» » » » Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики


Авторские права

Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЗАО «Партнер НП», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики
Рейтинг:
Название:
Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики
Издательство:
ЗАО «Партнер НП»
Год:
2009
ISBN:
978-5-90362-502-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Описание и краткое содержание "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" читать бесплатно онлайн.








То, что на самом Новоземельском полигоне работала также группа электромонтажников нынешнего СПО «Арктика», подтвердили нам сразу несколько человек. Вскоре мы выяснили их имена: Евгений Александрович Зноев, Евгений Михайлович Сущенко, Амалий Васильевич Перминов, Геннадий Дмитриевич Чертополохов, Владимир Андреевич Шулепов. А руководил этой бригадой электромонтажников Эдуард Михайлович Медведский.

Фестивальный выход

День, когда «бердяшкина бригада» практически в полном составе выстроилась в кильватер на выходе из Молотовского порта, вспоминали многие. Сегодня моряки пользуются все той же дорогой, и, признаться, даже самый заштатный корабль на этом своем пути к причалу или же Никольскому бую с ягринского берега смотрится величаво. А тут — десятки кораблей! Поэтому зрелище 28 июля 1957 года, уверен, было впечатляющим.

Запомнился выход бригады, видимо еще и потому, что в этот же день в Москве открывался Всемирный фестиваль молодежи и студентов — очень яркое и значимое событие, сопоставимое в те времена чуть ли не с Олимпийскими играми — такое грех не запомнить! А еще над Белым морем стояла погода, не совсем типичная для Севера — очень теплая, солнечная, ветерок даже не подымал волну

Большой сбор бригады, конечно, держали в секрете, но у особистов тогда вышел крупный «прокол» — час выхода стал известен многим. Остается только догадываться, каким образом на ягринском берегу и дюнах Яндовой губы, а они в те годы были высоченными, собралось не меньше сотни горожан — такие были проводы.

Уходили моряки и корабли. Моряки шли с извечной надеждой на возвращение, а их кораблям было суждено погибнуть. Об этом знали. Однако, мне кажется, в тот день моряки о том думали меньше всего.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Первый взрыв

Его провели на Новой Земле еще до того, как 28 июля 1957-го корабли 241-й бригады выстроились во внушительный походный ордер на выходном фарватере Молотовска. Постановление Совета Министров СССР о проведении первого испытания ядерного устройства на Новой Земле принято 25 августа 1955 года. Задача личного состава полигона состояла в регистрации «параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники».

К этому моменту наша страна была в роли догоняющей. Американцы начали практическое изучение этого вопроса много раньше — 1 и 25 июля 1946 года, когда у атолла Бикини в акватории с опытовыми кораблями взорвали бомбы того же типа, что была сброшена на Нагасаки.

Военно-морскую технику в советском эксперименте 1955 года тоже представляли опытовые корабли. В первую группу их вошли: эсминцы «Урицкий», «Карл Либкнехт», «Валериан Куйбышев», «Гремящий», минные тральщики Т-393, Т-218 и Т-219, подлодки С-19, С-81, С-84 и Б-9, транспорт «Кери». На акватории также было размещено 20 специальных приборных стендов, водоизмещение которых, составляло прядка 120 тонн.

Все «мишени» оснастили специальной измерительной аппаратурой. Наиболее насыщенным ею оказался эсминец «Гремящий». К его борту также была закреплена бортовая секция новейшего эсминца проекта 56. Тоже для испытания.

Корабли устанавливались на бочках и штатных якорях. В центре стоял минный тральщик Т-393 проекта 253л. С него на тросе в воду был опущен ядерный заряд. Все остальные «мишени» располагались на шести радиусах (от 300 до 3000 метров) бортом и носом к эпицентру взрыва. Подлодки — в надводном и подводном положении. С различных точек взрыв фиксировали кинокамеры.

Установкой кораблей и стендов на акватории руководили контр-адмирал П.Ф. Фомин, а также академики М.А. Садовский и Н.Н. Семенов. Последний считался научным руководителем. Испытания должен был возглавить сам главком ВМФ — Н.Г. Кузнецов. Однако у него тогда случился инфаркт, и дело поручили исполняющему обязанности главкома С.Г. Горшкову. Комиссию возглавил начальник 5-го главного управления Минсредмаша Н.И. Павлов.

Компоненты ядерного заряда с Большой земли в Рогачево доставили моряки Беломорской военной флотилии. Не поручусь за точность, но некоторые утверждают — на одном из эсминцев — то ли «Разумном», то ли «Разъяренном». Здесь в специально построенном здании устройство было собрано под руководством академика генерал-лейтенанта Е.А. Негина. После этого моряки-беломорцы доставили его в Черную губу.

