» » » » Роман Ганжа - Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко


Авторские права

Роман Ганжа - Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко

Здесь можно скачать бесплатно "Роман Ганжа - Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко"

Описание и краткое содержание "Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко" читать бесплатно онлайн.



Рецензия на книгу Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко







 Рецензия на книгу Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко

Общая редакция и послесл. В. А. Подороги. Пер. с франц. Б. М. Скуратова - М.:

"Логос", 1998. - 264 с.; тираж 5000 экз.; серия "Ecce homo".

Похоже, наиболее эффективным чтение этой книги окажется для математиков, особенно специалистов по топологии. Книга перенасыщена математическими аллюзиями и многочисленными вариациями на тему пространственных преобразований.

Можно без особых натяжек сказать, что книга Делеза посвящена барочной математике, а именно дифференциальному исчислению, которое изобрел Лейбниц. Именно лейбницевский, а никак не ньютоновский, вариант исчисления бесконечно малых проникнут совершенно особым барочным духом. Барокко толкуется Делезом как некая оперативная функция, или характерная черта, состоящая в беспрестанном производстве складок, в их нагромождении, разрастании, трансформации, в их устремленности в бесконечность. Образуемая таким образом бесконечная складка (сразу напрашивается образ разросшейся до гигантских размеров коры головного мозга) имеет как бы две стороны или два этажа - складки материи и сгибы в душе.

Тяжелые массы материальных складок громоздятся под действием внешних сил, а затем организуются в стройную систему согласно внутренним изгибам души. Декарт использовал совершенно иной принцип монтажа: для него материя характеризуется прямолинейной протяженностью, а душа - "прямизной", выправляющей любые душевные "наклонности".

Благодаря такой строгой геометричности материя и душа нигде не пересекаются,  разве что посредством шишковидной железы, явно имеющей характер мистического трансцендентного агента (это напоминает кукольный мультфильм, где не обойтись без руки кукловода, не попадающей в кадр). Лейбниц в этом смысле - сторонник рисованной мультипликации (сам термин "мультипликация" происходит от латинского  слова "plica" - "складка" - и может толковаться как "умножение складок"), которая иначе называется "анимацией", то есть "одушевлением".

И это не случайно, так как центральное место в барочном монтаже занимает мотив одушевления материи. Рисовальщик (аниматор) использует принцип предустановленной гармонии: если в рисованном мультфильме собаку бьют палкой, то она взвизгивает от боли без всякого внешнего вмешательства - только потому, что ее реакция заранее предусмотрена в сценарии фильма. В кукольном мультфильме для этого требуется еще и движение длани кукловода.

В лейбницевском сценарии материя представляет собой бесконечно пористую, губчатую или полостную текстуру - без пустот и без нижней границы деления. В каждой полости находится следующая полость: в каждом теле, каким бы малым оно ни было, содержится некий мир, а вся Вселенная подобна пруду материи, где можно наблюдать струи и волны. Тела по сути своей эластичны: при увеличении внешнего давления они твердеют, при уменьшении становятся более текучими и распыляемыми - но не на атомы, а на более мелкие складки, всегда сохраняющие некоторую степень связности. Однако распыление есть одновременно и сжатие, поскольку тело "раскладывается" не в пустоту, а в плотную массу других тел.

При этом материя повсеместно заселена живыми организмами, которых в ней не меньше, нежели неорганических частей. Для понимания этой мысли более всего подходит образ пруда или садка, кишащего рыбками, причем в каждой рыбке сложено бесконечное количество таких садков.

В любом наимельчайшем организме имеется своя душа. Она локализуется в теле согласно правилу проекции в "точку" тела. Проецируется же она с изнаночной стороны бесконечной материальной складки или, лучше сказать, с верхнего этажа, который она сама и образует. Рассматривая тело как математический объект, барочная математика избавляется от аристотелевской оппозиции формы и материи.

Теперь объектом является не форма, а вариация - некая функциональная зависимость, характеризующая целое семейство кривых или плоскость с переменной кривизной. То же самое происходит и с субъектом, традиционным носителем души.

Субъект - это тот, кто пребывает в точке зрения (это привычное для нас понятие возникло именно благодаря Лейбницу). Последняя есть не что иное, как фокус вогнутости, характеризующий некую вариацию, то есть это точка, относительно которой только и может быть определен закон вариации. Таким образом, душа включает возможность выявления истины, или закона некой серии событий, и она же делает эту серию актуальной. Это означает, что мир как бесконечный горизонт событий становится актуальным только в сгибах выражающей его души.

Делез фактически делает явной дедуктивную работу, посредством которой Лейбниц вводит центральный для своей философии концепт монады. Монада - метафизическая точка, которая, будучи спроецированной в тело, дает точку зрения. Лейбниц отрицает существование единой и универсальной точки зрения, в которой весь мир был бы актуальным. Мир начинается заново в каждой монаде. Так, мир, где Адам согрешил, существует только в согрешившем Адаме. Безгрешный Адам делает актуальным иной возможный мир, несовозможный первому.

Наверное, многие помнят слова Аверинцева о том, что аристотелизм - это внутренняя форма европейской цивилизации. Если это так, то Делез с помощью Лейбница борется против всей европейской цивилизации в лице Аристотеля. Барокко выворачивает аристотелевскую форму наизнанку, обнаруживая кругом действия неких сил. Далее, аристотелевский предикат - это атрибут, который обозначает сущность и выражает качество.

Лейбниц отказывается как от определения предиката через качество, так и от определения существующего субъекта как сущности. Отныне субъект определяется через свое единство, а предикат - как глагол, выражающий действие или претерпевание. Традиционная схема "субъект-копула-атрибут" меняется на "субъект-глагол-дополнение". В барочной грамматике предикат - это не атрибут, а отношение и событие. Поэтому, скажем, невозможно свести "я мыслю" к "я есмь мыслящий". В этом смысле Лейбниц продолжает революционную линию стоиков, очерченную Делезом в "Логике смысла".

В целом книга Делеза - это сценарий полнометражного мультфильма, написанный в соавторстве с Лейбницем. В этом "мультике" мы не увидим устойчивых и правильных форм, а также единого пространства, в котором бы действовали персонажи-марионетки. Здесь будут лишь проблески отчетливых восприятий в густой пелене смутных образов, проступающих сквозь тяжелые драпировки, написанные крупными, громоздящимися друг на друга мазками. То мы видим Рубикон глазами Цезаря и почти ощущаем сырость в ногах, то вдруг перед нами предстает райский сад и мы чувствуем непреодолимое желание вкусить плода от древа познания.

Роман Ганжа



На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко"

Книги похожие на "Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роман Ганжа

Роман Ганжа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роман Ганжа - Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко"

Отзывы читателей о книге "Рецензия на Складка. Лейбниц и барокко", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.