Константин Воронин - На черноморских фарватерах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На черноморских фарватерах"
Описание и краткое содержание "На черноморских фарватерах" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Военные действия против Черноморского флота 22 июня 1941 года гитлеровцы начали с интенсивных минных постановок, осуществляя их силами авиации. В борьбу с минной опасностью без промедления вступили моряки кораблей и береговых подразделений Охраны водного района Севастополя и других баз. Об их героизме и мужестве, раскрытии секретов новейших германских мин, участии овровцев в десантных операциях рассказывает эта книга. Заключительная глава посвящена послевоенной учебе и службе моряков соединения, продолжающих славные традиции фронтовиков. Военно-исторический очерк предназначен массовому читателю.
В обороне Кавказа Черноморскому флоту отводилась важная роль. Гитлеровцы, захватив крымские и кубанские аэродромы, наносили массированные удары по советским морским коммуникациям, аэродромам и военно-морским базам. Но и в этих условиях флот продолжал с честью выполнять поставленные перед ним задачи. Черноморцы активно содействовали войскам Кавказского и Северо-Кавказского фронтов в оборонительных боях, обеспечивали свои коммуникации вдоль Кавказского побережья, нарушали морские сообщения противника[74].
После оставления Севастополя и перехода кораблей в порты Кавказского побережья ОВР главной базы был расформирован[75], а из его состава сформирована бригада траления и заграждения (командир контр-адмирал В. Г. Фадеев), в которую вошли 10 быстроходных тральщиков, 17 малых охотников, 2 минных заградителя, парусно-моторная шхуна «Сухуми», судоремонтная мастерская и 2 катерных тральщика. Кроме того, 7 катерных тральщиков и 3 тральщика были переданы в ОВР Потийской ВМБ; 9 катерных тральщиков — в ОВР Туапсинской ВМБ; 8 малых сторожевых катеров — в ОВР Новороссийской ВМБ.
Задачи, которые решали в этот период соединений ОВР, практически оставались прежними: противолодочная, противокатерная, противоминная и противодесантная оборона военно-морских баз, обеспечение безопасности плавания по фарватерам и рекомендованными курсами, выхода и входа в базы, несение дозорной службы, конвоирование транспортов, высадка разведчиков на занятое противником побережье.
Выполнение этих задач осложнялось тем, что, во-первых, многие корабли требовали ремонта. Судоремонтные мастерские не оправлялись с таким большим объемом работ, не хватало запасных частей. Только благодаря поистине героическим усилиям рабочих ремонтных мастерских и моряков кораблей удавалось ускорить возвращение их в строй. Во-вторых, сказывались потери, понесенные в период обороны Севастополя: 3 быстроходных тральщика, тральщик, 4 катера-охотника, 12 малых катеров, 7 катерных тральщиков. Пополнения пока не предвиделось[76]. В-третьих, ОВР продолжал и теперь нести большие потери в кораблях и людях. Не проходило и дня, чтобы корабли не подвергались атакам с воздуха.
14 августа 1942 года БТЩ «Взрыв» (командир старший лейтенант Н. Ф. Ярмак), на борту которого находился военком 2-го дивизиона тральщиков батальонный комиссар Н. Т. Елисеев, эвакуировал из Анапы личный состав и имущество учебного отряда погранохраны НКВД. Вечером тральщик вышел из Кабардинки в Анапу. В районе устья реки Озерейки три Ю-88 атаковали корабль. Артиллеристы и пулеметчики встретили их интенсивным зенитным огнем. Одному самолету удалось прорваться сквозь стену огня и сбросить четыре бомбы. Две из них разорвались в десяти метрах от борта, а две попали в корабль. Тральщик сильно пострадал, возник пожар. Горели каюты командного состава, ходовая и радиорубка. От встряски корпуса вышло из строя рулевое управление. Корабль покатился влево с креном на правый борт [77]. Командир тральщика старший лейтенант Ярмак и штурман лейтенант А. И. Ильюшин были смертельно ранены. Тяжелое ранение получил батальонный комиссар Елисеев. В командование тральщиком вступил помощник командира лейтенант П. Д. Бровенко.
Главный командный пункт перенесли на палубу. Приказания в машинное отделение стали передавать голосом. С электрического управления рулем перешли на ручное.
Донесения на ГКП корабля поступали одно тревожнее другого: о пожаре в носовых помещениях, о затоплении носового запасного отсека, кладовой и артпогреба. И на каждое следовали четкие приказания о мерах по ликвидации пожара, о затоплении погреба с артбоезапасом, переносе раненых на ют, ремонте механизмов.
Личный состав на боевых постах действовал без паники и суеты. Командиры машинных отделений старшины 2-й статьи П. М. Ширягин и В. А. Филимонов управляли работой главных двигателей. Из-за повреждения контрольных приборов мотористы определяли состояние работающих механизмов на слух.
Краснофлотцы моторист А. И. Подольский и электрик Г. И. Деркач запустили дизель-генератор, трюмный машинист краснофлотец П. М. Голованов, устранив повреждение, пустил в работу трюмно-пожарный насос № 2, а моторист краснофлотец Г. Б. Андрющенков — трюмно-пожарный насос № 1. Котельный машинист П. М. Шугайло вынес из горящего помещения тяжелораненого краснофлотца В. Ф. Попова, провалившегося после взрыва бомбы в пролом на полубаке. На электростанции устранял повреждения командир отделения электриков старшина 2-й статьи С. И. Служенко.
