» » » » Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия


Авторские права

Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
История русской риторики. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-89349-244-6, 978-5-02-002790-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История русской риторики. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "История русской риторики. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия по истории русской риторики включает многие впервые публикуемые материалы рукописных риторик XVII‑XVIII вв., а также ставшие библиографической редкостью учебники XVIII – первой половины XIX в. Историко-филологический комментарий позволяет познакомиться с биографиями и творчеством основных ученых-риторов, профессоров академий и университетов.

Хрестоматия может быть полезна учителям-словесникам, преподавателям риторики в средней школе, а также специалистам-филологам.






Аще кто недовольне и несовершенне будет научился яже грамматикии и пиитики и ритории и самыя философии, не может прямо… разумети (речения).

Сама писания внешних философов и ритор велелепне воспевают величество… безсмертия.

(Максим Грек, XVI в.)

Ни пророци, ни учителие изряднии, ни книжницы премудрии, ни ветии словеснии научиша ны в познании таковыя превеликия божественныя благодати.

(Книга Степенная царскаго родословия, 1560-е годы)

Подобен есть древним ритором и великому Златоусту.

(Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова, XVI в.)

… И избраша от восточных церквей ритори, мужи во благочестивых догматех сияющь.

(Князъ А. Курбский. История о осьмом соборе, XVI‑XVII вв.)

Не везде есть полза мудростно и витийно и потаенно писати и ведомостныя дела закрывати, но достоит явственно и просто начертовати, да всяк знает и разумеет.

(Повесть о внезапной кончине государя Михаила Федоровича, XVII в.)

Состоится философия седьмию мудростми:… вторая – речьточец, еже суть витийское препирателное толкование.

(Козмография, XVII в.)

Вития – хитрословец.

Оратор – краснословец, еже есть ритор и вития.

Ритор – речеточец, ведый добре и писати и глаголати.

(Алфавит, XVII в.)

[Об Иване Грозном] Бысть же и в словесней премудрости ритор естествословен и смышлением быстроумен, доброзрачен же и благ, дерз в воинстве.

(Федор Грибоедов. История о царях и великих князьях земли Русской, 1669.)

Риторски учение

Смыслов благих течение.

Действо, кое в ней пространно,

Глаголется все сохранно,

………………………………………

витийство слов ся имеет,

изрядство всем людем деет.

(Карион Истомин. Полис си есть град царства,

1694.)

Оратор – витиа, ритор, иже знает хорошо говорить.

(Лексикон вокабулам новым, нач. XVIII в.)

Двусложные слова, обозначающие положительные качества речи

Слова с корнемБлаго-

Выше елиньскаго наказания апостольскую мудрость изволиша святии мученицы, кънигы ветиискыя оставивъше и ловьствьную приимше, тамо бо благоязычья глагол.

(Стихирарь, XII в.).

За благоглаголание бо их и за благословесие, яко сирины, вожьгуть сердця безлобным.

(Физиолог, XV в.)

И юного душю разными словесы и наказании акы некыми лечьбами благохитрене врачюя, не прежде отьиде, дондеже ему первое здравие дарова.


Кто беспечален, кто благоязычен, кто неповинен, кто составлен своим помыслом.

(Великие Минеи-Четьи, собранные митрополитом Макарием, XVI в.)

(Царевна Ксения) воистинну во всех женах благочиннейша и писанию книжному навычна, многим цветуще благоречием (вар. благоречением), воистинну во всех делех чредима.

(Повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского, XVII в.)

Состоится философия седмию мудростми… седмая еже есть святая писания толковати и благоглаголати и писати.

(Козмография, 1670.)

Благоречие – Facundia. Dicendi facultas (дар слова, умение говорить. – A. B)

Благоречив – Facundus. Eloquens. Facundia affuens (имеющий дар слова, красноречивый. – А. В.)

Благоязычие – Facundia. Suauitas sermonis. Recta loquendi facultas (дар слова, приятность беседы, искусство правильно говорить. – А. В.)

(Епифаний Славинецкий, Афанасий КорецкийСатановский. Лексикон словено-латинский, XVII в.)Слова с корнемДобро-

Иже в кротости пожиша и в добрословьи уста своя учиниша. Грътанъ сладъкъ умножить другы, и язык доброглаголив умножить добру беседу.

(Изборник, 1076)

Дивныи же Тит сь, философь и доброязычник и воиник купно.

