Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Описание и краткое содержание "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать бесплатно онлайн.
Клеопатра.
Едва ли не самая известная женщина в мировой истории.
Легенды, которые рассказывают о ней, настолько противоречивы, что их можно счесть ложью или поэтическим преувеличением.
Так какой же была Клеопатра в действительности?
Слабой правительницей, попавшей в жернова непростой эпохи, — или умным, циничным политиком, готовым ради независимости Египта на все?
Была ли она так красива, как принято считать?
И наконец, покончила ли она с собой — или была убита?
Книга доктора Джоан Флетчер не только развенчивает многие легенды о Клеопатре, но и раскрывает тайны великой царицы.
Хотя некоторые предшественницы Клеопатры способствовали распространению египетских духов, прежде предки Цезаря запрещали «заморские духи» за то, что они оказывали тлетворное влияние, а вот теперь они стали криком моды. Их названия, такие как «Эликсир Афродиты» или «Расцвет молодости», ничего не говорят о компонентах, но дают представление о маркетинговых технологиях, которые даже тогда апеллировали к извечному стремлению к красоте. Во время пребывания в Риме Клеопатра, наверное, пользовалась родинонскими духами из роз, любимого цветка ее киренской предшественницы Береники II и священного цветка Венеры и Исиды. С розовых плантаций, находившихся севернее Неаполя, цветы поставлялись парфюмерам, а о том, что оливы и цветы выращивались вокруг «Виллы парфюмера» в Помпеях, свидетельствуют местные настенные росписи на сюжеты производства духов, а на одной из картин изображен даже дегустатор, нюхающий конечный продукт на запястье.
Чтобы поддерживать на высоком уровне общественный имидж, Клеопатре, наверное, требовался целый арсенал косметики, поэтому ее личные покои были забиты разного рода сундуками и ящиками с отделениями для хранения бутылочек, горшочков, пузырьков и тарелочек для смешивания. Сосуды для косметики и парфюмерии из горного хрусталя, агата с прожилками, серебра, золота и цветного стекла варьировались по форме от простых, похожих на пробирку «ангуентарий» радужного цвета до миниатюрных амфор, флаконов из синего стекла с ручками в виде головы дельфина, бутылочек также из синего стекла в виде грозди винограда или синих птиц — типичных изделий стекольщиков Северной Италии. Хотя считалось, что духами пользуются только женщины, флакон из-под духов так часто находят на бывших местах расположения военных гарнизонов, что «нельзя не прийти к заключению, что иногда от римских солдат исходил приятный запах»[333].
В римских казармах также имелись бани и туалеты. Даже в общественных туалетах в Остии были мраморные сиденья, мозаичные полы, крашеные стены и алтарь богини Исиды-Фортуны. Саисские и александрийские цари пользовались золотыми горшками, а их содержимое удалялось в систему подземной канализации, по которой нечистоты сбрасывались в море. Проблема личной гигиены решалась с помощью губки на палочке, а при менструации брали куски ткани — «полоски для зада», как они назывались в документах древнеегипетских прачечных, — или переработанную старую материю — по-гречески «rhakos», которую использовали как тампоны. Считалось, что лучший способ решить проблему предменструального синдрома — это забеременеть.
Судя по литературным произведениям того времени, а также по надписям на стенах бань, это, несомненно, случалось в расслабленной обстановке ванной; совместные посещения бань стали нормой для всех классов к концу I столетия до н. э. и любимым времяпрепровождением супружеских пар. Затем традиционно, ближе к вечеру или вечером, устраивали ужин, за которым, поскольку завтрак был весьма скромным, а обед — не более чем легкой закуской, потреблялась основная дневная норма пищи.
Званые ужины являлись выражением социального статуса. Стены в столовых обычно красили в яркий красный цвет или мрачный черный и украшали натюрмортами. Тема еды могла присутствовать даже в напольных мозаиках с изображением и по-восточному колоритных, сверкающих на солнце свежих морепродуктов, и словно разбросанной во время пиршества всякой снеди — действительно «Неубранный зал». Контрастировали с такими картинами монохроматические мозаики со скелетом, несущим кувшины с вином и словно говорящим: «Ешьте, пейте, веселитесь». Точно так же, как у Геродота, когда небольшие чучела покойников приносили на египетские пиры, чтобы подчеркнуть преходящую сущность жизни.
Гости возлежали на ложах вокруг центрального обеденного стола. Каждый имел две полотняные салфетки — одну повязывали на шею, а другой вытирали пальцы. Вилок тогда еще не придумали, хотя римляне обожали привезенное с Востока столовое серебро. После обращения с молитвами к богам процессия слуг вносила серебряные и золотые блюда с едой.
