» » » » Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой


Авторские права

Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой

Здесь можно скачать бесплатно "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: ACT: Астрель, 2011.- 478, [2] с., год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой
Рейтинг:
Название:
Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой
Издательство:
М.: ACT: Астрель, 2011.- 478, [2] с.
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-271-32606-6, 978-5-17-069487-7, 978-5-271-32605-9, 978-5-17-069496-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"

Описание и краткое содержание "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать бесплатно онлайн.



Клеопатра.

Едва ли не самая известная женщина в мировой истории.

Легенды, которые рассказывают о ней, настолько противоречивы, что их можно счесть ложью или поэтическим преувеличением.

Так какой же была Клеопатра в действительности?

Слабой правительницей, попавшей в жернова непростой эпохи, — или умным, циничным политиком, готовым ради независимости Египта на все?

Была ли она так красива, как принято считать?

И наконец, покончила ли она с собой — или была убита?

Книга доктора Джоан Флетчер не только развенчивает многие легенды о Клеопатре, но и раскрывает тайны великой царицы.


Joann FletcherCLEOPATRA THE GREAT THE WOMAN BEHIND THE LEGENDПечатается с разрешения автора и литературных агентств Intercontinental Literary Agency и Andrew Numberg.© Joann Fletcher, 2008 © Перевод. И.В. Александров, 2010 © Издание на русском языке AST Publishers, 2010В оформлении обложки использованы работы, предоставленные фирмой Fotobank






Знаменитые здания составляли часть царского дворца, располагавшегося на мысе Лохиада и постепенно разраставшегося по мере того, как каждый монарх, следуя македонской традиции, возводил для себя палаты из привозного мрамора. Непременным элементом убранства были интерьерные фонтаны, мозаики и роскошная обстановка; даже обеденный зал, напоминавший палаточный павильон, украшали «сто мраморных статуй работы лучших мастеров, <…> картины живописцев сикионской школы вперемешку с различными отборными портретами»[58]. Высоко под алым потолком восседала пара огромных золотых орлов, — теперь символ дома Птолемеев удвоился в соответствии с числом близнецов-монархов, — а внизу подле золотых и серебряных столов, сервированных посудой с украшениями из драгоценных камней, стояла сотня лож из золота.

Эта непомерная роскошь была в духе Арсинои II, и Птолемей II полностью полагался не только на ее вкус в оформлении интерьера, но и прислушивался к мнению супруги по другим жизненным вопросам. Дело ее рук обычно вызывало восторг у тех, кому доводилось побывать во дворце во время празднеств. Вот что говорила одна гостья своей подруге:

Плащ ты теперь надевай поскорее и с пряжками платье,
Вместе пойдем мы с тобою в палаты царя Птолемея.
<…> Говорят, что по воле царицы
Все там разубрано пышно. <…>
Все, что увидишь, о том перескажешь тому, кто не видел[59].

И все-таки находились и такие, на кого это не производило большого впечатления и кто считал, что «в Египте нет ничего, кроме театральной пышности и показного блеска»[60]. Подобные суждения задевали самолюбие монархии, для которой важна была внешняя сторона.

Создав за пять лет блистательный образец потребительского общества в рамках отдельно взятого дома Птолемеев, Арсиноя II умерла в возрасте сорока шести лет накануне полнолуния 9 июля 270 года до н. э. После ее пышной кремации по македонскому обычаю греки представляли, что их бог Солнца Аполлон послал за ней золотую колесницу, чтобы доставить ее на небеса, а египтяне были уверены, что вознесшаяся душа Арсинои сияет в созвездии Исиды звездой Софис, появляющейся ежегодно между 17 и 19 июля. В честь обожествленной правительницы каждый год проводились празднества. В городе, где ее почитали и улицы которого носили имя царицы, устраивались шествия во главе со жрецами, а люди пили вино из кувшинов с ее изображением.

В Александрии на обдуваемом ветрами мысе Зефирионе построили храм Арсинои II в образе Афродиты, повелительницы ветров, по архитектуре напоминавший гигантский питьевой сосуд, что должно было символизировать потребление алкоголя при отправлении царского культа. Недалеко от гавани, там, где возвышался огромный каменный обелиск Нектанеба II, находился еще один роскошный храм Арсинои. Под его магнитными сводами, как говорят, парила в воздухе железная фигура Арсинои II восьми футов высотой, сверкавшая перидотами цвета морской волны и изображавшая царицу в момент ее вознесения на небо[61].

Птолемей повелел, «чтобы ее статуя была установлена во всех храмах. Жрецам это понравилось, ибо они знали о ее возвышенном отношении к богам и ее прекрасных делах на благо всех людей»[62]. Названную «возлюбленной овна», ее почитали в Мендесе, городе, «где с женами коз супруги-козлы сходятся»[63]. Этот аспект ритуального поведения в сдержанной форме отмечал историк Геродот, констатировав, что там «произошло удивительное событие: козел открыто сошелся с женщиной»[64].

Арсиною II, как и Александра, изображали с рогами барана и, как его, называли «дитя Амона», который якобы сам сообщил ей, что «поставит ее во главе богов на земле». Ее действительно почитали повсюду в Египте как женское дополнение Осириса, Ра, Птаха, Мина, Монту и Себека, древнего бога-крокодила оазиса Фаюм. Столицу Фаюма переименовали в Арсиною, и весь этот плодородный район вокруг озера, лежащий к юго-востоку от дельты, стал называться Арсиноитский ном (провинция). Порт на Красном море также получил название Арсиноя, и ее почитание распространилось до Кипра, Делоса и Теры, что явилось отражением птолемеевского влияния в Восточном Средиземноморье.

