Пьер Монтэ - Египет Рамсесов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет Рамсесов"
Описание и краткое содержание "Египет Рамсесов" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования.
Некий Неферкаптах – герой романа, сочиненного в эпоху Позднего царства, но якобы живший во времена Рамсесов, должно быть, для того только и жил на свете, чтобы разгуливать по некрополю Мемфиса, читая вслух надписи в гробницах фараонов и на стелах жрецов «дома жизни», которые его, по-видимому, очень интересовали.[659] У этого Неферкаптаха был соперник, такой же мудрец и большой знаток древних надписей, Сатни-Хаэмуас, сын Усермаатра, то есть Рамсеса II, который нашел в Мемфисе под головой мумии магические формулы, содержащиеся в папирусе 3248, хранящемся в Лувре.[660] Добавим к этому, что недавно обнаруженная надпись на южной стороне пирамиды Униса в Саккара сообщает нам, что Рамсес II поручил царскому сыну Хаэмуасу, великому жрецу Она, восстановить имя Униса, властителя Юга и Севера, на его пирамиде, ибо царский сын Хаэмуас очень любил заботиться о забытых гробницах фараонов Юга и Севера, которым грозило разрушение.[661]
Думал ли он, наш древний мудрец, предшественник О. Мариета и египетских ученых Службы древностей, что через века забвения потомки варваров, «не знающих Египта», начнут, в свою очередь, изучать некрополи Юга и Севера, чтобы воскресить имена его далеких предков и современников и получше познакомиться с ними?
Мы надеемся, что те, у кого хватило терпения дочитать до конца эту книгу, не будут судить слишком строго древних египтян и их образ жизни. Египетский народ вовсе не был, как полагал Ренан,[*95] стадом рабов под игом равнодушного фараона и корыстных и фанатичных жрецов. Конечно, при Рамсесах было немало обездоленных. И палками тоже тогда злоупотребляли. И все же фараон и его слуги предстают перед нами как живые повелители живых людей. Религия их утешала. И я думаю, что в жизни этого маленького народа было больше хорошего, чем плохого.
Основные сокращения
ASAE: Annales du Service des Antiquités de l'Egypte, 39 vol., Le Caire, 1900-1939.
ZAS: Zeitschrift für aegyptische Sprache und Altertumskunde, 80 vol., Lpz., 1863-1940.
BIFAO: Bulletin de l'Institut français d'Archéologie Orientale du Caire, 38 vol., Le Caire, depuis 1901.
Bibl. eg.: Bibliotheca aegyptiaca, Bruxelles, depuis 1931, contient en particulier:
I, Gardiner Alan H. Late-egyptian stories.
V, Erichsen V.-W. Papyrus Harris I.
VII, Gardiner Alan H. Late-egyptian miscellanies.
Caire, Cat. gén.: Catalogue général des antiquités égyptiennes du musée du Caire.
J. E. A.: Journal of Egyptian archaeology, L. (Exploration society), depuis 1914.
Kêmi, KÊMI: Revue de philologie et d'archéologie égyptiennes et coptes, 9 vol., P., 1928-1942.
Mem. Tyt: Robb de Peyster Tytus Memorial series (New York, depuis 1917), contient:
I, Garis-Davies N. de. The tomb of Nakht at Thebes, 1917.
II, III, du même, The tomb of Puyemré at Thebes, 2 vol., 1922-1923.
IV, du même, The tomb of two sculptors at Thebes, 1927.
V, du même, Two ramesside tombs at Thebes, 1927.
Med. Habu: Oriental Institute of Chicago, Medinet-Habu:
I, Earlier historical records of Ramses III.
II, Later historical records of Ramses III.
III, The calendar, the slaughterhouse and minor records of Ramses III.
Miss. fr.: Memoires publiés par les membres de la mission archéologique française au Caire, 18 vol., 1884-1896, en particulier, tome V (divers tombeaux thébains dont Rekhmarà, par Bénédite, Maspero, Scheil) et XVIII, Boussac, Le tombeau d'Anna.
Topographical bibliography: Topographical bibliography of ancient Egyptian hieroglyphic texts, reliefs and paintings, by Bertha Porter and Rosalind Moss, 5 vol., Oxf, 1927-1937.
Th. T. S.: The Theban tomb series, edited by N. de Garis – Davies and Alan H. Gardiner, 5 vol., 1915-1932; contient:
I, The tomb of Amenemhet (n° 82).
II, The tomb of Antefoker, vizier of Sesostris I, and of his wife Senet.
The tombs of two officials of Thutmosis the fourth (n° 75 and 90).
The tomb of Huy, viceroy of Nubia in the reign of Tutankhamun (n° 40).
The tomb of Menkheperrasonb, Amenmose and another (n° 86, 112, 42 and 226).
Urk.: Urkunden des aegyptischen Altertums, in Verbindung mit K. Sethe und H. Schäfer herausgegeben von G. Steindorff:
I, Urkunden des alten Reiches (4 fasc.) [Lpz., depuis 1902].
II, Hieroglyphische Urkunden der griechisch-römischen Zeit (3 fasc.).
III, Urkunden des älteren Aethiopenkönige (2 fasc.).
IV, Urkunden der 18. Dynastie (16 fasc.).
Wr. Atl.: Wreszinski, Atlas zur Altaegyptische Kulturgeschichte.
2 Telle, Lpz., depuis 1913.
Хронологическая таблица
[Датировки даны по изд.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. Они приблизительны, особенно для III тысячелетия до н.э. В списки занесены не только наиболее значительные правители, но и малоизвестные, которые упомянуты в книге П. Монтэ.]
