» » » » Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии


Авторские права

Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии
Рейтинг:
Название:
Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5001-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Описание и краткое содержание "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" читать бесплатно онлайн.



Представленная книга посвящена особой тематике истории Второй мировой войны — созданию, структуре и функционированию органов специальной пропаганды Красной армии с 1939 по 1945 год. В ней широко представлены формы работы с военнослужащими армий противника и особые технические «спецсредства» пропаганды. Вторая часть издания связана с конфликтами на Дальнем Востоке, последний из которых по своим хронологическим рамкам шел параллельно Второй мировой войне. Именно тогда Красная армия на практике впервые реализовала свою концепцию ведения контрнаступательных операций, позднее ставшей «классикой» военного искусства в борьбе с германским нацизмом.






Фактически эффективность устной пропаганды с призывами сдачи в плен увеличилась по мере приближения линии фронта к «сердцу Третьего рейха» — Берлину. По результатам действий 2-го Белорусского фронта соотношение потерь противника (безвозвратных) к пленным составляло 6,2:1. В Восточно-Прусской операции данное соотношение определялось как 6,5:1; в Восточно-Померанской — как 4,5:1; а в Западно-Померанской данное соотношение сократилось до 1,5:1[18].

Особенно явно результаты пропаганды плена наблюдались при ведении устной пропаганды на окруженные группировки врага. Так, в окруженном гарнизоне города Будапешта соотношение погибших к пленным было примерно 3:1[19].

В наступательных операциях в 1944 года звуковещательные передачи с призывом к сдаче в плен велись особенно эффективно и интенсивно. Основным показателем эффективности ИПВ при помощи звуковещательных средств являлось и то, что значительная часть военнослужащих сдавалась в плен добровольно, без оказания сопротивления. По результатам боевых действий 1-го Белорусского фронта добровольно в плен сдались более 75 000 человек, а на 2-м Белорусском фронте — 157 000 человек[20].

Одним из ярких примеров высокой эффективности устного вещания на противника является ликвидация Данцигско-Гдынской группировки, когда советские пропагандисты, используя 41 звуковещательную установку, 4896 раз обращались к окруженным с призывом к сдаче в плен, в результате чего более 14 000 военнослужащих противника сдались добровольно[21].

Опыт показывает, что эффективность индивидуально-психологического воздействия посредством звуковещания в годы Великой Отечественной войны находилась в прямой зависимости от успехов наших войск, и чем больше было побед, тем более эффективно было это воздействие.

После того как в 1944 году советской устной пропаганде удалось завоевать доверие войск противника к информации из советских источников, подкрепляемой удачными результатами боевых действий, устное вещание стало приносить все более ощутимые результаты.

Об этом свидетельствует специальный номер «Контрразведывательного бюллетеня» (№ 9), целиком и полностью посвященного «большевистской пропаганде». В нем противник подтверждает широкий размах как советской пропаганды в целом, так и эффективность устной пропаганды, в частности: «…говорит она народными, солдатскими, специфическими выражениями, дает возможность немцам обращаться к немцам…»

Таким образом, ведение ИПВ советскими войсками на войска противника в годы Великой Отечественной войны оправдало себя, показав достаточно высокую эффективность, показатели которой наиболее ярко свидетельствуют об успехах во втором периоде войны, так как на первом этапе Великой Отечественной войны ввиду объективных причин влияние устного вещания на германские войска было не в достаточной мере высоким.

Эффективность устного вещания с начального периода войны стала заметно повышаться в связи с боевыми успехами советских войск, улучшением качества содержания устной пропаганды; в ходе Великой Отечественной войны получили свое развитие и сами формы ведения ИПВ на противника звуковещательными средствами, использовались и внедрялись новые приемы аргументации, виды и типы программ устного вещания, совершенствовались технические средства звуковещания и улучшалась подготовка кадров.

Эффективность устного вещания изменялась в зависимости от боевой обстановки, а также от уровня подготовки и организации личного состава отделения; а сама работа по ведению вещания совершенствовалась непосредственно в ходе боев.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что эффективность информационно-психологического воздействия посредством звуковещания в годы войны напрямую зависела от успехов советских войск.

Разгром японских войск в Манчжурии, Корее, на Сахалине и Курильских островах (9 августа — 2 сентября 1945 года). Эта операция проводилась силами советских и монгольских войск и была направлена на разгром Квантунской армии в Северном Китае, японских частей на Сахалине и Курилах, а также соединений, дислоцировавшихся на Корейском полуострове. Действия Красной армии способствовали окончательному выходу Японии из войны и капитуляции ее армии.