Основным продуктом питания в древности служил хлеб. Богатые ели хлеб из лучшей пшеничной муки artophites, солдатский рацион составлял хлеб buccelltum, лепешками из грубых отрубей кормили рабов и собак. И хотя в силу экономической необходимости большинство римлян к хлебу добавляли разве что яйца и овощи, простая пища считалась признаком республиканских пристрастий перед наплывом экзотического съестного с Востока. Одному римскому полководцу III столетия до н. э. достаточно было тарелки пареной репы, потому что «человек, который довольствуется таким обедом, не нуждается в золоте»[334]. Однако Цезарь и Клеопатра, как и большинство богатых римлян, рассчитывали на более разнообразное меню за обеденным столом, чем хлеб и репа.
Традиционной любимой закуской — gustatio — было блюдо из спаржи, подававшейся за столом Цезаря с приправой на основе оливкового масла, или из нее делали какие-нибудь муссы. Одновременно подавали такие блюда, как грибы в красном вине, сельдерей в изюмном соусе, чечевицу с мидиями и травами, маслины в приправленном ароматными травами масле, хлеб с оливковой пастой, овощные оладьи и небольшие сырники в виде шариков — globi.
В Риме Клеопатра, наверное, во всем старалась подражать римлянам, и неудивительно, если она наслаждалась чем-то вроде современной широкой лапши, называвшейся lagana, которую обожал сподвижник Цезаря Цицерон, а также кукурузной лапшой palmentus. При добавлении в нее сыра получалось блюдо puls punica — каша по-карфагенски. Уже в те времена выделывали много сортов сыра — от ricotta (творога) до более мягких сливочных сыров с наполнителями из трав и орехов. Сицилийские повара славились тем, что свои блюда заправляли большим количеством сыра, однако их рыбные блюда с сыром не всем приходились по вкусу.
Тем не менее рыба простая, хорошо приправленная, часто подавалась в качестве primae mensae — основного блюда. Любимые у греков и многих итальянцев всевозможные морепродукты добывались в Неаполитанском заливе, хотя Цезарю они также поставлялись из рыбного хозяйства его богатого двоюродного брата, специализировавшегося на ловле морского угря, которого, вероятно, подавали к столу Клеопатры, когда она жила в Риме. Угорь был одной из самых дорогих рыб, а то, что египтяне поклонялись ему, стало предметом шутливой ремарки в одной греческой комедии: «Вы считаете угря великим божеством, а мы — деликатесом»[335].
Но тогда чрезмерная любовь к морепродуктам у греков также граничила с религией.
В одном рецепте приготовления угрей в свекольной ботве они сравнивались с богинями в брачном возрасте точно так же, как двух сестер-гречанок назвали анчоусами за «их бледность, худобу и большие глаза»[336]. Некоторых людей за то, что они обожали рыбу, называли «рыболюбами», хотя правильнее их было бы называть «женолюбами» за их любвеобильность, вот почему рыба обычно символизирует любовные чары. Обычная барабулька ассоциировалась с богиней классического пантеона Гекатой, а нильский окунь считался священным животным Хатхор. У египтян ассоциация между рыбой и любовной игрой отражена в словах, с которыми выходящая из воды девушка обращается к своему возлюбленному: «Посмотри, у меня между пальцев трепещется красная рыбка». Тогда, как и сейчас, некоторые морепродукты считались афродизиаками. Согласно поверьям, Венера в полночь ела устрицы. Не трудно представить, что Цезарь и Клеопатра вместе вкушали блюдо из устриц, доставляемых в Рим даже из Красного моря и Британии, надо полагать, во льду или в уксусе.
На столах богачей могли быть и такие экзотические деликатесы, как британская говядина, привезенная через Галлию, «нумидийские птички» — цесарки из Северной Африки, копченые перепела из Египта, любимое кушанье Александра, и даже индийские павлины, которых содержали как декоративных птиц, но в некоторых случаях их мясо употребляли в пищу, хотя оно такое жесткое, что из него делали котлеты, а потом их тушили в бульоне. Подавали и более ординарные блюда: жареного ягненка, утку, голубя или молочного поросенка с разными замысловатыми соусами. У секретаря Цезаря Авла Гиртия был повар, восхищавший всех своими отменными соусами; он готовил и ягненка по-лидийски с сыром фета, и говядину или телятину в кисло-сладком соусе.
Сомнительно, чтобы Клеопатре довелось отведать знаменитые римские деликатесы, такие как сони[337] в меду или сваренные в молоке улитки с соусом из забродивших рыбьих внутренностей. Римляне очень любили эту приправу и добавляли ее для пикантности в большинство блюд. Она обязательно стояла на столе, как и более острая приправа гарум. Еда у римлян получалась очень острой, из-за того что они часто приправляли ее солью, винным уксусом, дорогим черным перцем, который, как и имбирь, гвоздику и куркуму, везли из Юго-Восточной Азии через египетские порты на Красном море.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Книги похожие на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Отзывы читателей о книге "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой", комментарии и мнения людей о произведении.