Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Описание и краткое содержание "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать бесплатно онлайн.
Клеопатра.
Едва ли не самая известная женщина в мировой истории.
Легенды, которые рассказывают о ней, настолько противоречивы, что их можно счесть ложью или поэтическим преувеличением.
Так какой же была Клеопатра в действительности?
Слабой правительницей, попавшей в жернова непростой эпохи, — или умным, циничным политиком, готовым ради независимости Египта на все?
Была ли она так красива, как принято считать?
И наконец, покончила ли она с собой — или была убита?
Книга доктора Джоан Флетчер не только развенчивает многие легенды о Клеопатре, но и раскрывает тайны великой царицы.
Вода, как известно, обладает терапевтическими свойствами, и одним из видов гидротерапии было лечение холодной водой, методику которого разработал греческий раб Антония, Антоний Муза. Его метод оказался таким результативным, что статую Музы поставили рядом с Асклепием и богинями, дарующими здоровье, Гигиеей и Фортуной. И поскольку на Западе Исида-Фортуна считалась также богиней-покровительницей ванн, а Афродита на Востоке ассоциировалась с купанием, неудивительно, что Клеопатра как земное воплощение Исиды-Афродиты стала тесно связана с этим процессом и была увековечена в понятии «купание Клеопатры», часто встречавшемся в Древнем мире.
Клеопатра, конечно, чувствовала бы себя вполне комфортно в роскошной обстановке большинства банных заведений. В то время называли «тараканьей дырою ту баню, которая устроена не так, чтобы солнце целый день проникало в широченные окна, не так, чтобы в ней можно было мыться и загорать сразу, чтобы из ванны открывался вид на поля и море»[321].
Застекленные окна в ванных на вилле в Лавренте выходили на море. Для застекления использовался полупрозрачный селенитовый камень, называвшийся «petra specularis». Достоверность описаний в римских источниках стеклянных потолков, больших зеркал, мозаичных полов, мраморной облицовки, многочисленных статуй, серебряных кранов и «ступеней, по которым с шумом сбегает вода»[322] подтверждается находками в Египте серебряных ванн с кранами в виде львиной головы и интерьером дворца I века до н. э. в Кесарии (Палестина). Во дворце в облицованных мрамором ванных с системой гипокауст имелись горячие комнаты кальдарии, где кожа очищалась, и холодные комнаты фригидарии с бассейном, в который ныряли, чтобы освежиться, и тогда поры закрывались.
Ежедневно, как по расписанию, по-видимому, в обычных сандалиях на деревянной подошве, чтобы ноги не скользили по мокрому мраморному полу, Клеопатра направлялась купаться в сопровождении небольшой армии прислужниц, которые несли махровые полотенца, морские губки и пемзовые терки с бронзовыми ручками. И хотя у римлян не было мыла, египтяне с давних времен в качестве моющего средства использовали твердую каустическую соду, а александрийцы еще и корень мыльнянки.
Что касается очистительных кремов, то крем бреху делали из растертых, вымоченных в воде семян люпина, а римский аналог этого средства ломентум изготавливался из размолотых бобов. В одной из своих эпиграмм римский поэт Марциал писал: «Ты натирай-ка живот свой морщинистый этой мазью, если средь белого дня в бани Стефана пойдешь»[323]. Та же самая бобовая мука и растертые семена люпина входили в состав другого средства, которое рекомендовал модницам поэт Овидий: «Гнезда плаксивых птиц раздобудь (потому «зимородным» снадобье зовут). Пятна сгоняет оно»[324], что является иносказательным описанием помета пегого зимородка. Содержащийся в нем фермент — аминокислота, способствующая заживлению кожи, — рекомендовался римским пособием I века до н. э. «Medicamina Faciei Femineae» («Притиранья для лица») и в настоящее время используется в модных салонах красоты лондонского Найтбриджа для наложения масок при ожогах солнечными лучами.
Помимо того что Клеопатра пользовалась притираниями на минеральной основе, такими как creta fullonica, в состав которого входила глина, нитрум, который делали из пепла, и смеси мела с уксусом, она, как любят говорить, принимала ванны из молока ослиц. Ее примеру, чтобы разгладить морщинки и смягчить кожу, следовали многие состоятельные римлянки. По этому поводу римский поэт-сатирик Ювенал писал: «Вот умывается в ванне молочной, ради которой она погнала бы ослиное стадо»[325]. Жировая эмульсия молочного белка улучшала структуру сухой кожи, а молочная кислота разглаживала морщины или даже обесцвечивала пигментацию точно так же, как бычья желчь использовалась для удаления пигментных пятен.
Римляне высшего класса чистили зубы содой и бикарбонатом, а также жевали смолистое вещество фисташкового дерева и ароматизированные пастилки, чтобы освежить дыхание. Они также пользовались зубочистками и делали маникюр пемзой и бронзовыми инструментами. В «карманный набор», похожий на швейцарский армейский нож, входило приспособление вроде бронзовой ложечки для чистки ушей, а для состоятельных людей — золотой или серебряный пинцет. Говорили, что Цезарь пользовался щипчиками для удаления волос alipilus, и при нем всегда находился цирюльник, который «не только стриг и брил, но и выщипывал волосы»[326], и пользовался он острой металлической бритвой.
