Роман Романов - Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека"
Описание и краткое содержание "Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека" читать бесплатно онлайн.
Художественная реконструкция обстоятельств Страшного Происшествия, случившегося за миллион или даже более лет до нашей эры само по себе является уникальным феноменом в жанре детективных расследований. Необходимой частью объективной реконструкции, основанной на известных науке фактах и закономерностях, является выдвижение и проверка фундаментальной Гипотезы.
Критическое предисловие и научно-популярный обзор теорий и признаков антропогенеза, предваряющие «сказку для младшего научного возраста», определяют масштаб поставленной перед расследованием задачи – определить начальные условия и стартовый механизм антропогенеза, то есть причины происхождения человека.
Дополняет сборник обзор теорий и признаков глоттогенеза, доказательно подтверждающий эвристическую силу предложенной научной гипотезы, которая снимает внешнее противоречие эволюционистского и креационистского подходов к происхождению человека.
(с) Р.Романов, 2008-11
Но вернемся к нашим приматам! Для проведения такого «эксперимента» по сексуально-социальному управлению в тропическом лесу необходим естественный отбор самых сексуально возбудимых, а также наиболее склонных к мимесису и эмпатии животных. Поскольку психическая энергия довольно ленивых лесных приматов менее всего тратится на инстинкты агрессии, погони, то вполне возможно переключить ее на дополнительное, сверх необходимости сексуальное возбуждение. Соответственно, на роль вожака при активном содействии «женской общественности» выдвигается не просто сильный, но и наиболее сексуально возбудимый самец. Ведь именно такое сочетание дает преимущество взрослым самкам при разделе общего пирога. Это, в частности, означает в среднем рост рождаемости и выживаемости, а значит усиление конкуренции при распределении пищи.
За счет роста численности стаи растет как изменчивость, так и естественный отбор из-за ограниченности пищевых ресурсов. А поскольку доступ к пище зависит от иерархии, построенной на основе повышенной сексуальной возбудимости и потенции, то именно эти признаки усиливаются и закрепляются естественным отбором. По всей видимости, именно поэтому наши ближайшие лесные родственники – шимпанзе, отличаются самой высокой интенсивностью половых контактов среди всех животных. При этом каким-то образом эта интенсификация половой жизни приматов сильно повлияла на интеграцию стаи. Во всяком случае, при малейшем сигнале опасности стая шимпанзе нападает на некрупного хищника как единое целое, мохнатый смерч с множеством мелких зубов и когтей. Либо все вместе поднимают невыносимый визг и вой, отгоняя более крупных чужаков. Либо также организовано спасаются отступлением на защищенные позиции.
Такая «сексуально-социальная» интеграция стаи оказывается достаточно эффективным механизмом для вытеснения из экологической ниши конкурентов и почти всех естественных врагов. А это, с учетом повышенной продуктивности самок, уже первый шаг к серьезному экологическому кризису. То есть к выполнению условия номер два для начала нового видообразования.
Возвращаясь к книге Д.Морриса «Голая обезьяна», напомним ту часть исследования Тела как Улики, которую мы отложили до обсуждения сексуального поведения. Моррис отмечает, что человек, по сравнению с шимпанзе и другими приматами, обладает гораздо большими по размерам половыми органами. Из этого можно сделать вывод, что у наших животных предков естественный отбор по данному параметру зашел весьма и весьма далеко. Следовательно, и по повышенной возбудимости, и по роли сексуального возбуждения для «социальной» интеграции в стае животные предки человека должны были сильно превосходить ближайших родственников – предков нынешних шимпанзе. Однако именно здесь следует заметить, что увеличенный по сравнению с другими приматами размер половых органов прачеловека не имеет никакого значения для собственно целей репродукции. Как и хвост павлина, этот «king-size» имеет исключительно символическое значение.
Еще раз, во избежание недоразумений и совершенно излишнего возбуждения, повторим: Дополнительно мобилизованные стаей приматов ресурсы полового инстинкта были необходимы для рождения прототипа социальной иерархии. Позы, характерные для репродуктивного поведения и даже утрированные, заимствованы для строительства иерархии вместо недостающих инструментов агрессии, как у большинства стайных животных.
У вожака стаи волков мощный оскал хищных зубов в отношении собрата не означает, что он собирается съесть младшего волка, а всего лишь «поставить на место» в стайной иерархии. Точно также эрегированный пенис вожака стаи приматов не означает, что он собирается кого-то поиметь в сексуальном смысле. А означает он, всего лишь, то же самое, что скипетр или жезл для вождя людей – символ власти. Все остальные «участники конвенции» из числа самцов вынуждены прятать свои «жезлы» в шерсти, а при приближении вожака принимать ритуальную позу, характерную для самки. Это то же самое, что и покорный изгиб шеи у волков – признание власти вожака. К собственно репродуктивному поведению все эти ритуалы имеют не больше отношения, чем ритуалы волков к настоящей охоте. Как выяснили этологи, именно вожаку и его ближайшим соперникам как раз и некогда этим заниматься, поскольку они постоянно выясняют отношения по поводу иерархии в стае. Так что чаще оплодотворяют самок молодые самцы, пользуясь неразберихой во время регулярных разборок на высшем уровне. Но это совсем малозначимые детали в контексте нашего расследования.
