий дождь, мешавший распознаванию окружавших предметов. В девять часов "Олег" взял курс на W. Казалось, это удаляло нас от района действий миноносцев, но, потеряв свое место на карте в силу многочисленных поворотов и зигзагов в стороны, мы, быть может, рисковали выскочить теперь прямо на скалы Цусимы.
В 9 ч 30 мин у нас произошел досадный эпизод: изолятор от беспроволочного телеграфа (еще днем сбитый со стеньгой) задержался на пеньковом тросе и попал вместе с ним в пробитое снарядом отверстие средней трубы. Трос загорелся, тлел и давал сильные искры. Так как он находился высоко, то никакими усилиями не удавалось потушить его; вода из помп не доставала, а влезть по раскаленной трубе было нельзя. По временам вырывалось пламя, било высоко. С этим досадным развевавшимся по ветру факелом, указывавшим наш путь, "Аврора" шла до часу ночи, пока он сам не потух.
Глава LXIII.
Второй поворот к северу
Отойдя порядочно на запад, "Олег" в 9 ч 35 мин снова стал подыматься к норду.
Место, где отбивались наши броненосцы, теперь обозначалось заревом; гул от выстрелов еще был слышен.
За "Олегом", не несшим гакабортного кильватерного огня, все время менявшим курс и скорость, было очень трудно следить в темноте. Приходилось руководствоваться белым пятном на воде у его винтов (бурун и фосфоресценция воды). Но иногда, неожиданно свернув, "Олег" в темноте уходил так далеко, что требовалась исключительная опытность старшего штурманского офицера лейтенанта К. В. Прохорова, чтобы по более темному дыму, двум-трем искоркам, вылетевшим из труб, узнать, в какую сторону он направился.
С левой стороны к "Авроре" все время очень близко жался "Жемчуг". Иногда он подходил совершенно вплотную; были ясно слышны голоса. Низкая корма "Жемчуга" совершенно уходила под воду и покрывалась буруном, вздымаемым тремя винтами.
Каким образом во время своих бесчисленных зигзагов "Аврора" не столкнулась с "Жемчугом" - одному Богу известно. При таком быстром ходе, при такой темноте малейшее сближение параллельного курса сию же минуту привело бы к столкновению.
Глава LXIV.
Третья атака миноносцев
Пройдя полчаса курсом на норд, в 10 часов снова подверглись нападению миноносцев, на этот раз с обеих сторон.
Опять тот же сухой треск, вспышки. Мы проскочили мины благополучно и на этот раз, верные своей тактике, то есть в полной темноте, не открывая огней, не стреляя, увеличив ход.
"Мономах" и другие суда, которые светили прожекторами и хотели отбиться стрельбой, все были подбиты минами.
Глава LXV.
Неприятельский крейсерский отряд
Далее увидали по курсу и несколько слева пять топовых отличительных огней больших военных судов, идущих в кильватер. Очевидно, это был один из крейсерских отрядов, сражавшихся с нами днем.
Отвернув сначала направо, "Олег" лег затем на SW 55°. Скоро эти огни были потеряны из виду.
На "Авроре", конечно, не знали плана действий адмирала. Более всех крейсеров связанная с "Олегом" рядом приказаний Рожественского и принципом взаимной поддержки, обладая ходом лишь немного меньшим, чем "Олег", "Аврора", естественно, имела своей задачей не потерять своего флагмана (как это ни трудно было при данных условиях), остаться при "Олеге", чтобы не начать действовать вразброд и по противоположным планам (помня циркуляр Рожественского: "Держаться соединенно"). Действия же "Олега", очевидно, сводились к тому, чтобы прорваться на север. Теперь мы шли снова к юго-западу. Быть может, наш адмирал рассчитывал обогнуть остров Цусима и успеть проскочить ночью к северу через западный пролив? Командир "Авроры" Небольсин не желал идти на юго-запад, не имея определенного плана, поэтому он стал спрашивать потайным фонарем Ратьера "Олег" о том, куда мы идем и нельзя ли убавить ход, чтобы сократить чрезмерный расход топлива и дать отдохнуть выбившимся из сил кочегарам. Ответа на наш сигнал не было. "Аврора" повторила его. После долгого молчания последовал лаконичный ответ: "Миноносцы"...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Через три океана"
Книги похожие на "Через три океана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Кравченко - Через три океана"
Отзывы читателей о книге "Через три океана", комментарии и мнения людей о произведении.