Хотя Птолемею II явно недоставало мудрого правления своей сестры-жены, ее физическое присутствие, кажется, никогда не было непременным условием, поскольку царь, как и его отец, всегда поддерживал отношения со многими женщинами, в том числе с исключительной красоты Билистихой из Аргоса. Обычно называемые «наложницами», они следовали традициям второстепенных жен и жили в предоставленных им отдельных дворцах, напоминавших большие женские домашние хозяйства, какие существовали у фараонов прошлого.

Птолемей II был «добр и приветлив, разумен, искусен в любви»[65] и обожал хорошую жизнь. В конце концов это не могло не сказаться на нем. Страдавший избыточным весом, как и его единоутробный брат Магас, в последние годы жизни он болел подагрой, которую усугубляло неумеренное потребление вина. Он мог только сидеть у окна в своем дворце и, наблюдая, как его подданные внизу устраивают пикники на песке, сетовать: «Несчастный я человек! Подумать только, я не могу даже быть одним из них»[66]. Птолемей II умер в возрасте шестидесяти двух лет в январе 246 года до н. э., и после кремации по македонским обычаям его прах был похоронен в Александрии. Церемонию проводил его сын и наследник, тридцативосьмилетний Птолемей III.

Венчал его на царство верховный жрец Анемхон II в 246 году до н. э., в том же самом году, когда он женился на своей двоюродной сестре Беренике из Кирены, бывшей единственным ребенком и наследницей полнотелого Магаса. Овладение флотом Кирены сыграло решающую роль в возобновлении войны Птолемеев против Селевкидов. Береника II правила Египтом в отсутствие мужа и якобы даже участвовала вместе с ним по крайней мере в одном сражении. Кампания была затяжной, но успешной. Владения Египта расширились до Вавилона, где Птолемей III обнаружил и вернул себе египетские сокровища, давно захваченные персами.

После того как Птолемей III получил греческий эпитет «Эвергет» (Благодетель), его с супругой стали почитать как богов-благодетелей, а Беренику отождествляли с Исидой и Афродитой. Она считалась привлекательной женщиной. Как писал Д. Б. Томпсон, «с глубоко посаженными миндалевидными глазами, широким носом, круглым подбородком своей внешностью она немного напоминала Нефертити. <…> Похоже, эллинистические греки, как и современные люди, восхищались профилем Нефертити»[67], который Береника II подчеркивала, собирая свои светлые волосы в пучок на затылке. Она также носила длинные локоны, как у себя в Кирене, и увековечила свои волосы, оставив прядь на жертвеннике в храме Арсинои в знак благодарности за военную победу мужа. Когда таинственным образом они исчезли, вероятно, унесенные порывом постоянно дующего морского ветра, придворный астроном объяснил это событие тем, что они были помещены на небо и превратились в новое созвездие Волосы Береники (Coma Berenikes), которое он наблюдал ночью.

Пользуясь своей поразительной внешностью в политических целях, в ознаменование морских побед Береника стала носить необычную корону в виде носовой части корабля и заколку в виде якоря. Хороший знаток духов, она пользовалась ими с большим успехом, подражая предшественницам. Играя далеко не представительскую роль, Береника первой из женщин птолемеевского рода всю жизнь носила полные царские титулы. По-египетски ее называли «та пер-аат Беренига», что значит «фараон Береника», «считали равнозначной египетскому царю и почитали как женское воплощение Гора»[68].

За двадцать пять лет своего царствования она родила шестерых детей. Две ее дочери имели такие же привилегии и получили такое же образование, как и ее сыновья. После смерти одной из дочерей в детском возрасте местные жрецы постановили, что в каждом храме должна быть установлена ее статуя из золота, украшенная драгоценными камнями. Аналогичные классические статуи изображали оплакивающую дочь Беренику II под накидкой, коленопреклоненную, смотрящую вверх в позе обожествленного Александра.

Подобные фигуры устанавливались в новом Серапейоне Александрии, где находились «обширные, окруженные колоннадами дворы, статуи, дышащие жизнью»[69]. В новом храме имелись царские молельни и подземные помещения, где совершались таинства культа Аписа. В так называемом Канопском декрете говорилось, что культу священных животных монархи уделяют «особое внимание: расходы на погребение Аписа и Мневиса принимаются на казенный счет целиком, участие казны в погребении других животных гарантируется на последующее время». Не менее щедрые пожертвования делались для Александрийской библиотеки. Еще Птолемей II выписал из Афин рукописи великих драматургов, с тем чтобы сделать с них копии. Афиняне потребовали пятнадцать талантов золота в залог того, что рукописи будут возвращены. Царь предпочел лишиться залога и оставил бесценные подлинники у себя, отослав обратно копии. В 235 году до н. э. библиотекой стал заведовать соотечественник Береники II Эратосфен Киренский, который выдвинул революционную идею о том, что Земля круглая. Вычислив ее окружность на основе расстояния между Александрией и Сиеной (нынешний Асуан), он определил длину диаметра Земли с точностью до 80 километров. Он определил, что продолжительность года составляет 365 суток с четвертью, хотя его календарь не был принят египетскими жрецами, которые предпочли придерживаться своего календаря, согласно которому год состоял из 360 дней и еще пяти дней, отводившихся для праздников богов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"

Книги похожие на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джоан Флетчер

Джоан Флетчер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"

Отзывы читателей о книге "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.