Таким образом, мы в целом удовлетворительно и без особых противоречий реконструировали происхождение и значение сексуально-социальной иерархии в стае приматов. Как и у других стайных животных, мы обнаружили замкнутый круг инстинктов: канал прямой связи – инстинкты агрессии и самозащиты, механизм обратной связи – чувственного поощрения на основе полового инстинкта, плюс третий контур поддержания устойчивости и баланса первых двух – на основе инстинктов мимесиса и эмпатии. Главное различие любой стаи приматов со стаей хищников или травоядных – в существенно большей развитости стайных инстинктов мимесиса и эмпатии, за счет сэкономленной психической энергии при малой агрессивности. Следствием повышенной эмпатии и сниженной агрессии становится заимствование внешних форм полового поведения в качестве ритуальных, символических «кирпичиков» для социальной иерархии стаи.
Еще один важный момент мы упустили, поскольку он напрямую не касался механизма «сексуально-социальной иерархии». Дело в том, что именно место обитания стаи приматов в тропическом лесу наиболее способствует развитию двух взаимосвязанных психологических функций – ощущающей и интуиции. На нижних этажах тропического леса всегда стоит полумрак, и чтобы издалека, раньше других обнаружить в густой листве или на лесной подстилке ягоды, грибы или насекомое, нужно особо зоркое зрение. Именно поэтому приматы выработали стереоскопическое зрение, в отличие от хищников. Второе приспособление – более глубокое различение цветов и оттенков, то есть налицо повышенное развитие функции ощущения. Благодаря этому возможно различение издалека съедобного от потенциального опасного – способность мобилизовать коллективный опыт предков, то есть повышенная животная интуиция.
Натренированные миллионами поколений приматов в тропическом лесу, эти механизмы обеспечили высокий уровень мимесиса и эмпатии, когда развитые созерцание и интуиция были направлены не только на внешнюю среду, а на других членов стаи. Разумеется, высокое развитие этих функций подготовило формирование самого первого «творческого меньшинства» после размыкания замкнутого круга «сексуально-социальной иерархии», прерывания спокойного течения жизни прачеловеческой стаи в первобытном тропическом раю. Но каким образом такое прерывание или размыкание могло произойти?
Представим себе, могло ли произойти прерывание ритуала показной агрессии и подчинения в стае волков? Как это можно себе помыслить? Ну не подчинился бы, проявил молодой волк не покорность, а агрессию в отношении вожака? Так ведь это регулярно случается, и результатом может стать даже смерть одного из соперников. Но такая показательная смерть только укрепит ритуальную дисциплину среди оставшихся.
То же самое и в стае приматов. Ну не присел, например, молодой самец в позу самки? Или даже самка из-за плохого настроения откажется совершить публичный ритуал подчинения в форме банального полового акта? Ну, получит за это тумаков от вожака. Ну, пошумят, повизжат товарки насчет неподобающего поведения. Ну, посидит в стороне, в кустах, поголодает пару дней. Голод не тетка, рано или поздно вернется и подставит зад вожаку, как положено по иерархическому регламенту стаи. Ну, даже если и вовсе сойдет с ума, и больше не вернется, тогда просто умрет от голода или, скорее, будет растерзана хищниками без защиты стаи. Так что никакого прерывания «замкнутого круга» не случится, а только укрепление ритуальной иерархической дисциплины за счет очищения коллектива. То есть само по себе спонтанное изменение стереотипа поведения части особей не может повлиять на ситуацию в стае. А если вдруг поражение психики из-за болезни или иного фактора настигло большинство членов стаи, тогда погибнет вся популяция, но искомого результата усложнения социальной структуры все равно не случится.
Может быть, нам в наших рассуждениях поможет напоминание о том, что для начала видообразования, в том числе антропогенеза, нужны два условия – не только экологический кризис, но и мутация. Так, может быть, прерывание цепочки инстинктов могло случится из-за структурной мутации, препятствующей тому или иному инстинкту. Такие мутации при экологических кризисах – рост популяции при ограниченных ресурсах пищи, что ведет к стрессам, – действительно не так уж редки. Но врожденные патологии – например, импотенция самца или сухорукость, просто резко снижают шанс на выживание, отбрасывая вниз по иерархической лестнице. Хотя где-то мы уже близко к разгадке. Действительно, в случае какой-то патологии, структурной мутации особь может оказаться в самом низу «лестницы», но не вне иерархии. Потому что уж принять позу ритуального подчинения сможет инстинктивно даже слепоглухонемая особь, если вдруг доживет до половой зрелости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека"
Книги похожие на "Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Романов - Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека"
Отзывы читателей о книге "Заповедь субботы. Новый подход к происхождению человека", комментарии и мнения людей о произведении.