» » » » Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии


Авторские права

Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии
Рейтинг:
Название:
Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5001-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Описание и краткое содержание "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" читать бесплатно онлайн.



Представленная книга посвящена особой тематике истории Второй мировой войны — созданию, структуре и функционированию органов специальной пропаганды Красной армии с 1939 по 1945 год. В ней широко представлены формы работы с военнослужащими армий противника и особые технические «спецсредства» пропаганды. Вторая часть издания связана с конфликтами на Дальнем Востоке, последний из которых по своим хронологическим рамкам шел параллельно Второй мировой войне. Именно тогда Красная армия на практике впервые реализовала свою концепцию ведения контрнаступательных операций, позднее ставшей «классикой» военного искусства в борьбе с германским нацизмом.






Окружение войск противника создавало особенно широкие возможности для развертывания устной пропаганды, так как факт окружения уже сам по себе сильно подрывал моральный дух противника. Успех этой пропаганды в значительной степени определялся знанием конкретных изменений в настроениях вражеских солдат и офицеров и немедленным реагированием на все эти изменения. Запоздалое же реагирование к успеху не приводило. Так, например, во время пропагандистской работы, обращенной к окруженным войскам в районе населенного пункта Корсунь-Шевченковский (февраль 1944 года), политорганы с большим запозданием узнали о намерении командующего окруженными войсками генерала Штеммермана принять условия капитуляции, предложенные в советском ультиматуме. Если бы эти сведения поступили раньше, пропагандистские усилия наших войск были бы более аргументированными и успешными.

Таким образом, на протяжении всех лет Великой Отечественной войны среди войск противника советскими органами спецпропаганды велась непрерывная политическая работа, широкое распространение в которой получило ИПВ звуковещательными средствами, иначе — устная пропаганда, проводившаяся с помощью громкоговорящих специальных установок, бывшая исключительно оперативной и способная обращаться как к конкретным взводам, ротам и батальонам, так и к отдельным военнослужащим противника. Для этой цели использовались МГУ, ОГУ, мегафоны, рупоры, а также самолеты, танки и броневики, оборудованные громкоговорящими установками.

Опыт устной пропаганды в наступательных боевых действиях показал, что наиболее эффективное использование средств устного вещания достигалось в том случае, если они находились в боевых порядках наступающих частей. Дивизионные средства устной пропаганды (ОГУ, мегафоны и рупоры) использовались политотделами дивизий для ведения передач против узлов сопротивления блокированных или окруженных подразделений и частей противника. (Количество МГУ и ОГУ, выпущенных в годы войны, см. в таблице 1).

Таблица 1

Звукостанции на фронтах (только фабричного производства)

Год 1941 1942 1943 1944 1945 Дата 22.06 17.10 12.05 21.10 1.04 1.06 1.01 1.01 МГУ 9 16 11 27 33 22 51 51 ОГУ — — — 68 219 259 382 362 Всего 9 16 69 179 343 331 464 427

На первом этапе Великой Отечественной войны влияние устного вещания на германские войска было незначительным — это объясняется временными успехами немецкой армии, а также недостаточно высокой эффективностью устной пропаганды наших войск на уровне ее мастерства и недостатками в ее организации. Здесь же следует учитывать и недостаточное количество технических средств, необходимых для успешного проведения звуковещания.

Данные недостатки были напрямую связаны с отсутствием у лиц, занимавшихся вопросами устной пропаганды на войска противника, необходимого опыта, а в особенности достаточного знания противника. Тематика материалов информационно-психологического воздействия первого периода Великой Отечественной войны определялась 10 лозунгами по отношению к войскам немецкой армии, разработанными в конце июня 1941 года и утвержденными Советским бюро военно-политической пропаганды. С одной стороны, это несло положительный эффект — данный комплекс лозунгов способствовал концентрации содержания пропаганды на единых направлениях, но вместе с тем ряд лозунгов, таких как «возвращаться домой к своим семьям» или «кончать с войной путем свержения кровавого господства Гитлера», были неосуществимы и, следовательно, неэффективны и в значительной мере вредны.

