Авторские права

Кирсанов В.Н. - АХМАТОВО

Здесь можно скачать бесплатно " Кирсанов В.Н. - АХМАТОВО" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЧП Туршевой, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
АХМАТОВО
Издательство:
ЧП Туршевой
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "АХМАТОВО"

Описание и краткое содержание "АХМАТОВО" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемое читателю издание представляет собой историко-краеведческий очерк о селе Ахматово и новое повествование, посвященное алатырскому периоду жизни всемирно-известного скульптора С. Эрьзя.

В основу публикации положены сведения, взятые из ранее опубликованных источников, материалы Алатырского районного муниципального архива, Ахматовской сельской администрации, Ахматовской средней школы, воспоминания жителей, личные архивы.

В книгу включены две главы Ахматово и Эрьзя в Алатырском Присурье.

Надеемся, что книга вызовет широкий интерес исследователей истории Алатырского края и рассчитана на широкий круг читателей.






Детские воспоминания начала 50-х годов прошлого века подтверждает это. Жители близлежащих сел говорили: "пойдем в город, в город и все". Город - Ош.

В 1237 году монгольское нашествие вслед за Волжской Болгарией сметает и мордовские поселения в бассейне рек Сура и Алатырь.

Но жизнь здесь не прекратилась, она лишь замерла.... на столетия. Латор-ош перешел в разряд небольших поселений.

В 1257 и 1273 годы монгольская администрация проводит перепись мордовского населения. "В низовьях бассейна реки Алатыря в 1361 году возникло владение Булат Темира".9

Новая страница в истории Алатыря и близлежащих поселений связывается с приходом в эти края летом 1552 года войск Ивана Грозного в его третьем Казанском походе. Встреча нескольких войсковых колонн была назначена на поле за Алатырем".10

Основание города Алатырь было важным шагом по укреплению русской власти в крае. В XVI столетии по левому берегу Суры появилось много русских поселений.

"В начале XVII века начинается активная миграция на земли Сурско-Алатырского бассейна, именно на эти годы приходится основной поток переселенцев из мордвы".11

Приход значительного числа русских поселенцев в Алатырское Присурье привел в ряде населенных пунктов к обрусению мордвы. В 1619 году богатые рыбные ловли на реке Алатырь у села Ахматово и Баево перешли в собственность Свято-Троицкого мужского монастыря.

"В 70-годах XVII века завершился этап (послемонгольского) заселения края преимущественно за счет эрзянского населения и небольшой части русского. В крае сложилась определенная система этнических, административно-военных и социально-экономических отношений. Административным центром становится город Алатырь".12

С XVI по XVIII века завершился процесс становления населенных пунктов Алатырском крае.

Учитывая древние корни села Ахматово и тот факт, что неоднократно менялось его название (Ахматово-Баево, Ахматово) возможно были и другие названия и учитывая то, что есть сведения об основании села Баево в XVI веке, можно сделать предположение, что селу никак не меньше 450-500 лет.

Ахматово. Откуда пошло это название?

Ахматово? Вот так сразу и не ответишь.

Можно сделать несколько предположений.

Ахмат - имя тюркского происхождения и возможно с этим именем одного из представителей татаро-монгольской администрации следует связывать название села.

Среди других бытует и такая легенда.

Где-то на рубеже XIII-XIVв в Алатырское Присурье прибыл татарский отряд для сбора дани. Его возглавлял сотник Ахмат.

Ахмату со своим отрядом предстояло объехать обширную территорию и не только обложить население данью, но и собрать ее.

Дань собиралась в натуральном виде - мед, зерно, скот, орудия труда. В счет уплаты дани шли и люди. Их так и звали - данники.

Объехав одну часть закрепленной за ним территории, Ахмат отъезжал на другие места.

В одном из поселений, в числе невольников оказалась эрзянская девушка по имени Киля.

На привале Ахмат обратил на нее внимание. Да и как было не заметить ее? Ведь она была необыкновенна собой.

Родителям большой семьи пришлось отдать ее в счет уплаты долга, а возможно сборщики дани, приметив ее красоту и стать, взяли ее силой, чтоб потом выгодно продать.

Через несколько дней пути Ахмат пожелал видеть девушку в своем шатре.

Ее привели под вечер.

Войдя в шатер гордой походкой, Киля слегка наклонила голову и смело глянула в глаза Ахмата.

Не привыкший к такому смелому обхождению, Ахмат немного растерялся, а затем, смущаясь, предложил ей место на расстеленном ковре. Предложил одним движением руки, а сам впал в какую-то задумчивую дрему.

Что это такое?

Неужели мгновенный взгляд ее пронзительных глаз растопил лед его сердца и он, привыкший повелевать и карать, вдруг ощутил себя беззащитным.

Были до этого у него и другие невольницы, но эта.....

Она перевернула всю его душу. Все это произошло в какое-то мгновение.

"Как тебя звать? " - только и смог вымолвить Ахмат, переведя дыхание. В ответ - тишина и только спустя время, после затянувшейся паузы, последовало тихое: "Киля".