В отличие от древнеегипетской практики полного удаления волос с тела обоими полами классический мир считал мужскую депиляцию проявлением изнеженности. Только женщины должны были избавляться от волос и следить за тем, чтобы «грубый не рос волос на крепких ногах»[327]. Волосы смягчали сильно нагретой скорлупой грецкого ореха или их удаляли смесью древесной смолы, камеди или воска с различными каустическими веществами.
Помимо средств для удаления нежелательных волос на теле, египетские царицы часто пользовались различными препаратами, вызывающими интенсивный рост волос, от маслянистого состава, которым пользовались еще в Век пирамид, до нескольких видов восстановителей волос, созданных самой Клеопатрой. Древнеримский врач Гален, живший во II веке н. э., в своих трудах приводит несколько рецептов «медицинских средств, записанных с ее слов». Вот один из них: «При выпадении волос приготовьте пасту из реальгара [моносульфида мышьяка] и смешайте ее с дубовым соком, полученную массу нанесите на кусок ткани и приложите к тщательно вымытому натром [гидроксидом натрия] участку кожи». К этому рецепту Гален сделал такую приписку: «Я сам смешивал натр с мылом по этому рецепту, результат получился отличный»[328].
Хотя в такой помощи скорее нуждался Цезарь, чем Клеопатра, он предпочитал скрывать увеличивающуюся лысину венцом. В ходу были также парики и шиньоны, чтобы скрыть облысение или придать более пышный вид тому, что осталось. Осваивая трехтысячелетний пастижёрный опыт египтян, римляне вместе с тем импортировали черные волосы из Индии и светлые и рыжие — из Северной Европы. Ими они либо подновляли имевшиеся парики, либо создавали совершенно новые. Так, для одной римлянки — приверженки Исиды был сделан парик в виде прически с пучком «а-ля Клеопатра». Однако в отличие от египтян, носивших нарочитые и часто очень стилизованные парики, в римском мире к ним относились с чувством юмора или небрежением. Когда к одной девушке неожиданно пришел ее обожатель, «вышла красотка, парик задом надев наперед»[329].
Хотя римское общество оказывало давление на женщин, требуя, чтобы они были красивыми, предполагалось, что они будут делать так, будто их красота совершенно естественная. Не случайно Овидий писал:
Но красота милей без прикрас — поэтому лучше,
Чтобы не видели вас за туалетным столом. <…>
Ты выходи напоказ лишь во всем совершенстве:
Скрой свой утренний труд, спящей для нас притворись.
Надо ли мне понимать, отчего так лицо твое бело?
Нет, запри свою дверь, труд незаконченный спрячь.
Что не готово, того не показывай взгляду мужскому —
Многих на свете вещей лучше им вовсе не знать[330].
Поэтому обычно за закрытыми дверями ванной комнаты мылись, делали депиляцию, натирались маслами, после чего это масло вместе с потом соскребали металлическим инструментом под названием стригил. В Египте еще несколько тысячелетий назад существовали массажисты. Терапевтический эффект от массажа усиливался веществами, обладавшими специфическими медицинскими свойствами, и считалось, что они защищают от невидимых сил. Богов и царей обычно умащали такими дорогими маслами, и на картинах даже изображали, как придворные растирают царские ноги на различных государственных церемониях. Известен по крайней мере один случай, когда Клеопатре вот так растирали ноги[331], вероятно, дорогостоящей мендезианской мазью, которую делали из мирры, корицы и смолы и втирали в ступни.
Точно так же, не обращая внимания на цену, использовали различные составы для ее рук. Как-то раз она отдала 400 динариев за один фунт увлажнителя на медово-масляной основе с добавлением куфи, сладкой и острой смеси корицы, меда, вина и смолы, которая действовала на организм как снотворное. Этот состав источал специфический аромат, «располагающий ко сну, и все печали напряжения дневных забот без помощи вина аромат распускает как узлы и ослабляет»[332]. Считалось, что это лучшее средство расслабиться после напряженного дня.
Хотя некоторые предшественницы Клеопатры способствовали распространению египетских духов, прежде предки Цезаря запрещали «заморские духи» за то, что они оказывали тлетворное влияние, а вот теперь они стали криком моды. Их названия, такие как «Эликсир Афродиты» или «Расцвет молодости», ничего не говорят о компонентах, но дают представление о маркетинговых технологиях, которые даже тогда апеллировали к извечному стремлению к красоте. Во время пребывания в Риме Клеопатра, наверное, пользовалась родинонскими духами из роз, любимого цветка ее киренской предшественницы Береники II и священного цветка Венеры и Исиды. С розовых плантаций, находившихся севернее Неаполя, цветы поставлялись парфюмерам, а о том, что оливы и цветы выращивались вокруг «Виллы парфюмера» в Помпеях, свидетельствуют местные настенные росписи на сюжеты производства духов, а на одной из картин изображен даже дегустатор, нюхающий конечный продукт на запястье.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Книги похожие на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Отзывы читателей о книге "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой", комментарии и мнения людей о произведении.