В некоторых случаях, а именно — при ведении устного вещания против личного состава 214-й немецкой пехотной дивизии в октябре 1944 года на 1-м Белорусском фронте; против 101-го пехотного полка в июне 1944 года, проводимого Рославльской стрелковой дивизией; в Таурагской операции (10 сентября — 10 октября 1944 года), заключающейся в организации устного вещания через МГУ, ОГУ и рупористов; в работе армейских отделений по проведению ИПВ звуковещательными средствами также наблюдалась низкая эффективность. Это было связано с отсутствием единого замысла, сосредоточения и координации усилий по месту и времени, и в итоге в отдельных соединениях через звуковещательные станции не было организовано ни одной передачи.

Впоследствии, на заключительном этапе Великой Отечественной войны, эффективность устного вещания стала заметно повышаться: с одной стороны, в связи с боевыми успехами советских войск, а с другой — с улучшением качества содержания устной пропаганды.

В этот период устная пропаганда в значительной мере отказалась от классовых принципов ее ведения, которые она унаследовала еще со времен Гражданской войны, и во многом взяла на вооружение национальные проблемы, касающиеся противоборства двух конкретных сторон.

В ходе Великой Отечественной войны получили свое развитие и сами формы ведения устной пропаганды на войска противника, использовались новые приемы аргументации, виды и типы звуковещательных программ, совершенствовались технические средства устного вещания, улучшалась подготовка кадров.

Эффективность воздействия устного вещания на противника определялась в первую очередь тем, что пропаганда через громкоговорящие установки воспринималась немецкими солдатами с наибольшим интересом и уже потому являлась достаточно действенной.

Само же ведение устной пропаганды являлось деятельностью, на эффективность которой влияли не только содержание программ и организация работ по звуковещанию, но прежде всего морально-психологическое состояние (МПС) объекта воздействия, степень доверия немецких военнослужащих советской пропаганде.

Сама возможность пропагандистского влияния на противника в начальный период войны была недостаточно велика потому, что на МПС германских военнослужащих оказывали влияние такие существенные факторы, как:

— наличие среди солдат и офицеров вермахта очень большого количества людей, обладавших сильнейшим иммунитетом к пропаганде советских войск по причине глубокой убежденности в идее нацизма;

— система тотального контроля солдат, внедренная в вермахте;

— высокий уровень боевого духа противника, влиявший на его поведение и восприимчивость к нашей пропаганде;

— высокий уровень дисциплины и коллективизм немцев.

Исходя из характеристик морально-психологического состояния войск противника, эффективность пропагандистского воздействия трудно выразить в конкретных цифрах, однако одним из показателей является увеличение количества военнослужащих, сдавшихся в плен, относительно количества погибших. Разумеется, этот показатель нельзя рассматривать как прямой результат ИПВ посредством звуковещания, по и отрицать это воздействие нет никаких оснований.

Эффективность устного вещания на германские войска на различных этапах Великой Отечественной войны изменялась в зависимости от боевой обстановки, а также в соответствии с уровнем его подготовки и организации в целом, а сама работа по ведению устного вещания совершенствовалась непосредственно в ходе боев.

Фактически эффективность устной пропаганды с призывами сдачи в плен увеличилась по мере приближения линии фронта к «сердцу Третьего рейха» — Берлину. По результатам действий 2-го Белорусского фронта соотношение потерь противника (безвозвратных) к пленным составляло 6,2:1. В Восточно-Прусской операции данное соотношение определялось как 6,5:1; в Восточно-Померанской — как 4,5:1; а в Западно-Померанской данное соотношение сократилось до 1,5:1[18].

Особенно явно результаты пропаганды плена наблюдались при ведении устной пропаганды на окруженные группировки врага. Так, в окруженном гарнизоне города Будапешта соотношение погибших к пленным было примерно 3:1[19].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Книги похожие на "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Отзывы читателей о книге "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.