В этот вечер они больше не говорили ни о чем, и через некоторое время Ахмат отпустил Килю. Ахмат отпустил ее, и сам задумался крепко, задумался всей душой.

Вспомнил детство в кочевой кибитке, потом чуть подрос, пересел на коня и все.... Ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестер, ни жены, ни детей. Одни походы, штурмы и пожары городов. Весь в войне. Война позади, война сейчас, война впереди.... Стоп, стоп - ну не всегда же, наверное, должна быть война? Есть на свете еще что-то кроме войны?

Раздумья.....

И вот из глубины сознания стало что-то всплывать, что-то завертелось, закружилось....и четко проявилось в виде женского лица.

Я где-то ее уже видел?

Да, конечно!

Ведь это она, да она, она Киля.

Потрясенный видением, Ахмат еле пришел в себя и лишь под утро забылся в тревожном сне.

На другой день, да и в последующие вечера Ахмат приглашал Килю к себе в шатер.

Под воздействием лучистых глаз Кили лед Ахматова сердца постепенно таял.

И вот наступило время, когда сердце, освободившись от сковывавшей его стужи, забилось ровно и спокойно.

Решение пришло само собой. Хватит войны, хватит крови, хватит людских страданий. Ведь на свете есть много всего хорошего и прекрасного.

Киля заметила перемену в настроении и поведении Ахмата. Она поняла, что очень нужна ему и только она одна может помочь ему.

Об этом и многом другом мирно текли их беседы.

Ахмат не вернулся в орду. Вместе с Килей они основали небольшое поселение на берегу быстрой извилистой речки.

Это мы потом узнали, что речка называется - Алатырь. А поселение - Ахматово.

Есть и другие версии. Работа над мордовскими источниками по истории села показала, что в эрзянском крае Ахматово не единственное село. В Алтышевском районе есть село Ахматово на речке Ахматовке.

В 1695 году жители деревни Малая Кулясовка "сбежали неведомо куда", а ее "земли и сенные покосы" в 1696 году перешли помещику Якову Ахматову".13

Яков Ахматов наверняка владел не одним селом, ведь к этому моменту он уже был помещиком и поэтому с полной определенностью название села можно связывать с его именем.

Есть и такая легенда.

Старейший житель села Баево, основанного не позднее 16 века, Андрей Федорович Кудашкин рассказывал, что у старика Бая было 3 сына и 2 брата - Мирон и Ахмат.

Бай поселился за озером Долгое (Эрьне), которое расположено в долине реки Алатырь, но не прижился здесь.

Местом поселения своей многочисленной семьи Бай избрал речку Ладга, впадающую в Алатырь.

С веками это поселение превратилось в село Баево. Именем Ахмата названо село Ахматово, а именем Мирона - село Миренки.

Сейчас речка Ладга (Ладыга) в виде небольшого ручья протекает по дну глубокого оврага, который разделяет, а может объединяет села Баево и Ахматово.

Как бы там ни было Ахматово живет под тем именем, которое ему дали наши предки. Спасибо им и за это!

Под своим именем.

Село Ахматово, как и абсолютное большинство других поселений Алатырского Присурья, крайне редко упоминается в доступных краеведам источниках. Это вполне объяснимо. Бунташный XVII век, многочисленные восстания, в конечном итоге, приводили к уничтожению документов. Поэтому, что собрано по крупицам - всё идет в дело.14

Век XIX оказался щедрее на информацию.

Изучая экономические взаимоотношения в Симбирской губернии, находим: "У оброчных крестьян имения Тургеневых в селе Ахматово Ардатовского уезда сумма денежного оброка к 1819 году поднялась до 30 рублей с тягла, но женщины того же села обязаны были отправлять холсты в Москву их владелице".15

Для нас важен не размер оброка, а то, что имеются сведения о селе.

Более двадцати лет тому назад, в 1980 году в Государственный архив Ульяновской области из Ахматова поступил запрос "О наличии сведений по истории села". Через некоторое время из Ульяновска пришла тематическая справка.

К сожалению, следует отметить, что в этой справке налицо некоторые неточности, но глубоко поразмыслив над ней и систематизировав её содержание, можно несколько расширить наши познания о селе Ахматово. И так, - по печатным источникам справочно-информационного фонда Госархива Ульяновской области следует, что "в самом раннем Списке населенных пунктов Симбирской губернии по сведениям 1859 года значится в составе Ардатовского уезда село Ахматово (Баево) при реке Алатырь, впадающей в Суру, расположенное по почтовому тракту в город Алатырь, в одиннадцати верстах от уездного города Ардатова. Село владенное, по разряду крестьян - помещичье. Число дворов по состоянию на 1859 год - 97 с числом жителей 385 человек мужского пола и 360 - женского пола.

Первоначально население в селе Ахматово было мордовское, но постепенно мордва обрусела, так как долгое время жила смешанно с русскими. Все мордва - христиане.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "АХМАТОВО"

Книги похожие на "АХМАТОВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кирсанов В.Н.

Кирсанов В.Н. - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Кирсанов В.Н. - АХМАТОВО"

Отзывы читателей о книге "АХМАТОВО", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.