21 сентября 1955 года был произведен первый в Советском Союзе подводный, так называемый малозаглубленный, ядерный взрыв. На 12 метрах сработало боевое зарядное отделение (БЗО) к будущей атомной торпеде Т-5. До этого три модификации заряда успешно сработали на Семипалатинском полигоне. Сработал и четвертый. Мощность его в различных источниках оценивается по разному — от 3,5 до 10 килотонн.

Очевидец взрыва вице-адмирал Евгений Александрович Шитиков, а тогда капитан I ранга, так рассказывал о своих впечатлениях: «Губа Черная была холодна и спокойна. И вдруг… Султан встал мгновенно и застыл, за исключением верхней части, где, не спеша, стала образовываться грибовидная шапка. Столб от внутреннего свечения был белый- пребелый. Такой белизны я никогда не видел. Казалось, что столб воды поставлен навечно, вышел джинн из бутылки и замер, не зная, что делать дальше. Потом султан начал медленно разрушаться сверху, опадать. В небе осталось облако, схожее с обычными облаками. Его понесло поперек залива и косы. Мы не почувствовали ударной волны, прошел какой- то ветерок. Зато очень хорошо был виден бег подводной ударной волны по поверхности воды. Как только облако взрыва отнесло от акватории испытаний, поспешили успеть на корабли-мишени до их затопления»

Тральщик Т-393 просто испарился в атомном пламени. Эсминец «Урицкий», он был ближе всех к эпицентру, а бывший начальник полигона Г.Г. Кудрявцев утверждает — в 27 метрах, сразу же затонул. Остальные корабли, хотя и в разной степени, но выдержали удар. Это следует из актов обследования. Так, на «Гремящем» лишь ослабли заклепочные швы, и вода попала в междудонные топливные цистерны. Корабль получил вмятины на корпусе, ударная волна сорвала с креплений некоторые приборы, но машинно-котельная установка эсминца продолжала исправно работать. «Валериан Куйбышев» получил незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность. «Карл Либкнехт» и до взрыва имел постоянную течь, а после него она усилилась, и эсминец через 10 часов после взрыва отбуксировали на береговую отмель. Механизмы его не пострадали. На тральщике Т-219 пострадало ограждение ходового мостика, имелись вмятины на люках, дымовой трубе и раструбах вентиляции, образовались трещины на трубопроводах, нарушилась центровка гидромуфты. На Т-218 затопило отсек гребных валов. Все повреждения на надводных кораблях, за исключением «Карла Либкнехта», вскоре устранили сами моряки.

Из подводных лодок полностью вышла из строя С-81: здесь затопило 6-й отсек, разрушилась аккумуляторная батарея. На Б-9 через неплотные сальники в корпус поступило около 30 тонн воды, которая залила электродвигатели. Повреждения за трое суток устранили сами подводники. У С-84 и С-19 нашли «незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность».

О несчастных братьях наших меньших. В испытаниях участвовало 100 собак. Из них 75 разместили на открытых боевых постах, 25 на наземных объектах. С кораблями затонули 6 животных. Лучевая болезнь поразила 12 собак. Остальные «не пострадали».

Об испытании 1955 года сняли специальный фильм. Назвали его без затей — «Подводный атомный взрыв». Потом его показывали избранным офицерам флота и кораблестроителям. А над полученными результатами от взрыва затем напряженно работали десятки НИИ.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Пятно на биографии

В истории Новоземельского полигона был всего один наземный взрыв. Он шел под кодом «ФО-3» и оказался вторым по общему счету. В историю испытаний ядерного оружия за Полярным кругом этот взрыв вошел тем, что дал ощутимое радиоактивное заражение окружающей местности и этим, по словам самих испытателей, «испортил биографию полигона».

Здесь надо пояснить, что наименее «чистыми» в радиационном отношении специалисты считают взрывы в атмосфере, когда огненный шар не касается поверхности земли или воды. Поэтому место испытаний как бы и «не загрязняется». Но все это, конечно, относительно, ведь поток радиации при взрыве никуда не исчезает — он все равно проникает в атмосферу. Кстати, самыми мощными и пагубными для окружающей среды планеты были американские взрывы, поскольку являлись наземными или приводными, когда заряд размещался на барже.

Испытания 7 сентября 1957-го принимала комиссия под руководством В.Ю. Гаврилова — представителя Минсредмаша. Зарядное устройство разместили на металлической вышке вблизи уреза воды все той же губы Черной. На акватории, на шести радиусах расставили корабли: эсминцы «Грозный», «Гремящий» и «Разъяренный», минные тральщики «Федор Митрофанов», «Павлин Виноградов», Т-218 и Т-219, подлодки Б-20, Б-22, С-19, С-20 и С-84. При этом подводные лодки Б-20 и Б-22 заняли позицию, погрузившись на дно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Книги похожие на "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Химаныч

Олег Химаныч - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Отзывы читателей о книге "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.