» » » » Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа


Авторские права

Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство МЫСЛЬ, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Павел Флоренский Философия культа
Издательство:
МЫСЛЬ
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Павел Флоренский Философия культа"

Описание и краткое содержание "Павел Флоренский Философия культа" читать бесплатно онлайн.



(электронная версия книги - Флоренский П.А. - Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие) - 2004. Примечания в квадратных скобках соответствуют примечаниям внизу страницы бумажного издания. Примечания в фигурных скобках - примечаниям бумажной версии, вынесенных в конец книги).






5) {944}

1908.VI. Серг<иев> Πос<ад>

1) Тареев {945} физику, механику, химию, физиологию и прочие процессы пространственно-временного мира ставит в ряд, на одну доску с этикой и духовным самосознанием и богосознанием, откуда и получает: одно—конечно, естественно, вне катего рии святости; другое—бесконечно, божественно, свято или греховно. Это — ошибка.

Физике etc. надо противополагать не духовн<ое> сознание), а психологию и т. п. Тогда скажете, что дано 2 ряда конечных, условных, ограниченных явлений—внутренние и внешние, и это все, что дано научно. Все, что будет еще дано, будет чудом, ибо в нем необходимо совмещается конечная данность естественного и бесконечная—божественного. Но это немыслимо. Таинство в шир<оком> смысле и есть такое невозможное сочетание трансцендентности с имманентностью. И таинство может быть одинаково (или одинаково не может быть) как в психологии, так и в физиологии и в физике. И там и тут конечное должно пресуществиться.

Для Тареева существует какая-то естественная бесконечность—в личности. Но это—не критично, не соответствует

началам критицизма. Бесконечность может быть даваема лишь символически, чрез конечное, что и есть таинство.

2) Из этого же ошибочного некритичного представления о психологии (которую Тареев смешивает с богосознанием) вытекает и преклонение пред героизмом, как пред бесконечностью sua ipsa natura {946}. Тогда как героизм есть не бесконечное, а лишь большое или притязающее быть большим и, как таковое, принципиально нисколько не разнится от конечного. Где же именно произойдет пресуществление—неизвестно, и величина героического акта сама по себе не составляет никакого мотива ждать пресуществления именно героического, а не повседневного.

3) Тареев не понимает кенозиса, хотя написал о нем целую книгу {947}. Подвергающийся кенозису Бог все-таки остается у него в надмирных сферах. У него нет ό λόγος σαρξ έγένετο {948}. <6 слов нрзб.>

4) Но если может быть пресуществленным то или иное переживание, то точно так же может быть пресуществленным и слово, и действие, и вещь, и вещество, и огонь, и явлен<ие> природы. Чудо есть действительное чудо. Пресуществляется кусочек природы, делается трансцендентным, оставаясь имманентным. И «это место свято»{949}. (Это исправление надо внести в статью «О суеверии» {950}.)

5) Чудо есть пресуществленная, выделенная часть природы из общего строя—в мире, но не от мира{951}, по виду подобная (хотя, б<ыть> м<ожет>, и не тождественная всему прочему), но по существу иная, новая, новая тварь.

6) Вследствие того, что феноменализм понимается Μ. М. Тареевым условно, односторонне, получается в отношении к душевн<ым> явлениям спиритуалистическая концепция, признающая за душевными движениями какую-то безусловную реальность.

Суббота—покой

Святой день есть праздник, он праздный, незанятый, пустой (т. е. от мирских, буднишных, повседневных занятий, от сутолоки)— образующий священный перерыв житейского потока, пауза, полная выразительного моления. Так же отрицаются житейские стенания.

Аляповатость культа

Изучить греческ<ую> и еврейск<ую> эортологию{952} (см. слов<арь> Pauly Wissow'a) для греческой эортологии.

Каковы корни слова «праздник» в евр<ейском> и греческом) и др. языках. Параллели к <?> рус<скому> «праздник».

Контрапунктическое развитие праздничных тем в годовом цикле праздников. «Предпразднества» и отдания, преполовения. Вступление новых тем. Циклы праздников. Лейтмотив etc.

Таинство—μυστήριο ν — <3 нрзб.> или невидимое <1 нрзб.> как сравнительная недостача эмпирических элементов, неполнота изобилия <?> прямо противоположно тому, как учат ницшеанцы, для которых таинство большая полнота <1 нрзб.> эмпиризма.

1909

1909.III.26. Великий четверг, с. Толпыгино

1. Просфоры бледные, недопеченные, скосившиеся набок,— совсем белые грибы.

2. За 12-тью Евангелиями стояли чинно и тихо,—даже дети, хотя служба шла от 7 ч. до \QlU ч· ночи. Чинно входили, чинно, без толкотни, без шума, без давки расходились, медленно крестясь и защищая рукою святой огонь (свечки).

3. Все стояли с желтыми, ярыми свечами. От них шел ток теплого, медвяного воздуха,— совсем летнего, как с луга или с пчельника.

При начале каждения Евангелия свечи зажигались, по окончании—задувались. Тогда распространялся приятный чад, медвяный...