В помощь политорганам фронтов на время военных операций в Японии была командирована оперативная группа 7-го управления Главного политического управления Красной армии, выполнявшая функции 7-го отдела политуправления Ставки. Ко времени начала военных действий политорганы на Дальнем Востоке были доукомплектованы и усилены техническими средствами для специальной пропаганды и агитации (МГУ, ОГУ, походными типографиями и др.). Политорганы соединений, переброшенные с советско-германского фронта, прибыли на Дальний Восток со своими штатными техническими средствами пропаганды и агитации. Политорганы Тихоокеанского флота и Амурской флотилии также располагали средствами печатной и устной агитации и пропаганды. Для радиовещания и печатания агитматериалов были использованы стационарные базы в Хабаровске и Владивостоке.

Работа политорганов и их 7-х отделов и отделений по разложению японских войск была направлена на то, чтобы убедить японских солдат и офицеров в бессмысленности сопротивления, чтобы подорвать у них веру в силу японской армии и внушить мысль о превосходстве Красной армии, ослабить тем самым сопротивление японских войск. Эта политическая работа была развернута одновременно с началом боевых действий — с 9 августа 1945 года. Основными документами, которые несли японским солдатам и офицерам правду о причинах вступления СССР в войну с Японией, о ее целях и задачах, явились Заявление Советского правительства и обращение Маршала Советского Союза А. М. Василевского «К японской армии и японскому народу». Эти документы, переведенные на японский язык, с первых же дней войны в миллионах экземпляров с самолетов и другими средствами распространялись среди войск противника. Такие же обращения, а также разъясняющие их листовки и лозунги были в переводе на китайский, корейский, монгольский языки размножены и распространены среди марионеточных армий прояпонских режимов (армия Маньчжоу-Го, части князя Дэ Вана во Внутренней Монголии, Суйюаньская армейская группа и т. д.) и среди местного населения. Только в течение первых двух дней — 9 и 10 августа 1945 года — было распространено около 8 миллионов экземпляров указанных официальных документов и листовок.

В ходе десантных операций успешно использовались окопные громкоговорящие установки. Так, в районе города Маока (Южный Сахалин) пленные японцы поручик Кобаяси и подпоручик Ито через ОГУ обратились к солдатам гарнизона с призывом прекратить сопротивление и сдаться войскам Красной армии, хорошо относящимся к пленным и обеспечивающим возвращение их на родину после войны. На призыв японских офицеров сдались нашим частям вначале 50 солдат с оружием, а затем еще 57 солдат и подофицеров. Так этот гарнизон был разоружен.

Большую политическую работу среди 5-й японской армии провели командиры и политорганы 1-й Краснознаменной армии 1-го Дальневосточного фронта. Офицеры 7-го отделения политотдела армии перебазировались в первый эшелон для ведения работы с войсками противника и местным населением.

Типография на автомашине и мощная громкоговорящая установка следовали в колоннах наступающих войск. Инструктор 7-го отделения выполнял роль диктора, обращался к японским войскам с призывами прекратить бессмысленное сопротивление. К политотделам корпусов были прикомандированы инструкторы 7-го отделения.

В ходе сокрушительного удара армии по врагу в районе Муданьцзяна политотдел распространил имевшийся запас обращений и листовок на японском языке и, кроме того, забрасывал к противнику с разведчиками оперативные листовки и лозунги, в которых японцам сообщалось об их безнадежном положении. С этими листовками многие японцы сдавались в плен. Непрерывно работала звуковещательная станция.

Офицеры 7-х отделов действовали и в составе авиадесантов, высаженных в Харбине (18 августа), в Гирине, Чанчуне, Мукдене (19 августа), в Дальнем и Порт-Артуре (21 и 22 августа). Они участвовали в переговорах представителей нашего командования с японским командованием о капитуляции Квантунской армии и о прекращении военных действий между союзниками по Антигитлеровской коалиции и Японской империей.

Заключение

Эффект подрывной пропаганды находился в прямой зависимости от успехов советских войск. Чем больше было побед, тем более эффективной была пропаганда на противника. Опыт 1941–1942 годов показал, что политическая пропаганда с попытками дискредитации руководителей Третьего рейха и с призывами к восстанию не оказывала влияния на противника. Наиболее эффективной являлась пропаганда письмами с призывами к сохранению жизни и к сдаче в плен. Пропаганда с использованием пленных и их засылка в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен являлась более результативной в сравнении с пропагандой от имени командования Красной армии. Солдаты врага больше верили военнопленным, воспринимали их как своих. При этом информации не нужно было преодолевать в сознании солдат противника установку на недоверие и ломать стереотип о лживости вражеской пропаганды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Книги похожие на "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии"

Отзывы читателей о книге "Информационная война. Органы спецпропаганды Красной армии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.