Юрий Азаров - Подозреваемый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подозреваемый"
Описание и краткое содержание "Подозреваемый" читать бесплатно онлайн.
В романе известный ученый, педагог, писатель и художник Юрий Азаров показывает огромные возможности всестороннего развития личности, прежде всего с помощью новых принципов гуманистической педагогики, одним из признанных лидеров которой он является.
В этом селе, с любопытным названием Черные Грязи, я обосновался по многим причинам. Именно здесь у меня был договор на написание шести картин, здесь протекала чудная река, и здесь мне удалось снять прекрасную квартиру, весь второй этаж у Анны Дмитриевны Шариповой, вдовы генерала, погибшего при самых нелепых и весьма загадочных обстоятельствах на чеченской войне.
Я слушал и вспоминал своего давнего приятеля, который жаловался мне на свою жену, постоянно подозревающую его в желании выпить. Он говорил: "Я еще не выпил, а она, сволочь, уже подозревает меня в пьянстве, кричит, что я не могу ни о чем думать, кроме водки, а надо думать о семье, о жизни — вот такая банальность…"
Я вспомнил и другого приятеля, который совсем откровенно мне сказал: "Ты подозреваешься в самых тяжких преступлениях. И попомни мои слова, даже если ты выкрутишься, тебе никогда не отмыться от черных подозрений людей. Ты всегда будешь в их сознании подозреваемым в убийствах и грабежах". — Назаров окинул нас холодным взором и продолжил: — Беринг считал, что наша страна — это страна крайностей, нравственной распущенности и экстравагантного потворства самим себе. Народ не способен держать себя в руках, не способен к самодисциплине. Народ, все порицающий, все критикующий и никогда не действующий. Какие бы блага ни перепали этому народу, он все равно любое благо растопчет, скажет, что его надули, что все сволочи и что всех надо немедленно расстрелять! И еще одним удивительным свойством отличается этот народ, — продолжал Назаров. — Мне кажется это свойство сохранилось и по сей день. Суть этого свойства в абсолютной ненависти ко всякой оригинальной индивидуальности. Каждый, кто хоть чуть-чуть поднимается выше обычного уровня, вызывает подозрение: откуда это у него? Где он успел нахапать! И тут же вывод: к стенке бы его, подлюгу! На кончике языка у каждого оскорбительная брань, в особенности в адрес тех, кто хоть чем-то проявил свои способности, и, не доведи господь, если у тебя обнаружилось дарование: "А кто ты такой, ублюдок, чтобы иметь какие-то данные, коих нет у меня и у всех моих серых близких?" Это страна, где все подозреваемы, где каждый не способен избежать ни сумы, ни тюрьмы, где тюрьма — рок, судьба, вечная спутница каждого. Это страна рабов. Народ, находящийся в рабстве застывшего скопища посредственностей и стереотипных бюрократических форм. Народ, имеющий все недостатки Востока и не имеющий ни одной из его суровых добродетелей, его достоинства и внутренней дисциплины. Нация ни к чему не годных бунтовщиков под руководством или подстрекательством подлиз-чиновников. Страна, где стоящие у власти живут в постоянном страхе и перед низами, и перед верхами. Страна, где нет никому покоя, где царит постоянное и тревожное ожидание смерти или каких-либо других бед…
— Господи, как это похоже на сегодняшний день, — чуть не завопил Костя и тут же спохватился: — Неужели все действительно так?!
Я тоже был потрясен таким суровым приговором. Самое грустное было то, что Назаров ничего нового вроде бы и не сказал. На каждом углу сегодня поджидает тебя тревожная весть, и почти каждый второй гражданин нашего отечества стенает: "Да разве можно жить в этой проклятой стране?!" И все-таки в назаровском рассказе был и какой-то другой тайный пласт, который едва проглядывал сквозь толщу вынесенных обвинений. И по мере того как я слушал Назарова, во мне зрел какой-то протест. Ласкало душу просветленное упование на чудо. Этому чуду суждено явить себя. Как ураган оно пронесется по стране и сгинет тогда непотребная нечисть с этой суровой земли с жестоким климатом, с армиями зловещих чиновников, с надвигающимися бедами: голодом, холодом, болезнями!
Точно уловив трепет моей души, Назаров вдруг улыбнулся по-доброму и, обращаясь почему-то только к Косте, сказал:
— У моего приговора есть счастливый конец. Представьте себе, этот же адвокат дьявола в лице иноземца Беринга в конце главы заявляет: "Я люблю эту страну, с удивлением и уважением отношусь к этому народу". И вот его доводы: "Природа, представьте себе, тургеневский пейзаж — ближе всего к Богу. Песни, музыка, искусство, человеческая любовь — ближе всего к Богу…" Я в связи с этим вспомнил Оскара Уайльда: "Именно в заснеженной несчастной России должен быть Христос". Русская душа полна человеческой теплой любви. То, что я люблю в России, пишет Беринг, имеет не варварский или экзотический характер, а представляет собой нечто вечное, общезначимое и великое — это любовь к человеку и вера в Бога…
— И какой же вывод следует сделать? — с облегчением спросил я.