4. Мудрое построение цикла пасхального: полнота мирской радости (масленица) контрастирует с резко наступающим постом (1-я нед<еля». Пост сперва постепенно ослабляется, потом на 7-й нед<сле) снова делается строгим и достигает скорого своего предела в святую ночь, где он резко контрастирует с порывом радости. Затем радость постепенно ослабляется и затем снова начинает нарастать—к Троицыну дню, где духовная радость снова достигает апогея и здесь внезапно сменяется мирскою радостью, началом коей являются троицкие березки. Гадания и проч<ее). Цикл скорби обнимает 7 седмиц, и цикл радости—7 седмиц. Итого, 2x7 седмиц выделенных из года,— особых—пресуществленного времени.

Эти 2x49=98 дней в отношении к целому году (365 дн<ей» составляют почти в точности меньшую часть золотого сечения, ибо


4’.Великий четверг—этот литургический и сакраментальный узел всего года богослужебного;

Цикличность Четыредесятшщы и Пятидесятницы {953}


в этот день: сушат Св. Дары,

освящают просфоры (вынимают), пережигают соль,

выжигают Крест над дверями и окнами, омывают мощи и запасаются свечами—освящают.

5. Вел(икий) Пост начинается масленичными фейерверками да кострами и кончается пасхальными фейерверками, плошками и кострами. Шумное мирское окружает тихое, внемирное{954}.


Загадки на загатках.

(Эпилог «Столпа»)

1909.IX.8. Рожд<ество> Богород<ицы>. Сер<гиев> Пос<ад>

1) Диалог. В него вкраплены еще диалоги, в качестве повеетвования. Последние — кабачно-бардачные по обстановке, таинственно-жгучие по содержанию. «Я дочь звездного неба и широкогрудой земли» {955}.

2) Действие—на загатках.

3) Начинается: после обедни, говорит один из участн<иков> разговора о том, что служба ему не нравится — бедно слишком. Приводит примеры жалкости и безвкусия («бум<ажные> цветы», «ленты» etc.). Ему возражают другие, что это почему-то кажется хорошо. Вспоминаются детские проказы в церкви (игра в бабки крестом, заглядывание в щелочку с клироса, заснул в церкви). Характеристика народн<ой> молитвы. Анекдоты. Жит<ия> святых <?>.

4) Выяснится, что суть таинства тут, в бедности обнаруживается <1 нрзб.> горнее. Доказывается исторически: <4 нрзб.> Икона и картина. Католицизм и православие.

5) Постепенно переходят к сущности таинства. Κένωσις. «Нелепость» этого.

6) Жизнь, как Κένωσις{956}. Кабак.

7) Смирение, как основная добродетель. Христос.

8) Гимн «рабьему зраку»{957}. Снова Христос.

Для Антроподицея

1) Несколько диалогов в диалоге.

2) Один диалог 3-ей степени.

Несколько басен.

3) Неск<олько> мифов.

4) Повесть.

5) Письма.

6) Стихи.


Действие диалогов продолжается 1 год и охватывает собою богослужебный годовой цикл.

Связь богослужебн<ого> цикла с натуралистическим. а«. также запись 1909.ΧΙ.14 на с. 311 наст, изд.}

1910

1910.11.14

Религия и культура

Проследить по старым книгам (эпохи Возрождения и т. п.) «эволюцию» «коронидов»{958}, так в старых книгах.

1) Знак прямо изображался в виде крылатого шара

(См. также запись 1910.11.24 на с. 311 наст, изд.}

1910.III.1. Серг<иев> Πос<ад>

1910.IV.15. Серг<иев> Πос<ад>

Закон концентрации символов (научно-филос<офский), религиозн<ый».

Закон концентрации мифологических сюжетов. Закон концентрации (амплификации) научныхтерминов и закон их дифференциации!

Закон концентрации символов, сюжетов, терминов и научных теорий заключается в том, что раздельные символы etc. имеют тенденцию сливаться, сочетаться в сложные многообразные группы, причем противоречивость или во всяком случае несходность символов etc. уравнивается, «темперируется». Исходя из разных исходных пунктов, люди строят отдельные символы, сюжеты, теории; но затем построенное стараются объединить, совокупить, устанавливают общую, несколько неопределенную точку зрения, и эта последняя, в силу своей неопределенности, лишает каждый из символов etc. его первичной отчетливости и строгости (четкости).

1910.III.13

Миф и святыня

Как цепкий плющ вьется около дерева, так обвивает святыню (sacrum) миф. И как плющ, завивши своими гибкими ветвями весь ствол, затем иссушает и душит его, сам становясь на место него, так и миф, окутав святыню, скрывает и уничтожает ее, и она, в конце концов, теряет собственную жизнь, теряет смысл сама по себе и, в результате, истлевает под придушившим ее, все разрастающимся мифом, и гибнет, губя с собою и миф, но как в лесу на прахе дерев растут плющи, и на прахе плющей—дерева, так и в религии: на прахе святыни—мифы, на прахе мифов—святыни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Павел Флоренский Философия культа"

Книги похожие на "Павел Флоренский Философия культа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Флоренский

Павел Флоренский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа"

Отзывы читателей о книге "Павел Флоренский Философия культа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.