IV тыс. до н.э. – Додинастический период (в конце – Нармер).
3000 г. до н.э. – 2778 г. до н.э. – Раннее царство.
I дин.: Аха (Менес), Ден.
II дин.: Санахт.
2778 г. до н.э. – 2263 г. до н.э. – Древнее (Старое) царство,
III дин.: Джосер.
IV дин.: Снофру, Хуфу (греч. Хеопс), Джедефра, Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин).
V дин.: Сахура, Унис.
VI дин.: Пепи I, Меренра, Пени II.
2263 г. до н.э. – 2040 г. до н.э. – I Переходный период.
VII–X династии.
2160 г. до н.э. – 1785 г. до н.э. – Среднее царство.
XI дин.: Интеф I, Монтухотеп I, Монтухотеп III.
XII дин.: Аменемхат I, Сенусерт I, Сенусерт II, Сенусерт III, Аменемхат III.
1785 г. до н.э. – 1580 г. до н.э. – II Переходный период.
XIII–XVII династии (Последний: Камос).
1580 г. до н.э. – 1085 г. до н.э. – Новое царство.
XVIII дин.: Яхмос I, Аменхотеп I, Тутмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III, Аменхотеп IV (Эхнатон), Сменхкара, Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб.
XIX дин.: Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Меренптах, Сети II, Аменмес, Меренптах Рамсес Саптах.
XX дин.: Сетхнахт, Рамсес III, Рамсес IV, Рамсес V, Рамсес IX, Рамсес X, Рамсес XI.
1085 г. до н.э. – 715 г. до н.э. – III Переходный период.
XXI дин.: Псусеннес I, Псусеннес II.
XXII дин.: Шешонк I, Осоркон I, Такелот I, Шешонк II, Осоркон II, Такелот II, Шешонк III.
XXIII дин.: Осоркон III.
XXIV дин.: Тефнахт.
715 г. до н.э. – 332 г. до н.э. – Позднее царство.
XXV дин.: Пи (Пианхи), Шабака, Тахарка.
XXVI дин.: Псамметих I, Нехо II, Псамметих II, Априй, Амасис, Псамметих III.
XXVII дин.: Камбиз II.
XXVIII дин.
XXIX дин.
XXX дин.: Нектанеб I.
XXXI дин.
332 г. до н.э. – Александр Македонский завоевывает Египет.
305 г. до н.э. – 31 г. до н.э. – Птолемеевский период.
30 г. до н.э. – 395 г. н.э. – Римский период.
Краткий словарь божеств древнего Египта, упомянутых в книге
Амон (Амун) – «Сокровенный», или «Незримый». Имя этого бога упоминается уже в Текстах пирамид, но до прихода к власти XI династии культ Амопа был второстепенным. В начале Среднего царства он отождествляется в Фивах с Милом, Монту и, что более важно, с Ра; зто позволяет ему стать в эпоху Нового царства универсальным божеством. Благодаря покровительству фараонов XVIII династии культ Амона становится общегосударственным. В Карнакском храме, главном центре его культа, в качестве его супруги почитали богиню Мут, а их сына – Хонсу (так называемая «фиванская триада»).
Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Другими священными животными бога были гусь и змей. Греки отождествляли Амона с Зевсом.
Анат – сирийско-палестинская богиня-воительница и охотница; ее культ проникает в долину Нила в начале Нового царства. Особое покровительство культу Анат оказал Рамсес II: в надписи на статуе, найденной экспедицией П. Монтэ в Танисе, Анат названа его матерью. Вместе с Астартой Анат вошла в египетскую мифологию, где представляется женой Сетха (на родине она – сестра и возлюбленная Баалу, азиатской параллели Сетха).
Анти-Иемти – см. Сетх.
Анубис – согласно Текстам пирамид, главный бог в царстве мертвых. Впоследствии эта роль перешла к Осирису, однако за Анубисом остались важные функции покровителя бальзамирования и некрополей. Изображался он в виде черного шакала, или собаки, или человека с головой шакала, посему центр его культа греки назвали «Кинополь» («Собакоград» – столица XVII верхнеегипетского нома).
Апис – священный бык, божество плодородия, почитавшийся с начала династической эпохи до утверждения христианства. Главным местом его культа был мемфисский храм Птаха (Апис считался его воплощением). Апис был связан и с Осирисом. В начале Птолемеевского периода они оба послужили прообразом синкретического бога Сераписа.
Астарта (Аштарта) – сирийско-палестинская богиня, культ которой проник в долину Нила при XVIII династии. Она почиталась как воительница, покровительствующая царю, «владычица» колесниц и лошадей. Ее изображения редко встречаются на памятниках частных лиц – вероятно, здесь она представлялась исцелительницей, отгоняющей своим оружием (копьем и щитом, реже стрелами) демонов болезней.
Атон – живой солнечный диск; Аменхотеп IV (Эхнатон) на шестом году правления объявил это божество единым для всей страны, запретив культы других богов, особенно Амона фиванского, ставшего к этому времени главным в пантеоне. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивали « кистями рук с символами жизни. После смерти Эхнатона культ его как единого бога прекратился.
Атум – «Полный», «Совершенный» – бог-демиург, природа которого андрогинна. Глава порожденной им гелиопольской Великой Эннеады (Девятки) богов. Отождествлялся с Ра, причем считался воплощением заходящего солнца. Изображался в виде человека с короной Верхнего и Нижнего Египта на голове, реже – в образе змея, ихневмона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет Рамсесов"
Книги похожие на "Египет Рамсесов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Монтэ - Египет Рамсесов"
Отзывы читателей о книге "Египет Рамсесов", комментарии и мнения людей о произведении.