Однако главной опасностью для корабля оставался пожар, быстро распространявшийся по помещениям и палубам. На помощь подошел буксир «Симеиз» [78]. Он стал на якорь в 5–7 метрах по корме тральщика и начал тушить огонь. Команда буксира под руководством его капитана старшего лейтенанта В. А. Вечного помогла экипажу тральщика справиться с огнем. Корабль отбуксировали в Хопи и поставили в ремонт.
В 1942 году катера-охотники и торпедные катера интенсивно использовались для высадки групп разведчиков, для чего они сделали 65 выходов.
9 сентября катера-охотники «МО-081» (командир старший лейтенант С. Г. Флейшер), «МО-091» (командир старший лейтенант В. Е. Москалюк) и «ТКА-54», приняв две группы разведчиков под командованием капитана Н. А. Собченюка и старшего политрука И. П. Либова, с наступлением темноты вышли в район Южной Озерейки[79]. Переход прошел успешно, без противодействия со стороны противника. Высадив разведчиков с помощью шлюпок, катера отошли от берега и легли в дрейф.
Группе старшего политрука Либова сопутствовал успех. В Южной Озерейке в короткой схватке с гитлеровцами разведчики убили коменданта, несколько офицеров в караульном помещении, взяли документы, уничтожили пулеметную точку. Выполнив задачу, группа отошла в заранее условленное место сбора.
Вторую группу под командованием капитана Собченюка при подходе к Глебовке гитлеровцы обнаружили. Завязалась перестрелка, продолжавшаяся несколько минут, после чего разведчики оторвались от противника и пришли на место встречи с первой группой.
С помощью шлюпок моряки сняли с берега всех разведчиков и благополучно доставили в Геленджик.
Для объединения усилий войск и флота, оборонявших Новороссийск и Таманский полуостров, 17 августа 1942 года был создан Новороссийский оборонительный район. В его состав вошли 47-я армия, Темрюкская, Керченская и Новороссийская военно-морские базы и морская авиационная группа Черноморского флота. Перед войсками района стояла задача не допустить прорыва противника к Новороссийску с суши и с моря. При этом оборона города с моря возлагалась на соединения и части Новороссийской ВМБ, береговую артиллерию и авиацию Черноморского флота.
Новороссийской военно-морской базе подчинялось соединение ОВР, в состав которого входили 4-й дивизион малых охотников (17 единиц), 3-й дивизион сторожевых катеров (8 единиц), 6-й дивизион катерных тральщиков (16 единиц), один буксир «Кабардинец» и охрана рейдов[80]. Все дивизионы и охрана рейдов базировались в Новороссийске, а позднее перешли в Геленджик. Командовал соединением капитан 3 ранга П. П. Давыдов, начальником политотдела был капитан 2 ранга К. Ф. Сорокин, начальником штаба — капитан 3 ранга М. А. Лепакин, а с 10 октября 1942 года — капитан-лейтенант А. А. Станский.
Спустя несколько дней, 23 августа 1942 года, в целях объединения всех сил и средств для борьбы с врагом в районе Туапсе был создан Туапсииский оборонительный район.
На туапсинском направлении оборону с суши осуществляли войска 18-й армии и части морской пехоты Черноморского флота. С моря район Туапсе прикрывали корабли и артиллеристы Туапсинской ВМБ. Этой базе подчинялся ОВР, в состав которого вошли 5-й дивизион малых охотников (14 единиц), 7-й дивизион сторожевых катеров (13 единиц), 4-й дивизион тральщиков (5 единиц), отряд сторожевых катеров (5 единиц), 9-й дивизион катерных тральщиков (12 единиц), охрана рейда Туапсе (командир капитан-лейтенант Б. Д. Берначук) и охрана рейда Сочи (командир капитан 3 ранга А. В. Пичугин). Все дивизионы кораблей базировались в Туапсе, за исключением 7-го, который базировался в Сочи. Во главе ОВР стояли командир капитан 2 ранга Д. Г. Чернов, замполит капитан-лейтенант В. П. Медведев, начальник штаба капитан 3 ранга А. А. Керн[81].
Организация обороны Новороссийска и Туапсе с моря осуществлялась силами и средствами ОВР. Она включала и оборонительные минные заграждения, выставленные на подступах к портам в первые дни войны. Входы в них прикрывались боковыми заграждениями с противолодочными сетями. Корабельные дозоры и береговые наблюдательные посты вели наблюдение в пределах операционных районов военно-морских баз. Силы и средства соединений ОВР взаимодействовали с артиллерией береговой обороны баз.
С наступлением темного времени суток для усиления базового дозора на поиск торпедных катеров противника высылались катера-охотники и торпедные катера, а прожектора и артиллерия находились в готовности к немедленному отражению врага. Перед выходом транспортов в море катера-охотники проводили поиск в пределах операционной зоны базы и по маршруту следования судов с расчетом закончить его за два часа до подхода советских кораблей к порту назначения. Все эти мероприятия обеспечивали безопасность плавания транспортов по фарватерам Новороссийской и Туапсинской военно-морских баз.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На черноморских фарватерах"
Книги похожие на "На черноморских фарватерах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Воронин - На черноморских фарватерах"
Отзывы читателей о книге "На черноморских фарватерах", комментарии и мнения людей о произведении.