— Вывод прост. Когда-то Бердяев заметил, что Россия должна была пройти через большевизм, а сегодня я готов доказать, что Россия пройдет через свой новый апокалипсис. Важно стойко выдержать надвигающиеся новые испытания.
— Будет новый апокалипсис? Это что, закономерность? — спросил подошедший Шилов.
— Если хотите, считайте так. Он уже несется, этот кровавый смерч. Только мы не хотим его замечать. Каждый день мы читаем о том, что молодые люди закопали живьем своего товарища, убили родственника, утопили девочку, распяли инакомыслящего. Поджоги, грабежи, убийства, самосуды, расстрелы невинных — это совершается каждый день, каждый час, каждую минуту — и никто даже не пытается определить причины этих зловещих преступлений. Как будто так и надо. Это и есть суровые предзнаменования наших еще более жестоких трагедий…
Реалист Назаров и утопист Попов
Этот спор между Назаровым и Поповым в какой-то мере отражал некоторые стороны современной полемики между утопистами и реалистами.
Если раньше утопизм проявлялся в стремлении отдать все силы построению идеального общества с добрыми отношениями, с развитой культурой, с утверждением высших общечеловеческих идеалов, то нынешний утопизм сохранил все эти чаяния, исключив лишь социалистическую подоплеку, заменив ее богостроительством, где трансцендентные начала противопоставлялись казарменному коллективизму, насилию, аморальному укладу жизни страны с его коррупцией, хищничеством и ложью. Назаров отрицал любой утопизм, как прошлый, так и настоящий. Люди типа Назарова считали, что зло вечно, что оно сильнее добра, и если высшие силы существуют, то они делают все возможное, чтобы это зло продолжало смущать людские души.
Утопизм Попова был основан на той святости, которая веками складывалась и развивалась в России, была ярко выражена лучшими ее сынами: Достоевским и Бердяевым, Лосским и Вышеславцевым, Мережковским и многими другими. Назаров любил Попова за его кристальную честность. Он тоже верил в торжество великих общечеловеческих идеалов, в мессианскую роль своего отечества.
Поводом для спора стали слухи о том, что к власти на предстоящих выборах может прийти Касторский со своей командой. Сначала в адрес Касторского со стороны Попова и Кости посыпались проклятия: за что же такое наказание стране! Назаров пожимал плечами, давая понять, что не видит разницы между нынешними грабителями-воротилами и потенциально новой командой. Больше того, он считал, что именно такие деловые люди, как Касторский, смогут вывести Россию из социального и экономического кризиса.
— А как же быть с утверждением выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, который говорил, что Россию способны вывести из кризиса три кита: Любовь, Свобода и Предметность, то есть созидательная деятельность? Касторским не нужны эти киты? — нахмурившись сказал Попов, призывая меня и Костю к себе в союзники. Я в знак согласия кивнул. Назаров ответил с явным нажимом:
— Если внимательно посмотреть на "китов" Ивана Ильина, которые должны вывести Россию из кризиса, то все они окажутся объективными закономерностями. А что касается последнего кита, то есть деятельности, то управление таким китом под силу лишь таким людям, как Касторский, предприимчивым, деловым и, кстати, знающим толк и в любви, и в свободе…
— Значит, отрицая примат духовности, вы все же видите в ней объективную закономерность? — спросил я.
— Во-первых, я не отрицаю духовность, больше того, она вместе с этими закономерностями дана нам свыше, хотя это не точный термин. А во-вторых, Россия обречена на выход из кризиса, если мы, конечно, правильно оцениваем ее место в историческом потоке. И ее спасут не говоруны, а деловые люди, способные пойти не по тоталитарному пути, а по демократическому. Сейчас все просят: "Дайте денег!" Шахтеры и военные, учителя и врачи бастуют и кричат, чтобы им регулярно выдавали зарплату. А откуда взять деньги, если стоят фабрики и заводы, если никто толком не работает. Так называемая любовь и свобода могут утверждаться лишь в том случае, если всем будут обеспечены рабочие места и с помощью деловых людей, именуемых дельцами или организаторами, будут вырабатываться экономические ресурсы, создаваться национальное богатство.
Как ученый, я обязан допускать, что прежние часы России уже остановились, и дальше начинается новая жизнь великой страны в виде суверенных маленьких государств…
— Возврат к удельным княжествам?
— К самостоятельным штатам или к кантонам в духе швейцарского варианта, — ответил Назаров. — Но я это не утверждаю. Скорее такие прогнозы напоминают лишь условный сценарий будущего, и это вовсе не научное предвидение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подозреваемый"
Книги похожие на "Подозреваемый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Азаров - Подозреваемый"
Отзывы читателей о книге "Подозреваемый", комментарии и мнения людей о произведении.