(Хроника Георгия Амартола, XI в.)

… глухим слух даровахъ и немыя доброглаголевы створих.

Ныне вся доброгласьная птиця церковных ликов гнездяще веселятся.

(Кирилл Туровский. Слово в новую неделю по пасце. XII в., сп. XIV в.)

Буди добрословьн и чьстив к всем.

(Сборник слов и поучений, к. XII – н. XIII в.)

Вьсь образъмь красьн, въсь добробеседьн, своим люб.

(Слово Иоанна Златоуста. Успенский сборник, XII‑XIII вв.)

А иже язык доброглаголив имеет, а душа его непоставъна и ненаказана, то неприятен есть.

(Пчела, к. XIV в.)

Доброречием языка в петии и во глаголании и чтении.

(Устав монастырский Нила Сорского, XV в.)

Благая словеса от благаго скровища сердецьнаго исходят: аще кто не очистит сердца его от злословия, добробеседовати не может.

(Пролог, XV в.)

Язык доброглаголив умножить добру беседу.

(Сирах. VI, 5. Библия новгородского архиепископа Геннадия, 1499)Слова с корнемКрасно-

Сию же науку [риторику] сладкогласием или краснословием нарицает, понеже красовито и удобно глаголати и писати научает.

(Первая русская Риторика, 1620.)

К таковым бо женам мнози человецы прелщают: ов – добролепием жен, ов – разумом… ин – красноглаголанием и дарованием и прочими лестми прелщаются.

(Беседа отца с сыном о женской злобе, XVII в.)

Люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речь красить, понеже не словес красных Бог слушает… но любви с прочими добродетельми хощет; того ради и я не брегу о красноречии.

(Житие протопопа Аввакума, 1673.)

Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом последующе, поживите.

(Аввакум. Книга толкований и нравоучений, 1677.)

Красноглаголание – Eloquentia. Facultas oratoria. Ars oratoris. Ars rhetorica.

Красноглаголатель – Оратор. Rhetor. Eloquens.

Красноглаголный – Oratorius.

(Елифаний Славинецкий, Афанасий Корецкий-Сатановский. Лексикон славяно-латинский, XVII в.)Слова с корнямиСладко– и Светло-

Уста сладкоглагольная.

(Минеи, 1097.)

Сладоречиве издригающим (произносящим. – А. В.) слово благо и источаюштиим словеса Господня пречиста.

(Великие Минеи-Четьи, собранные митрополитом Макарием, XVI в.)

Аз же [риторика] дамся вам з быстрым светлоречием, аз бо мудрость есмь сладкогласнаго речения, аз сладость дивнаго чиновнаго сказания… Аз бо младыя научаю и старый умудряю… и ко всякому речению светлости словесныя придавати, и сладости исполняти, и слышащих всех удивляти…

(Сказание о седми свободных мудростех, до 1620)

Кrasomowstwо – красноглаголание, доброречие, лепословие, благоязычие, ветийство, риторство, добровещание, сладкоглаголание, вымова.

(Лексикон полоно-словенский, 1670.)Слова с корнемХитро-

Ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжа… ни хитроречия не навыкох.

(Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым, н. XV в.)

Oratio, oratiuncula – молитва, слово, речь.

Orator – ритор, оратор, ветий, хитрословец, речесловец.

Oratorius – риторский.

Oratrix – молитвенница, хитрословница.

(Епифаний Славинецкий. Лексикон латинский, 1650.)

Krasomowca – ритор, ветий, красноглаголив, лепослов, благоречив, добровещатель, сладословесный, вымовный, хитрословесный, речеточец.

(Лексикон полоно-словенский, 1670.)

Двусложные слова, обозначающие отрицательные качества речи

Празднословесъе от празднодеания раждаеть ся.

(Пандект Антиоха Черноризца, XI в.)

Злословяи отца и матерь угашает светилник свои.

(Великие Минеи-Четьи. Пандекты Антеокта, XI в., сп. XVI в.)

Ведаше бо, яко Давыд и Съломон ласканием приаста цесарство Израилево, и сын его Равоамь погуби жестословием своим.

(История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе, XI в., сп. XVI в.)

Он еже непразден ходити, аз же в лености мнозе, он еже не празднословити и не осужати, аз же осужати и празднословити.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История русской риторики. Хрестоматия"

Книги похожие на "История русской риторики. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Аннушкин

Владимир Аннушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "История русской риторики. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.